Проведение констатирующего и формирующего эксперимента
Целью данного вида квалификационной работы является практическое исследование научной проблемы, внесение в педагогический процесс преднамеренных изменений, рассчитанных на повышение его эффективности, с постоянной проверкой и оценкой результатов. Данный вариант практической части выпускной квалификационной работы, как правило, включает элементы психолого-педагогического обследования и использование передового педагогического опыта, создание новых средств и методов обучения и воспитания.
Практическая часть квалификационной работы может включать:
- разработку инструментария: анкеты, опросники и т.д. Подробно описываются такие методы и методики, которые не являются общеизвестными, представляют собой модификации стандартных методов или разработаны специально для данного исследования;
- разработку уроков, занятий, анализ передового педагогического опыта, программ и т.п.;
- описание упражнений, тренингов, заданий и т.д.
Практическая глава может иметь формальный («Экспериментальная работа по …» и т.п.) или содержательный («Основные этапы формирования экологической культуры младших школьников» и т.п.) заголовок.
При оформлении результатов экспериментальной работы необходимо помнить, что указание точных имен испытуемых является нарушением профессиональной этики. Если возникает необходимость сослаться на данные конкретного человека, то его представляют обычно либо под вымышленным именем, либо под числовым или буквенным кодом, либо под первыми буквами имени и/или фамилии. Но в целом наибольший интерес представляют обобщенные данные, для получения которых прибегают к более или менее сложным математическим и статистическим операциям (расчет средних показателей, процентные соотношения, коэффициенты корреляции и т.п.).
В первом параграфе описываются условия протекания эксперимента.
При описании условий протекания экспериментанеобходимо указать:
1.Цель эксперимента.
2.Задачи экспериментальной работы.
3.Этапы экспериментального исследования.
4.База экспериментального исследования.
5.Описание особенностей применявшейся процедуры:
- описание выборки (возраст испытуемых, пол испытуемых, социальные характеристики, образование испытуемых, экспериментальная искушенность испытуемых, перечень критериев отбора испытуемых);
- изложение основных условий проведения эксперимента;
- описание использованных методик (название, автор, направленность, инструкция, надежность и валидность);
- фиксация различий, созданных для экспериментальной группы в сравнении с контрольной.
Численность выборки испытуемых должна обеспечивать получение доказательных эмпирических данных. Количество испытуемых в отдельной выборке обычно бывает не менее 20–25 человек.
Во втором параграфе представляются и интерпретируются результаты экспериментальной работы с использованием статистических методов. Удобнее всего излагать результаты, придерживаясь установленной последовательности задач.
Характерный стиль изложения результатов эмпирического исследования таков:
«Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики (метода)».
«Они представлены в таблице…»
«Как видно из таблицы... испытуемые... характеризуются...»
«Таким образом, можно сделать вывод, что...»
Оформление таблиц.
Числовые данные представляются в виде таблиц. Таблица представляет собой упорядоченные по вертикали и горизонтали наборы количественных и качественных данных. Таблицы по содержанию делятся на аналитические и неаналитические.
Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа числовых данных. После таких таблиц делается обобщение в качестве нового знания, которое вводится в текст с помощью следующих выражений: «данные таблицы позволяют сделать вывод, что…», «данные таблицы позволяют заключить, что…»; они часто позволяют выявить и сформулировать определенные закономерности.
Неаналитические таблицы содержат необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации. Эти таблицы рекомендуется включать в приложения (например, индивидуальные результаты испытуемых...).
Таблица обычно занимает одну страницу. Если таблица не умещается на одной странице, то она переносится на другие. При этом заголовок помещается только на первой странице, а на следующих страницах следует повторить шапку таблицы и отметить: «Продолжение таблицы…». Если шапка таблицы громоздкая, то пронумеровываются графы и их нумерация повторяется на следующих страницах.
Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Слово «Таблица» с номером следует размещать в правом верхнем углу (например, «Таблица 1»).
Если в работе всего одна таблица, то её не нумеруют.
Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица».
Графы строк и столбцов таблицы должны иметь заголовки, начинающиеся с прописных букв, и подзаголовки, которые пишутся со строчных букв. Заголовки граф указываются в единственном числе. Графу «номер по порядку» (№ п/п) можно не включать. Если заголовки граф очень длинные, то их можно заменить краткими условными сокращениями или цифрами, расшифровку которых помещают в перечне заголовок таблицы. В таблице не должно быть пустых граф. Если цифровые или иные данные в графе не приводятся, то ставится тире.
Таблицу лучше разместить так, чтобы её можно было читать, не поворачивая работу. Если такое размещение затруднено, то таблица располагается так, чтобы её можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.
Для представления эмпирических данных полезно также использовать такие графические формы, как диаграммы, гистограммы, полигоны распределения, корреляционные плеяды и т.п.
Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. Результаты обработки числовых данных можно представить в виде графика, на координатных осях которого откладываются значения изучаемых количественных показателей. При использовании двумерного графика по оси абсцисс обычно размещают независимую переменную, по оси ординат – зависимую переменную.
Рекомендации по построению графиков:
1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.
2. По осям координат должны быть указаны условные обозначения в принятых сокращениях. На осях координатных осей стрелок не ставят.
3. Линии на графике должны отражать значимость параметра; надписи, относящиеся к кривым и точкам, заменяют цифрами, а расшифровку приводят в подписи под рисунком.
4. На одном графике не разрешается выполнять больше четырех кривых.
Диаграммы используются главным образом для изображения соотношения между величинами. Диаграммы могут конструироваться разными способами. В круговой диаграмме диапазон изменяемой величины представлен кругом (100%). Секторы круга означают долю того или иного объекта. При помощи таких диаграмм удобно показывать различные зависимости. В ленточной диаграмме длины последовательно расположенных прямоугольников показывают относительные величины выражаемого процесса или явления. В столбчатой диаграмме расположение прямоугольных столбиков показывает относительные величины выражаемого явления или процесса. Такой вид диаграмм часто называют пиктограммой.
Гистограмма является разновидностью диаграммы и по форме представляет собой прямоугольники, ориентированные относительно оси ординат или абсцисс. Эта форма представления информации эффективна в случаях, когда необходимо быстро «на глаз» определить превосходство по какому-либо признаку одного процесса или явления над другим, когда точность информации не является обязательным условием. Изображаемая величина на гистограмме представлена площадью прямоугольного столбца. При использовании гистограммы следует помнить, что чем проще форма предъявления информации, тем с большей легкостью эта информация поддается интерпретации, тем легче она будет понята. Гистограмма представляет собой средство объяснения и ценность данных снижается, если они сами требуют долгого объяснения. Простота формы гистограммы является важнейшей предпосылкой понимания смысла приведенных в ней данных.
Все иллюстрации, графики, диаграммы и т.п. обозначаются как рисунки: «Рис.1», «Рис. 2». Рисунки нумеруются арабскими цифрами в пределах всей работы. Все подобные изображения должны иметь названия, которые помещаются под ними после обозначения номера рисунка. При необходимости после названия рисунка помещается текст, поясняющий его содержание.
Все таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации комментируются в тексте. Отсутствие словесного описания каждого графического отображения считается методической ошибкой. Студент не должен полагаться на то, что в данной графической форме (например, в диаграмме) и так всё видно. Следует указать все сходства и различия, привести оценки по величине; указать статистическую значимость различий и изменение показателей, перечислить и подчеркнуть наибольшие и наименьшие позиции.
При ссылках на таблицы следует писать: «в соответствии с данными таблицы 5 ...», или «как видно из таблицы 3 ...», «результаты, приведенные в таблице 5, показывают, что ...»; можно привести ссылку и на номер таблицы (например, см. табл. 8).
При ссылках на рисунки пишется: «как видно на рисунке 7 ...»; «как представлено на рисунке 1 ...»; « из рисунка 5 видно, что ...» или указывается номер рисунка в скобках (например, рис.1). Если далее по тексту необходимо повторно обратиться к рисунку, то ссылка оформляется так: (см. рис. 6) или (см. рис. 6 на стр. 24).
После приведения количественных и качественных данных необходимо их сопоставить, аналитически описать, обобщить, дать им объяснение исходя из опыта предшествующих исследований и собственного понимания механизмов изучаемых явлений.
При оформлении результатов экспериментальной работы необходимо помнить, что указание точных имен испытуемых является нарушением профессиональной этики. Если возникает необходимость сослаться на данные конкретного человека, то его обычно представляют либо под вымышленным именем, либо под числовым или буквенным кодом, либо под первыми буквами имени и/или фамилии. Но в целом наибольший интерес представляют обобщенные данные, для получения которых прибегают к более или менее сложным математическим и статистическим операциям (расчет средних показателей, процентные соотношения, коэффициенты корреляции и т.п.).
Третий параграф включает описание разработанных рекомендаций, программы, комплекса упражнений, банка заданий и т.д.
2.5.4. Рекомендации по написанию заключения
Заключение должно содержать выводы, сделанные по результатам всей работы. Эта небольшая по объему часть (3–4 стр.) имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логической форме должны быть представлены итоговые результаты исследования.
В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении. Иногда целесообразно построить текст заключения как перечень выводов, разбив его на пункты, каждый из которых – выделение и обоснование одного конкретного вывода. Главный итог работы должен быть четко сформулирован и отражать авторский вклад в исследование темы. Если работа наряду с теоретическими результатами имеет и практическое значение, это также нужно оговорить.
Из текста заключения должен вытекать общий вывод о том, что цели и задачи выпускной квалификационной работы полностью решены.
2.6. Практические рекомендации
Составление рабочего плана дипломной работы
Работу над выпускной квалификационной работой следует начинать с составления рабочего плана, представляющего собой своеобразную схему предстоящего исследования.
Рабочий план должен отражать примерную структуру будущей работы. Перечень вопросов, включаемых в план, должен соответствовать идее выпускной квалификационной работы и отражать ее содержание.
Желательно в состав рабочего плана включать, помимо рубрик, реферативное изложение вопросов, по которым предстоит систематизировать собранный материал.
Составленный таким образом план практически является черновым вариантом оглавления выпускной квалификационной работы с реферативным раскрытием содержания его частей и разделов.