Часть 2 коррекционно-развивающие функции работы по социальной адаптации воспитанников детских домов

Глава 1: Необходимость коррекцнонно-развивающей направленности работы по социальной адаптации воспитанников детских домов

Психологическая наука доказала, что основной путь развития личности - через деятельность и общение. Многочисленные исследования (37,51,61,62,63,78) убедительно показывают, что условия пребывания в детском доме не требуют от воспитанников тех свойств и качеств личности, которые будут затребованы в их самостоятельной жизни и определяют успешность социальной адаптации. Обоб­щая данные этих исследований, можно сделать следующие выводы:

1. Необходимые для успешной самостоятельной жизни качества и свойства ­
личности в детском доме не развиваются (или развиваются крайне недостаточно, как правило нецеленаправленно и несистематически), а ранее сформированные -
атрофируются;

2. Вынужденный приспосабливаться к специфическим условиям пребывания в детском доме, ребенок развивает определенные качества и свойства личности (которые затребованы в этих условиях);

3. Пребывание в течение ряда лет в условиях детского дома приводит к закреплению­ этих качеств, они становятся устойчивыми личностными образованиями и определяют характер поведения и общения воспитанников, как в детском доме, так и после выпуска;

4. Воспитанники, приспособленные (адаптированные) к жизни в детском доме,
после выпуска попадают в совершенно иные условия, где самостоятельная жизнь в
социуме требует от них как раз те качества и свойства личности, которые у них не
сформированы или искажены. Это неизбежно приводит к серьезным трудностям в
социальной адаптации воспитанников.

Очевидно, что пребывание в условиях детского дома приводит к появлению ряда особенностей в психическом развитии воспитанников (как это было показано выше). В основном это задержки психического развития и формирование ряда не­гативных личностных образований. А так как на успешность социальной адапта­ции (как результата) в значительной степени влияют именно особенности психиче­ского развития, необходимо, что бы вся работа по социальной адаптации (как процесс) носила коррекционно-развивающую направленность. Это позволяет вы­делить в работе по социальной адаптации воспитанников детских домов коррекционно-развивающие функции.

При реализации коррекционно-развивающей направленности работы по социальной адаптации воспитанников детских домов необходимо целенаправлен­но и систематически проводить работу по профилактике негативных отклонений и задержек в развитии личности воспитанников, корректировать уже сформиро­вавшиеся негативные личностные образования и развивать требуемые для успеш­ной самостоятельной жизни качества и свойства личности.

Глава 2: Рекомендации по реализации коррекционно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников детских домов

В качестве теоретического обоснования коррекционно-развивающей на­правленности работы по социальной адаптации воспитанников детских домов я исходил из основных положений гуманистической психологии о том, что для нор­мального развития личности необходимо удовлетворение не только биологиче­ских, но и социальных, духовных потребностей ребенка (29). Пребывание в усло­виях детского дома приводит к недостаточному удовлетворению ряда важнейших потребностей воспитанников, обеспечивающих фундамент для нормального, пол­ноценного психического развития ребенка. Депривация этих потребностей ведет к появлению ряда (комплекса) негативных личностных образований, которые за­крепляются и делают невозможным успешное вхождение воспитанников в само­стоятельную жизнь. Реализация коррекционно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников позволит активно влиять на развитие лич­ности воспитанников и подготовить их к успешной самостоятельной жизни в от­крытом современном социуме.(37)

Анализ литературы, передового педагогического опыта позволяет обоб­щить и систематизировать рекомендации по практической реализации коррекци­онно-развивающих функций работы по социальной адаптации воспитанников дет­ских домов, выделив в них несколько ведущих направлений.

2.1. Организационно-педагогические рекомендации:

1. Необходимо уменьшить число детей в группе и увеличить количество
взрослых в детском доме, взаимодействующих с ребенком. Это позволит уделять
больше внимания каждому ребенку и обеспечит адекватное возрасту содержание
общения с ним.

2. Необходимо обеспечить стабильность связей ребенка со сравнительно
узким кругом взрослых - приостановить процесс текучести персонала в детском
учреждении и перевод детей из одного учреждения в другое, из группы в группу.
Сделать круг людей, взаимодействующих с ребенком, стабильным на протяжении
ряда лет.

3. Создание в детском доме психологической развивающей среды. В режиме
дня необходимо предусмотреть четкое чередование работы, учебных занятий и
отдыха, прогулок, подвижных игр, занятий по интересам; нормальную ­
продолжительность сна, полноценное сбалансированное питание, лечебную физкультуру, проводить мероприятия по закаливанию и укреплению здоровья детей.

Эмоциональная обстановка в детском доме должна быть комфортна для ребенка. У детей должны быть удовлетворены важнейшие потребности - в безус­ловном принятии и любви, внимании, заботе, поддержке, признании и уважении. В детском доме не должно быть раздражающих звуков (недопустимо постоянно говорить на повышенных тонах, кричать на ребенка). Для полноценного развития он должен быть включен в разнообразные виды деятельности, при их организации педагогу следует четко планировать коррекцнонно-развивающий эффект, а руко­водителям - отслеживать его достижение.

4. Необходима согласованная интеграция всех воспитательных воздействий,
оказывающих влияние на процесс развития личности, в воспитательную систему
(учреждения, группы), в которой важнейшими компонентами выступают детское
самоуправление и совместная личностно-значимая деятельность. (10,11,23,) В вос питательной работе необходимо сделать акцент не на формальное днсциплинирование­, воспитание послушания, а на развитие личностного потенциала каждого ребенка. Основной целью этой работы должна стать подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в обществе, именно по этому критерию она и должна оцениваться.(см. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания.- М,, 1996)

5. Практика показывает эффективность комплексного подхода в реализации
коррекционно-развивающей направленности работы по социальной адаптации.
Необходима целенаправленная, согласованная и систематическая работа медиков,
психолога, социального педагога, дефектолога, воспитателей и др. специалистов.

Коррекционно-развивающую работу целесообразно организовать в ряд этапов (22):

1 этап - диагностический, включающий в себя сбор сведений об особенностях психического развития воспитанников, обработку и анализ результатов,
группировку выявленных проблем, постановка целей и задач, определение крите­риев эффективности коррекционно-развивающей работы.

2 этап - планирование содержания коррекционно-развивающей работы. С
учетом поставленных целей и задач осуществляется подбор методик и технологий,
составляются (или адаптируются) коррекционно-развивающие программы, календарно планируются мероприятия (сроки, задачи, методы, планируемые результа­ты, ответственные, кто и как осуществляет контроль), согласовываются действия с другими специалистами.

3 этап - непосредственное проведение запланированных мероприятий.

4 этап - итоговое тестирование: получение, обработка и анализ результатов
по выбранным критериям эффективности, сравнение с запланированными целями,
выводы, определение задач на следующий период.

6. Учитывая огромное нервно-психическое напряжение, эмоциональную перегрузку педагогов в детском доме, необходимо продумать способы ее нейтрали­зации - рациональную (научную) организацию труда, использование методики психологической разгрузки, обучение основам саморегуляции, психотехническим упражнениям. (67)

7. При проведении коррекционно-развивающей работы очень эффективно
использование коррекционно-развивающих игр, приемов, упражнений, технологий
и тренингов - как отдельных, так и объединенных в блоки, циклы, программы,
Возможно использование развивающих технологий общения, обучающей
психодиагностики, создание ситуаций успеха, проблемных индивидуальных бесед и груп­повых дискуссий, целенаправленных поездок и экскурсий. В рамках методического объединения необходимо предусмотреть обучение педагогов всему спектру этой деятельности.

Одним из возможных способов практической реализации коррекционно-развивающей направленности работы по социальной адаптации являются специ­ально организованные занятия (уроки, тренинги) с детьми. Практика показывает, что вначале целесообразно ввести цикл таких занятий для дошкольников или младших школьников. Эти занятия должны проходить в четко определенное время в режиме дня (например 2-3 раза в неделю по 45 минут) и проводиться в игровой форме. Дети привыкают, что в определенное время вся группа собирается вместе, они играют, рисуют, слушают музыку, пьют чай, и потом, в старших классах это происходит уже автоматически, входит в привычку. С каждым годом содержание этих занятий должно усложнятся, включаются новые игры и упражнения. В рамках этих занятий можно проводить и "Огоньки", "Поле чудес", праздники именинни­ков, турниры знатоков и т.д. Часто такие занятия называются "Час игры", "Групповой час". Материал таких занятий хорошо дополняет курс по социально-бытовой ориентировке, проводимый в некоторых детских домах.

Эти занятия проводит, как правило, воспитатель, наиболее сложные занятия может проводить психолог, дефектолог, Главное здесь - хорошая методическая подготовка воспитателя (постановка цели, задач, целесообразный отбор методов, форм и средств этой работы, контроль результативности), систематичность заня­тий, а так же контроль администрации, регулярное обсуждение результатов на пе­дагогических советах, методическом объединении и обучение педагогов методике самоанализа таких занятий. Результативность этих занятий обязательно должна учитываться при материальном стимулировании и аттестации воспитателей. План этих занятий по каждой группе целесообразно включить в годовой план работы детского дома.

Если младшие воспитанники привыкнут к таким занятиям как к завтраку, урокам, и если на них дети будут испытывать радость и удовольствие, они будут им по настоящему интересны (а не новой принудительной необходимостью) - та­кие занятия станут естественны, привычны и желанны для старшеклассников, и позволят полностью реализовать заложенный в них коррекционно-развивающий эффект. Владение методикой их проведения - показатель высокого профессиона­лизма воспитателя и должно обязательно учитываться при подведение итогов, на­граждении, поощрениях и аттестации.

Материал для коррекционно-развивающих занятий и методика их проведе­ния очень широко представлены в современной литературе (4,15,16,17,18,27,30,32,39,45,51,52,65,67,69,73,74,75,76).

8. Одна из важнейших проблем в детском доме - неудовлетворенная потребность детей-сирот в любви. Депривация этой потребности влечет множество нарушений в развитии личности воспитанников. Учитывая это, а так же эмоциональную­ перегрузку воспитателей, можно рекомендовать один из возможных способов решения этой проблемы (34).

Многие нарушения в поведении ребенка происходят потому, что его эмо­циональный "резервуар" не заполнен. Эффективнее всего выразить свою любовь к ребенку, заполнить его эмоциональный "резервуар" через: безусловное принятие ребенка, физический контакт, контакт глаз и пристальное внимание (уделить каж­дому ребенку персонально 15-20 минут в день, но в эти минуты сосредоточить свое внимание исключительно на нем).

9..Учитывая неудовлетворенную потребность у воспитанников детского
дома в неформальном общении с взрослыми, искажением его форм, а так же то,
что общение - ведущая деятельность для подростков, то, что неумение конструктивно­ общаться, ведет к значительным трудностям в социальной адаптации воспитанников­, при проведении коррекционно-развивающей работы, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо широко использовать технологии развивающего общения. (15,16,22,29,31)

10.В настоящее время одной из острейших организационно-педагогических
проблем детского дома является недостаточная психолого-педагогическая подготовка­ персонала.(62) Учитывая, что воспитателей учреждений интернатного типа в ВУЗах стали готовить совсем недавно, число детских домов постоянно растет, многие воспитатели вообще не имеют базового педагогического образования, а система курсовой переподготовки и повышения квалификации может охватить лишь небольшой процент педагогов, эта проблема стоит особенно остро.
Поэтому, в рамках действующих в детских домах методических объединениях, научно- методических советах и т.д. необходимо организовать обучение педагогов знаниям основ коррекционной педагогики, психологической диагностики, современных педагогических­ технологий, основам опытно-экспериментальной работы.

11. Критическим фактором, определяющим многие негативные особенности
психического развития детей в детском доме, выступает отсутствие положительного влияния семьи. Иногда педагоги детских домов, понимая это, пытаются по­строить свои отношения с воспитанниками по типу семейных, ставя перед собой цель непосредственно заменить детям мать или отца. При этом чрезмерно экс­плуатируется эмоциональная сторона общения, что, однако, не приносит ожи­даемых результатов, а зачастую только эмоционально изматывает, выхолащивает педагога. По ряду причин можно согласиться с мнением авторитетных медиков и психологов, которые после многолетнего изучения этой проблемы, еще в 1990 году писали (62): "... связи воспитателей и воспитанников не должны имитировать се­мейные, а напротив, необходимо сознательно разрабатывать задачи и конкретные способы построения особого стиля общения, который учитывает качественную спе­цифику таких учреждений". Анализ последующий опыт по этой проблеме показы­вает, что приближение к семейным отношениям лучше всего удается в детских домах семейного типа, где на семейную пару приходится 4-7 приемных детей. В других условиях получается "эрзац" семейных отношений, который всегда хуже оригинала. (37) К сожалению, действующая практика показывает, что боль­шинству детских домов по вполне понятным причинам легче копировать семейные отношения, чем искать свою специфику этих отношений.

2.2. Психолого-педагогические рекомендации:

Наши рекомендации