Заднеязычных согласных звуков Способы постановки заднеязычных звуков
Заднеязычные звуки ставятся либо по подражанию, либо с механической помощью.
Звук гможно поставить от звука д в слоге да. В момент произнесения слога да шпателем или указательным пальцем кончик языка прижимается книзу на расстоянии пол сантиметра от нижних зубов. В результате слышится дя-дя-дя. Затем кончик и спинка языка отодвигаются еще более вглубь ротовой полости. Слышится гя-гя-гя. В дальнейшем при отодвигании языка вглубь получается га-га-гэ.
Аналогичным образом ставится звук кот звука т в слоге та.
Звук к можно поставить также от звука х: лри длитепьном произнесении х слегка нажимают большим пальцем на дно ротовой полости в области корня языка до тех пор, пока не получится звук к.
При постановке звука х могут быть использованы следующие приемы:
· погреть оэябшие руки,
· подышать на руки,
· за смеяться.
· Некоторые авторы рекомендуют ставить х от звука к. Предлагается в мо-мент произнесения звука к сильно выдохнуть, взорвав смычку и удерживая щелевой момент.
· Звук х можно поставить и от звука с в слоге са, с помощью шпателя отодвигая вглубь кончик и спинку языка: са-ся-хя-ха.
Автоматшация смычных г-к проводится сначала в обратных: ак, ок, затем в прямых слогах. Звук х сначала автоматизируется в прямых слогах: ха, хо, затем в обратных слогах: ах, ох, ух. В дальнейшем звуки закрепляются в словах, в предложениях, в тексте.
В случае замен звуков необходим этап дифференциации.
Дефекты звонкости и глухости и их коррекция
Нормальная артикуляция и нарушения произношения звонких и глухих согласных
В русском языке имеется 6 пар согласных звуков, которые различаются только наличием или отсутствием голосового компонента: б-п, в-ф, д-т, з-с, ж-ш, г-к. При произношении звонких звуков голосовые складки сомкнуты и вибрируют, при произношении глухих они раскрыты. Сонорные звуки русского языка: м, н, л ,р,] — не имеют глухой пары. Звонкой пары не имеют звуки ц, ч, щ, х.
В онтогенезе речи способность к слуховому различению звонких и глухих формируется относительно поздно, так как эти звуки являются акустически близкими.
Однако противопоставление этих звуков в произношении усваивается рано, так как дифференциация по звонкости-глухости используется в русском языке очень широко. Дефекты звонкости и глухости встречаются нечасто (у 4% детей с нарушением звуко-произношения). Причинами на рушений произношения звонких и глухих согласных звуков являются недоразвитие фонематического восприятия, недостаточная координированность в работе голосового и артикуляторного аппарата, тугоухость, паретичность голосовых складок и др. В некоторых сяучаях голосовые складки могут как бы запаздывать с включением или, наоборот, запаздывают с выключением.
Нарушения звонкости и глухости проявляются следующим образом:
- оглушение звонких согласных звуков;
- озвончение глухих согласных звуков;
- смешения звонких и глухих.
Более всего дефектам звонкости и глухости подвергаются парные звуки. Чаще всего наблюдается оглушение звонких согласных, т. е. дефекты звонкости.
Коррекция нарушений звонкости-глухости
При устранении более целесообразно начинать работу со щелевых согласных, так как при произношении щелевых звучание продолжается более длительное время и звук легче воспринимается.
В процессе коррекции дефектов звонкости и глухости несбходимо работать в двух направлениях:
1) над слуховой дифференциацией звонких и глухих согласных;
2) над произносительной дифференциацией.
Необходимо, чтобы ребенок усвоил различие в артикулировании звонких и глухих согласных. Это может быть достигнуто как с помощью объяснения, так и с помощью тактильно-вибрационного ощущения.
При коррекции дефектов звонкости используются как общие, так и частные приемы коррекции. К общим относятся такие приемы, которые могут быть использованы для озвончения любого глухого звука. Частные приемы озвончения используются при озвончении лишь определенных звуков.
Общие приемы озеончения
1. Производится опора на тактильно-вибрационное ощущение. Тыльной стороной одной руки ребенок касается гортани логопеда, другую руку кладет на свою гортань. По подражанию ребенок повторяет вслед за логопедом глухие и звонкие звуки. При этом обращается внимание на то, что при произношении звонких звуков «горлышко» дрожит.
2. Предлагается последовательно произносить гласные: сначала — шепотом, лотом — громко. Следом за ними предлагаются пары согласных сначала глухой, потом звонкий. Ребенок произносит глухие и звонкие вслед за логопедом, по подражанию.
3. Используется таблица звонких и глухих согласных. Вначале произносятся пары правильно произносимых звуков. В конце предлагается произносить пары с нарушенным звуком. Читая пары глухих и звонких согласных, ребенок по аналогии озвончает и неправильно произносимый звук.
4. Глухой щелевой звук произносится протяжно. Затем предлагается говорить этот звук все громче и громче. Для контроля Можно использовать зажимание ушей.
Частные приемы озвончения
1. Звонкий звук б ставят от звука у. При произнесении звука у смыкают губы, сначала с механической помощью.
2. Звук д ставится от межзубного произнесения б, при этом губы отодвигаются. Получается межзубное д, от которого переходят к зазубному произнесению этого звука.
3. Звук г ставится от звука б. При произнесении д (или слога ба) шпателем нажимают на переднюю часть спинки языка и отодвигают ее вглубь ротовой полости (да-дя-за-зя).
4. Звонкий звук в можно поставить от «гудения» (у-у-у), поднимая вверх нижнюю губу.
5. При постановке звука з можно исходить от протяжного звучания гласного звука э, ы. При этом предпагается выдвинуть кончик языка между зубами. Далее от межзубного произношения переходят к зазубному произношению звука.
6. При постановке звука ж предлагается произносить звук з. Одновременно при произнесении звука з кончик языка приподнимается кверху с помощью шпателя.