Эмиссия и обращение муниципальных ценных бумаг
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от имени муниципального образования могут выпускаться муниципальные ценные бумаги.
Муниципальные ценные бумаги являются одним из способов оформления займов публично-правовыми образованиями. Заемные средства могут направляться на развитие социальных объектов, на текущее содержание или на закрытие кассовых разрывов местных бюджетов. Использование для целей заимствования кредитов банков возможно, не всегда реально, в том числе в силу требований, которые выставляют банковские учреждения.
Муниципальные ценные бумаги могут оказаться важным средством решения территориальных социальных проблем привлечения средств в необходимые инвестиционные проекты. В условиях рыночной экономики муниципальные органы управления вынуждены искать новые источники финансирования социально-экономического развития своей территории, в том числе посредством обращения на фондовый рынок. Все большее число российских муниципалитетов становится его активными участниками в качестве эмитентов долговых ценных бумаг.
Статья 36, гл. 5 закона № 154-ФЗ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит положение о том, что «в доходы местных бюджетов зачисляются... поступления от местных займов», а ст. 42 этого же закона органам местного самоуправления дает право выпускать муниципальные займы.
Эмитентом муниципальных ценных бумаг выступает местная администрация, наделенная уставом муниципального образования правом на осуществление муниципальных заимствований.
Облигационные займы - традиционный и широко распространенный в мире способ заимствования местных органов власти. Путем эмиссии муниципальных облигаций возможно решение многих социально-экономических задач административных территорий государства. Эмиссия муниципальных облигаций обеспечивает возможность финансирования бюджетного дефицита, снижения стоимости обслуживания внутреннего долга, привлечения в экономику региона средств иностранных инвесторов, содействия трансформации сбережений населения в инвестиции, осуществления муниципальных социально-экономических программ.
Муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.
В случае выпуска именных муниципальных ценных бумаг в документарной форме с обязательным централизованным хранением имя владельца указанных ценных бумаг не является обязательным реквизитом глобального сертификата. В этом случае в глобальном сертификате указывается наименование депозитария, которому эмитентом передается на хранение указанный сертификат, с указанием против его наименования реквизита "депозитарий". Указание в глобальном сертификате наименования депозитария не влечет за собой перехода к депозитарию прав на ценные бумаги выпуска, оформленного данным глобальным сертификатом.
Муниципальные ценные бумаги размещаются выпусками. В рамках выпуска муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг.
Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши. Транш - часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения. Размещение траншей одного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих размещение данного выпуска в соответствии с федеральным законодательством.
Отдельный выпуск муниципальных ценных бумаг, отличающийся от одного из существующих выпусков указанных ценных бумаг только датой выпуска (датой размещения), признается частью существующего выпуска, и ему присваивается государственный регистрационный номер существующего выпуска (дополнительный выпуск). Решение о размещении дополнительного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих порядок размещения выпусков муниципальных ценных бумаг в соответствии со ст. 9 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", в которых должно содержаться указание на то, что данный выпуск ценных бумаг является дополнительным. Ценные бумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем прав, что и ценные бумаги выпуска, регистрационный номер которого присваивается дополнительному выпуску.
Решение об эмиссии выпуска (дополнительного выпуска) муниципальных ценных бумаг, осуществляемого в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг и условиями эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг данного вида, принимается эмитентом указанных ценных бумаг.
Обязательства муниципального образования, возникшие в результате эмиссии муниципальных ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте Российской Федерации.
Местная администрация утверждает Генеральные условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг (далее - Генеральные условия) в форме правового акта местной администрации. Генеральные условия должны включать указание на вид ценных бумаг, форму выпуска ценных бумаг, срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные); валюту обязательств; особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента; ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве. В Генеральных условиях может быть указана только одна форма выпуска ценных бумаг.
Эмитент муниципальных ценных бумаг в соответствии с Генеральными условиями принимает документ в форме правового акта местной администрации, содержащий условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг, включающие указание на 1) вид ценных бумаг; 2) минимальный и максимальный сроки обращения данного вида муниципальных ценных бумаг. Выпуски ценных бумаг могут иметь разные сроки обращения; 3) номинальную стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска муниципальных ценных бумаг; 4) порядок размещения муниципальных ценных бумаг; 5) порядок осуществления прав, удостоверенных муниципальными ценными бумагами; 6) размер дохода или порядок его расчета; 7) иные существенные условия эмиссии и обращения, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по муниципальным ценным бумагам, в том числе по ценным бумагам с правом выкупа их эмитентом до срока их погашения.
Условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг также должны содержать информацию:
1) о бюджете заемщика на год выпуска муниципальных ценных бумаг (общий объем доходов бюджета, объем безвозмездных поступлений, объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, общий объем расходов бюджета с выделением расходов на обслуживание муниципального долга, дефицит (профицит) бюджета, верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января очередного финансового года, в том числе с указанием верхнего предела долга по муниципальным гарантиям, предельный объем муниципального долга); 2) о суммарной величине долга заемщика на дату утверждения условий эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг; 3) из годовых отчетов об исполнении бюджета заемщика за последние три завершенных финансовых года (доходы бюджета по группам и подгруппам с указанием общего объема доходов бюджета, расходы бюджета по разделам классификации расходов бюджета с указанием общего объема расходов бюджета, размер дефицита (профицита) бюджета).
Условия эмиссии муниципальных ценных бумаг, а также изменения, вносимые в условия эмиссии и обращения этих ценных бумаг, подлежат государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию условий эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг.
Основаниями для отказа в государственной регистрации условий эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг, а также изменений, вносимых в условия эмиссии и обращения этих ценных бумаг, могут служить нарушение эмитентом требований бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о ценных бумагах; несоответствие представленных на государственную регистрацию условий эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг требованиям законодательства Российской Федерации, а также иным нормативным правовым актам Российской Федерации; нарушение эмитентом норм и предельных значений, установленных органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством.
В случае отказа в государственной регистрации условий эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг регистрирующий орган обязан сообщить в письменной форме эмитенту об основаниях, послуживших причиной отказа. Эмитент вправе обжаловать отказ в суд.
В соответствии с Генеральными условиями и условиями эмиссии и обращения эмитент принимает решение об эмиссии выпуска (дополнительного выпуска) муниципальных ценных бумаг. Условия, содержащиеся в решении о выпуске (дополнительном выпуске), должны быть опубликованы в средствах массовой информации и (или) раскрыты эмитентом иным предусмотренным законодательством Российской Федерации способом не позднее чем за 2 рабочих дня до даты начала размещения муниципальных ценных бумаг.
Эмитент муниципальных ценных бумаг после завершения отчетного финансового года, но не позднее 1 февраля текущего финансового года, принимает документ в форме нормативного правового акта местной администрации, содержащий отчет об итогах эмиссии муниципальных ценных бумаг и включающий указание в том числе на объем денежных поступлений в бюджет заемщика от размещения муниципальных ценных бумаг каждого из указанных выпусков.
Раскрытие информации о муниципальных ценных бумагах, осуществляется путем опубликования правового акта местной администрации - Генеральных условий, условий эмиссии и обращения; опубликования и (или) раскрытия эмитентом иным предусмотренным законодательством Российской Федерации способом информации, содержащейся в решении о выпуске (дополнительном выпуске), не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения; опубликования и (или) раскрытия эмитентом иным предусмотренным законодательством Российской Федерации способом информации, связанной с решением о выпуске (дополнительном выпуске), в том числе информации о размере очередного купона по государственным или муниципальным ценным бумагам с переменным купонным доходом в соответствии с условиями эмиссии и обращения и решением о выпуске (дополнительном выпуске); опубликования эмитентом отчета об итогах эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг, принимаемого в соответствии с Федеральным законом.
Существующий уровень муниципальных финансов, их место в финансовой системе страны, пока не позволяет говорить о ценных бумагах муниципалитетов как о решающем финансовом источнике, средстве для решения стоящих перед муниципальным образованием проблем.
Основное направление использования доходов от эмиссии ценных бумаг сегодня - это финансирование дефицита бюджета, а также погашение долговых обязательств.