Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач.
Движущими силами развития педагогических технологий являются противоречия:
· между постоянным обновлением требований общества к специалисту-педагогу и теми сложностями, которые возникают в ходе их реализации в образовательной профессиональной подготовке;
· между вновь развивающимися частными педагогическими системами и необходимостью адаптации к быстро изменяющимся условиям труда и консервативностью образовательной системы;
· между социальной ролью учителя и функцией общественных информационно-коммуникативных служб;
· между уровнем развивающейся науки и существующим оснащением производств;
· между отставанием педагогических вузов в содержании учебных программ, методических пособий и культурой общества.
Эти противоречия создают сложные условия для педагогического образования, адаптации и опережения профессионального становления личности.
Технология обучения строится на теоретической основе. Если, например, методика обучения Л. В. Занкова опирается на теорию развития Л. С. Выготского, то свои принципы она черпает из нее: развитие теоретического мышления учащихся, повышенный уровень теоретической сложности учебного материала, высокий темп учебной работы, индивидуальный подход к учащимся и другие. Эти принципы обусловливают построение технологий обучения младших школьников. Аналогичным примером могут служить технологии обучения младших школьников, разработанные на основе теории содержательного обобщения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.
Педагогическая технология — это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике, т. е. мысленный аналог реальности. Функция ее имеет прогностическую направленность, но этим не исчерпывается весь объем назначений технологии. Кроме проектирования технология предполагает и внедрение стратегии обучения в практику через систему процедур и операций.
Технологию обучения часто рассматривают на уровне конкретной методики, сужая, таким образом, ее роль до конкретных действий и способов обучения на практике. В таком случае технология обучения выполняет роль инструментария в педагогическом процессе. Имеются мнения, согласно которым технология обучения выполняет исключительно теоретическую функцию, при этом роль технологии в осуществлении процедур педагогического управления не рассматривается.
Диагностика и контроль обученности
Диагностика – это прояснение всех обстоятельств, протекания дидактического процесса, точное определение его результатов.
Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов.
Различают диагностику как общий подход, как составную часть практической педагогической деятельности и диагностирования обученности, т.е. последствия, достигнутых результатов и обученности.
Обученность – это достигнутый на момент диагностирования уровень (степень) реализации намеченных целей.
Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью.
Как видим, в диагностику вкладывается более широкое и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений и навыков.
Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статических данных, их анализ, выявление динамики тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Контролирование и оценивание знаний, умений обучаемых включается в диагностирование как необходимые составные его части.
Это устоявшиеся, непреходящие компоненты педагогической технологии. Однако изменения и развитие педагогических технологий влечет за собой изменение и совершенствование форм контроля и оценки знаний и умений учащихся.
В новой демократической школе не должно быть формального контроля. Дидактический контроль, как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую и воспитывающую направленность, соединяющуюся с самоконтролем, быть необходимым и полезным, прежде всего, самому обучаемому.