Основные аспекты деятельности психологической службы
Профессиональная научно-практическая деятельность психологов в психологических службах имеет комплексный характер – в ней используются достижения различных психологических дисциплин: психология развития, педагогическая психология, психофизиология, консультативная психология, психология личности, социальная психология, возрастная психология, психология управления, организационная психология, психология бизнеса и т. д.
Объектами деятельности психологических служб в разного рода учреждениях являются: учреждение, организация как таковые, группы, ее составляющие, отдельные люди.
Психологическая служба – интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, - научного, прикладного, практического и организационного.
Научный аспект предполагает проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии. Одна из задач здесь – научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях.
Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний руководителями предприятий, менеджерами или работниками образования.
Практический аспект обеспечивают непосредственно практические психологи образовательных учреждений, предприятий и организаций. Они обязаны профессионально грамотно использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день.
Организационный аспект включает в себя создание действенной структуры психологической службы, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышение профессиональной квалификации практических психологов.
Развитие прикладного, практического и организационного аспектов психологической службы целиком и полностью зависит от ее научного аспекта, который определяет основную теоретическую базу и формирует природу психологической службы. Именно на основе этой базы создается концепция психологической службы, и решаются проблемы практическими психологами.
Вопросы для повторения и закрепления материала
1. Чем регламентируется деятельность психологической службы образования?
2. Каковы цели и задачи практической психологии образования?
3. Назовите основные направления деятельности службы практической психологии. Дайте им характеристику.
4. Чем различаются психологическая диагностика и мониторинг?
5. Что такое «психологический диагноз»?
6. Объясните понятие «отклонение в развитии»?
7. Охарактеризуйте этапы коррекционной работы с детьми.
8. В чем отличие коррекционной от развивающей работы педагога-психолога?
9. С какими проблемами чаще всего обращаются к психологу за консультацией учителя, воспитатели, родители?
10. Назовите 3 уровня в психопрофилактической работе практического психолога образования
11. Какие формы психологического просвещения вы знаете?
Тема 6.Планирование профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Цели и задачи изучения темы:
Цель -дать информацию планировании профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.
Задачи –проинформировать о планировании деятельности педагога-психолога с целью психологического сопровождения в условиях ФГОС, познакомить с алгоритмом работы школьного психолога, с мероприятиями по психологическому сопровождения в условиях внедрения ФГОС, с требованиями к документальному обеспечению, с хронометражем рабочего времени педагога-психолога, воспитывать уважительное отношение друг к другу, к своей будущей профессии; развивать культуру учебной деятельности, культуру речи, культуру мышления, коммуникативные способности и др.
Образовательные результаты освоения темы:
Коды компетенций | Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) |
ОПК-1 | способностью выстраивать взаимодействие и образовательную деятельность участников образовательных отношений с учётом закономерностей психического развития обучающихся и их зоны ближайшего развития | Знать:закономерности психического развития, механизмы взаимодействия участников образовательного процесса, особенности образовательной деятельности |
Уметь:учитыватьзакономерности психического развития, механизмы взаимодействия участников образовательного процесса, особенности образовательной деятельности | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности):навыками выстраивания взаимодействия с учётом закономерностей психического развития, механизмов взаимодействия участников образовательного процесса, особенностей образовательной деятельности | ||
ОПК-3 | уметь организовать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность участников образовательных отношений | Знать: психологию общения, особенности поликультурной среды и особенности организации совместной деятельности участников образовательной среды |
Уметь: использовать знания психологии общения, особенностей поликультурной среды и особенностей организации совместной деятельности участников образовательной среды | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): навыками организации общения с учётом особенностей поликультурной среды и особенностей организации совместной деятельности участников образовательной среды | ||
ОПК-4 | уметь организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в организации, осуществляющей образовательную деятельность | Знать: задачи психолого-педагогической деятельности, систему междисциплинарного взаимодействия |
Уметь:организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): формированием и регуляцией системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении | ||
ОПК-10 | готовность к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности | Знать:виды коммуникаций |
Уметь:осуществлятькоммуникацию в устной и письменной формах | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности):навыками коммуникации в устной и письменной формах | ||
ПК-8 | способностью оказывать психологическое содействие оптимизации образовательной деятельности | Знать:принципы организации образовательной деятельности и оказания содействия в её оптимизации |
Уметь:оказывать психологическое содействие оптимизации образовательной деятельности | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности):способностью оказывать психологическое содействие оптимизации образовательной деятельности | ||
ПК-11 | способностью выстраивать систему дополнительного образования в той или иной конкретной организации как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося | Знать: специфику развития системы дополнительного образования в том или ином конкретном учреждении |
Уметь: выстраивать систему дополнительного образования в том или ином конкретном учреждении как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): реализовывать систему дополнительного образования в том или ином конкретном учреждении как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося | ||
ПК-23 | готовностью использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности | Знать:современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности |
Уметь:использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности):навыками использования современных инновационных методов и технологий в проектировании образовательной деятельности | ||
ПК-27 | готовностью использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем обучающегося в образовательной деятельности | Знать:методы привлечения семьи к решению проблем обучающегося в образовательной деятельности |
Уметь:использовать активныеметоды привлечения семьи к решению проблем обучающегося в образовательной деятельности | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): навыками использования активных методов привлечения семьи к решению проблем обучающегося в образовательной деятельности | ||
ПК-28 | способностью проектировать и реализовывать образовательные и оздоровительные программы развития детей младшего возраста для организаций, осуществляющих образовательную деятельность | Знать: основы проектирования и реализации образовательных и оздоровительных программ развития детей младшего возраста для организаций, осуществляющих образовательную деятельность |
Уметь:проектировать и реализовывать образовательные и оздоровительные программы развития детей младшего возраста для организаций, осуществляющих образовательную деятельность | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): способностью проектировать и реализовывать образовательные и оздоровительные программы развития детей младшего возраста для организаций, осуществляющих образовательную деятельность | ||
ПК-34 | способностью выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития обучающихся | Знать: актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития обучающихся |
Уметь: выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития обучающихся | ||
Владеть (навыки и/или опыт деятельности): способностью выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития обучающихся |
Планирование деятельности педагога-психолога с целью организации психологического сопровождения в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Планирование деятельности должно строиться как на основе стратегических целей и задач, стоящих перед системой образования в период модернизации, так и учитывать особенности конкретного учебного заведения. В тесном взаимодействии с методической службой общеобразовательного учреждения, психологическое сопровождение должно осуществляться как по традиционным направлениям с учетом особенностей возрастных этапов, так и по тем, которые оказались проблемными в ходе проведения мониторинга среды и анализа деятельности за прошедший учебный год.
Необходимо отметить, что психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи участникам образовательного процесса в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает, что специалист по психологическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).
Задачи психологического сопровождения на разных ступенях образования различны:
1. Дошкольное образование — ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
2. Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.
3. Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков и компетенций, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
4. Старшая школа — помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей.
Большое значение в смене акцентов психологического сопровождения, а следовательно и в планировании деятельности, имеет необходимость в соответствии со стандартами формировать у обучающих не знания, умения и навыки, а универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
При планировании и составлении циклограммы деятельности педагога-психолога необходимо также руководствоваться положениями инструктивного письма от 24.12.2001г. №29/1886-6 Министерства образования Российской Федерации «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения», которое предлагается для руководства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов. Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, из них:
на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками, на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико- педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов в неделю;
- остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с учащимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.).
6.2. Подходы к планированию психолого-педагогического сопровождения в школе
Рассмотрим более подробно планирование педагога-психолога практической работы в течение года, предложив специалистам определенные алгоритмы, по которым они могут построить свою деятельность. Речь пойдет, прежде всего, о понедельном планировании основных направлений, опираясь на которое психологу будет удобно структурировать свою ежедневную работу.
Стержнем годового плана будем считать психолого-педагогический консилиум и связанные с ним формы практической деятельности, предваряющие его поведение и реализующие его решения. Все вместе они образуют цикл работы школьного психолога. Его началом служат либо психодиагностический минимум, либо индивидуальный запрос, далее по итогам психолого-педагогического консилиума разворачивается разнообразная психологическая деятельность, направленная на создание условий для успешного обучения и развития школьников.
В процессе планирования каждый этап цикла разворачивается как цепь взаимосвязанных конкретных действий и шагов. Реализация каждого шага требует определенного времени. Кроме того, в преобладающем большинстве случаев дальнейшая деятельность становится низко эффективной и даже невозможной в ситуации неуспешной реализации предыдущего этапа работы.
В целом планирование работы с каждой из ученических параллелей, подлежащих психолого-педагогическому обследованию, представляет собой построение следующей последовательности конкретных практических шагов:
1. Организационная и методическая подготовка к проведению обследования. Этот этап работы заключается в четком почасовом планировании предстоящих диагностических мероприятий, консилиумов, оповещении всех участвующих лиц, подготовке необходимых методических материалов — бланков, текстов методик, ключей, таблиц для обработки и т. д.
2. Проведение первого этапа диагностического обследования.
· Наблюдение за учащимися на уроках, регистрация данных в протоколе (по 2 часа на класс).
· Проведение методик диагностического минимума со всеми учащимися данной параллели.
· Проведение экспертного опроса педагогов.
· Проведение (если он предполагается при работе с данной параллелью) экспертного опроса родителей.
· Обработка результатов, заполнение бланков заключений по всем учащимся, отбор группы школьников для проведения различных схем углубленно йпсиходиагностики.
· Организационная и методическая подготовка ко второму этапу психодиагностики.
3. Проведение второго этапа психодиагностического обследования.
· Проведение диагностического обследования школьников.
· Обработка данных, заполнение заключений по обследованию.
4. Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму.
· Проведение консультаций со школьным врачоми классными руководителями относительно предстоящего консилиума.
· Подготовка аналитической информации по классам и параллели в целом.
· Составление плана обсуждения: выделение групп психологически благополучных школьников и школьников с разными типами проблем.
· Подготовка бланков для заключения консилиума.
5. Проведение психолого-педагогического консилиума.
· Обмен информацией между участниками консилиума относительно конкретных школьников.
· Разработка и планирование стратегии сопровождения каждого школьника.
· Заполнение бланка заключения консилиума поданному школьнику.
· Разработка и планирование стратегии сопровождения каждого школьника.
· Разработка и планирование стратегии сопровождения в целом по классу или параллели.
6. Реализация решений консилиума.
· Осуществление общих консультативных мероприятий: проведение родительских собраний, консультирование администрации, проведение групповых консультаций педагогов-предметников.
· Планирование совместных действий классных руководителей и психолога.
· Отбор школьников в специальные развивающие группы, планирование и проведение индивидуальных консультаций родителей, педагогов и школьников.
· Проведение индивидуальных консультаций педагогов-предметников, родителей и старшеклассников.
· Осуществление социально-диспетчерской деятельности (поиск специалиста, обеспечение его контакта с клиентом, осуществление поддерживающих мероприятий).
7. Планирование и осуществление сопутствующих форм работы (просвещение, общая развивающая работа и т. д.).
· Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.
· Консультации с педагогами-предметниками и классными руководителями по итогам проведения психолого-педагогического цикла работы со школьниками данной параллели.
· Перспективное планирование сопровождающей деятельности по завершению цикла (совместно с педагогами и воспитателями.
Таков в общем виде алгоритм работы школьного психолога с определенной школьной параллелью — детьми, их родителями и педагогами. Осуществление основных, описанных выше, мероприятий по одному циклу (в рамках работы с одной параллелью) занимает при должной организации 14-15 недель.