Вопрос. Принципиальные черты правового статуса депутата, члена выборного органа, должностного лица МСУ.

Под статусом депутата, члена выборного органа МСУ, выборного ДЛ МСУ понимаются закрепленные законодательством их основные права, обязанности, правовые и социальные гарантии деятельности

Ст.18 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: Депутату, члену выборного органа МСУ, выборному ДЛ МСУ гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

Сроки полномочий депутата, члена выборного органа МСУ, выборного ДЛ МСУ не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.

Полномочия депутата, члена выборного органа МСУ начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа МСУ нового состава. Полномочия выборного ДЛ МСУ начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного ДЛ.

Глава МО, депутат, член выборного органа МСУ, другие выборные ДЛ МСУ в соответствии с уставом МО могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Уставами МО в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа МСУ, выборного ДЛ МСУ.

Статус депутата, члена выборного органа МСУ, выборного ДЛ МСУ и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются КРФ, ФЗ, законами субъектов РФ.

Депутаты, члены выборных органов МСУ, выборные ДЛ МСУ на территории МО не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к УО без согласия прокурора субъекта РФ.

Депутатам и членам выборных органов МСУ, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным ДЛ МСУ социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов РФ.

57 вопрос Порядок подготовки и созыва сессии и собрания ПОМС.

Основной организационной формой деятельности ПОМС является проведение сессии или собрания. Эта организационно-правовая форма работы ПОМС регулируется уставом муниципального образования и регламентом ПОМС.

В литературе есть разные определения понятия «сессии». Сессия – это периодически возобновляемые заседания представительных органов местного самоуправления в пленарном составе, либо заседание постоянных депутатских комитетов и комиссий, объединенные между собой единой повесткой дня.

Итак, признаки сессии:

Основная форма, т.к. охватывает практически весь состав депутатского корпуса

Только на сессиях решаются максимально важные вопросы, отнесенные к к исключительной компетенции ПОМС

В рамках сессионной формы работы ПОМС решаются важнейшие внутриорганизационные вопросы деятельности, включая выборы председателя ПОМС.

Подготовка к созыву сессии состоит в том, что определяются важнейшие вопросы, которые будут вынесены на заседание ПОМС. Вся работа по подготовке к созыву сессии базируется на определенных принципах:

регулярность (через определенные промежутки времени 1-2 раза/месяц)

плановость

преемственность (например, бюджетные вопросы рассматриваются далеко не на одном заседании)

Функции ПОМС

Нормотворческая функция – принятие НПА

Регулятивная – регулирование вопросов собственной деятельности, организационных вопросов.

Контрольная – контроль за исполнением принятых НПА

Стадии сессионной подготовки

  1. Формирование предварительной повестки дня: вынесение предложений и замечаний постоянными депутатскими комитетами, объединениями и главой муниципального образования и местной администрации
  2. Изучение фактического состояния дел на местах : проверки, истребование документов, подготовка законопроектов НПА, предварительные выводы по рассматриваемым вопросам.
  3. Выявление мнения по рассматриваемым вопросам депутатов, заинтересованных лиц и JUD/
  4. Подготовка нормативных документов, справочно-аналитических материалов, обобщение материала проверок и составление проекта доклада и НПА.
  5. Материально-техническое обеспечение к подготовке созыва собрания. Решаются вопросы финансирования, приглашения СМИ, извещаются депутаты, рассылаются необходимые материалы и документы, решается вопрос об оплате. Вся организационная работа возлагается на председателя ПОМС, главу муниципального образования и председателя постоянных комитетов и комиссий.


Стадии проведения сессии

1. Утверждение повестки дня

Открывает заседание председатель ПОМС либо глава муниципального образования. Собрание правомочно при наличии 2/3 состава ПОМС. Избирается рабочий орган для проведения сессий ПОМС – секретариат и счетная комиссия.

Секретариат:

оказывает организационную помощь в проведении заседаний ПОМС

предоставляет слово для выступления докладчикам и содокладчикам и приглашенным лицам

осуществляет контроль за соблюдением норм регламента

ведет протокол и стенографический отчет

В ходе утверждения повестки дня могут быть включены дополнительные вопросы по инициативе отдельных депутатов, постоянных комитетов и комиссий, главы муниципального образования, представителей органов прокуратуры. Обязательно включаются вопросы от главы муниципального образования, касающиеся установления местных налогов и сборов; принятия программ и планов развития, вопросы, связанные с регулированием порядка распоряжения муниципальной собственностью; защиты прав, свобод и законных интересов граждан, охраны общественного порядка; протесты представителя органов прокуратуры. Вопросы включаются в повестку дня простым большинством голосов.

2. Выступление с докладами и содокладами

Это выступления руководителей муниципальных учреждений, предприятий, представителей комиссий, подготовивших вопросы, вынесенные на рассмотрение сессии ПОМС. Содоклады поступают от членов депутатских комитетов и комиссий, которые предварительно рассматривали вопросы, включенные в повестку дня.

3. Открытие прений

В прениях может участвовать любой из присутствующих депутатов. Право совещательного голоса может быть отдано приглашенным на заседание лицам, в том числе представителю прокуратуры и других ОГВ. Любой депутат вправе задавать любые вопросы и обращаться к главе муниципального образования или должностным лицам местной администрации.

Глава муниципального образования или должностные лица местной администрации, а также руководители муниципальных предприятий обязаны давать исчерпывающие ответы на вопросы, затрагиваемые в обращениях депутатов. Самые важные обращения- это депутатские запросы. Ответы на них должны быть даны на сессии ПОМС, либо в установленный срок – 1 месяц.

4. Процедура голосования и принятия решений

Голосование может быть открытым или тайным. Для его проведения голосования избирается счетная комиссия. Также могут создаваться редакционные рабочие группы для уточнения текстов НПА, вынесенных на голосование.

Решение принимается большинством голосов. Квалифицированным большинством принимаются решения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования, решение о выражении недоверия главе муниципального образования, решение о самороспуске.

При утверждении проектов НПА, они могут быть приняты в первом, а затем во втором чтении. Если НПА не принимается во втором чтении, то он возвращается на доработку. Принятое решение идет на подписание главе муниципального образования, который может отложить НПА по мотиву его несоответствия действующему законодательству в течении 10 дней. После этого создается согласительная комиссия.

Процесс проведения сессии или собрания отражается в протоколе и стенографическом отчете. Без их приложения НПА может быть оспорен в судебном порядке и признан недействительным. Протокол и стенографический отчет подписывается секретариатом и председателем.

Регламент ПОМС (содержание разделов)

1. Закрепляет основные положения организации деятельности ПОМС

2.Содержит особые положения, регулирующие сессионный порядок деятельности депутатских групп и объединений.

3. В нем указаны субъекты правотворческой инициативы, полномочия депутатов, порядок подготовки и принятия решений, вопросы досрочного прекращения полномочий ПОМС.

Наши рекомендации