Психология воспитания и социализация.
Воспитание - это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория "воспитание" - одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).
Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).
Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований.
Критерии воспитанности условно можно подразделить:
1. на «жесткие» – важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи;
2. «мягкие» – для характеристики школьного воспитания, помогают получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь.
Можно выделить две группы критериев воспитанности:
1. содержательные – связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей;
2. оценочные – с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.
Можно выделить:
1. общие критерии для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива;
2. частные критерии – для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств.
По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:
1. связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности;
2. связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.
Социализация – результат и процесс включения человека в общество, социальные отношения, приобретения знания жизни, познания, достижения, культуры и цивилизации. Человек в процессе социализации становится личностью, приобретает знания, умения, навыки, умение общаться и взаимодействовать с другими людьми. Содержание социализации - процесс развития личности (рассматривается со стороны взаимодействия личности и среды) в трёх сферах: общение, деятельность и самосознание. Дифференциация процессов и институтов социализации тесно связана с усложнением социальной структуры и организации общества.
Стадии: дотрудовая, трудовая, послетрудовая.
Деструкции: 1) асоциализация (усвоение антиобщественных норм, ценностей, негативных ролей, стереотипов поведения, которые приводят к деформации общественных связей и дестабилизации общества), 2) десоциализация (деформация нормальной социализации под влиянием (-) микросреды, напр., преступной группы либо с опозданием усвоенная позитивная норма), 3) ресоциализация (восстановление позитивных соц. норм и ценностей, образцов поведения). Социализация делится на первичную и вторичную (Реан): первичная связана с формированием обобщенного образа действительности, вторичная -это приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Этапы социализации (Рощин): 1) ранний (0-12 лет) – не развита когнитивная сторона личности, воздействия воспринимаются неосознанно , с помощью механизмов: страх наказания, подражание, желание заслужить одобрение, идентификация с родителями; 2) 12-18 лет – развивается когнитивная сфера, расширяется круг соц. связей, увеличивается авторитет разных институтов социализации, значимость которых зависит от воспитания, конкретных условий, среды; 3) 18 лет – до конца жизни – человек самостоятелен и критичен в восприятии разных соц. влияний, основной институт социализации – жизненный опыт, который преломляется через систему установок.
Традиционно механизмы социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание).
Таким образом, социализация человека происходит в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, агентами, при помощи ряда механизмов. Однако их функции в процессе социализации могут, как дополнять, так и противоречить друг другу. В связи с этим учителю необходимо определить направление процесса социализации, уметь выявить его позитивные и негативные возможности и найти приемы усиления позитива и компенсации негатива.