Отзыв депутата, члена выборного органа МСУ, выборного ДЛ МСУ.

· Отзыв - наиболее острая и сильная форма ответственности выборных лиц перед избирателями, суть которой в досрочном лишении выборного лица полномочий по решению избирателей на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

ü Данная форма на федеральном уровне не предусмотрена.

§ Институт отзыва расширяет права населения муниципального образования по влиянию на деятельность выборных органов местного самоуправления, служит гарантией в форме установления позитивной юридической ответственности депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Þ Понятие императивного мандата

Императивный мандат— ограничение в действиях депутата какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван.

Впервые идея императивного мандата зародилась и осуществлялась в Париж­ской Коммуне, делегаты которой должны были строго придерживаться manclatimperatif (точной инструкции) своих избирателей и могли быть сменены во всякое время.

Три элемента, составляющих императивность депутатского мандата по В. Ф. Котоку (и большинство авторов):

1) наказы избирателей депутатам,

2) повседневная связь с избирателями, отчетность депутатов перед избирателями о своей работе и о работе представительного органа по осуществлению наказов,

3) право избирателей отзывать своих депутатов, если они не оправдывают их доверия.

Самый важный и самый общий критерий императивности депу­татского мандата - ответственность перед избирателями.

ü Правовые основы проведения отзыва:

1) Статьями 3 и 130 Конституции РФ установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2) На федеральном уровне:

А) Началось все с Закона 1995 года, который предусмотрел возможность отзыва.

Б) Федеральный закон 2003 г. (ст. 24) определяет, что голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума

3) На уровне субъектов могут издаваться законы, содержащие нормы, которые конкретизируют понятие противоправное поведение депутата, процедурные особенности отзыва депутата.

4) Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

Þ Основания для отзыва:

В соответствии со ст. 24 Федерального закона N 131-ФЗ основаниями для отзыва депутата и другого выборного лица могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. В этой связи возможности муниципального образования в установлении оснований отзыва сводятся к конкретизации понятия "противоправные решения или действия (бездействие)".

ü Как правило, глава муниципального образования может быть отозван в следующих случаях:

1) если им не был отменен изданный им правовой акт или отдельные его положения, которые были признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, ФКЗ, ФЗ, конституции (уставу), закону субъекта Федерации, уставу муниципального образования и при этом повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда;

2) если в результате его противоправных действий либо неисполнения им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, соответствующему муниципальному образованию и (или) его населению нанесен существенный материальный ущерб, подтвержденный в судебном порядке;

3) если подтвержденное в судебном порядке систематическое неисполнение им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий органами местного самоуправления, а равно для участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления;

4) если им был нарушен срок издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме, и данное нарушение подтверждено в судебном порядке.

ü Депутат представительного органа, как правило, может быть отозван в случае:

§ Если подтвержденное судом его систематическое неучастие в заседаниях данного органа депутатов без уважительных причин (болезнь депутата или его близких родственников, служебная командировка) создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий представительного органа.

Þ Обстоятельства, исключающие назначение и проведение отзыва: отзыв не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить отзыв.

· Процедура проведения отзыва депутата:

1) Возбуждение инициативы и определение оснований отзыва. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения.(п.1 ст. 24 ФЗ)

Ø В некоторых субъектах РФ предусматривается, что инициатива отзыва на уровне местного самоуправления может исходить от представительного органа местного самоуправления, от органов власти субъекта РФ, однако вправе ли участвовать такие органы в инициировании отзыва - вопрос дискуссионный.

Инициаторами должны быть сформулированы основания. ФЗ 2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"говорит, что основаниями для отзыва могут служить конкретные противоправные решения или действия (бездействие) отзываемого лица в случае их подтверждения в судебном порядке.

2) Сбор подписей в поддержку назначения голосования по отзыву. Обычно сбором подписей занимается инициативная группа.

3) Назначение голосования по отзыву. Решение принимает избирательная комиссия муниципального образования, которая на период отзыва становится комиссией по отзыву:

Ø Проверяет достоверность представленных подписей, а также их достаточность для назначения голосования по отзыву.

ü Конституционный Суд РФ в Постановлении от 2 апреля 2002 г.: во избежание необоснованного отзыва, прежде всего произвольного вынесения на голосование вопроса об отзыве, в уставе муниципального образования или в законе субъекта РФ (в случае урегулирования им института отзыва) должна устанавливаться достаточно высокая норма сбора подписей в поддержку начала процедуры отзыва - не менее числа подписей, требуемых при выдвижении на выборах.

Ø Комиссия вправе отказать в назначении голосования, если инициаторы изменили основания возбуждения голосования по отзыву по сравнению с теми, по которым велся сбор подписей избирателей.

4) Агитация за отзыв и против отзыва. Эта стадия предполагает информирование отзываемого лица инициаторами отзыва, а также соответствующей избирательной комиссии.

ü Лицо, в отношении которого возбуждается отзыв, вправе представлять инициаторам, избирателям, а также избирательной комиссии свои объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований отзыва.

ü Граждане вправе участвовать в агитации.

5) Голосование по отзыву. Это голосование проводится по тем же правилам, как и голосование на референдуме. Эти правила установлены в первую очередь в ФЗ ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. В бюллетене еще + прописываются мотивы для возбуждения вопроса об отзыве.

6) Определение результатов голосования. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г.: за отзыв должно проголосовать не меньшее число граждан, чем то, которым отзываемое лицо было избрано.

Законодательством установлено, что для прохождения отзыва требуется, чтобы за отзыв проголосовало больше половины от числа участников голосования, включенных в списки для голосования по отзыву, но сколько граждан должно явиться на участки для голосования? В федеральном законодательстве нет данных, сколько, а в модельных законах об отзыве, подготовленных в ЦИК РФ несколько лет назад, речь шла о 75%.

Þ Юридические последствия прохождения отзыва:

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным.

Обращения граждан

· Понятие «обращений граждан»

Обращения граждан в органы местного самоуправления – одна из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления (закреплено ст. 33 Конституции и ст.32 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» 2003 года).

ü Под обращением принято понимать изложенные в устной или письменной формепредложения, заявления, жалобы, в том числе коллективные обращения граждан.

Þ Легальное определение понятию «обращение гражданина» дается в ст.4 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Согласно этому определению, обращение гражданина – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления

Стоит отметить, что ФЗ «Об общих принципах организации МСУ» вообще особо не регламентирует обращения граждан, лишь закрепляет как форму осуществления населением местного самоуправления. Все остальное регламентировано ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

· Характеристика видов обращений.

Легальное определение этим трем видам обращений также дается в ст. 4 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

ü предложение- рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

ü заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

ü жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц

Þ Сроки рассмотрения обращений.

Срок рассмотрения письменного обращения – 30 дней со дня регистрации обращения (а регистрация проходит в течение 3 дней со дня поступления!) . Этот срок может быть продлен не более, чем на 30 дней:

· В исключительных случаях (закон не уточняет, что под этим иметь в виду);

· В случае, если осуществляется запрос в другие государственные органы и органы местного самоуправления о предоставлении документов, необходимых при рассмотрения обращения.

Þ Права гражданина при рассмотрении его обращения органом или должностным лицом местного самоуправления:

Согласно cт. 5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» граждане при рассмотрении обращений обладают следующими правами:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Þ Порядок рассмотрения обращений граждан.

Обращение гражданина проходит несколько этапов:

Направление письменного обращение в тот орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит решение этого вопроса.

|
|
В течение трех дней происходит регистрация обращения

|
|

· В случае, если решение данного вопроса не входит в компетенцию органа, куда было направлено обращение, то в течение семи дней обращение должно быть перенаправлено в компетентный орган с уведомлением обращавшегося о переадресации.

· В случае, если решение вопроса входит в компетенцию нескольких органов, то в эти органы направляются копии обращения.

|

|

Непосредственное рассмотрение обращения.

Итак, обращение прошло регистрацию и теперь находится в компетентном органе. Теперь есть 30 дней на его решение. В связи с этим орган местного самоуправления

· обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения,

· запрашивает необходимые документы в других органах местного самоуправления и должностных лиц (кроме судов, органов дознания и предварительного следствия),

· принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина,

· дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов

ü Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

ü Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа может быть направлен и в электронном виде, и на почтовый адрес (если заявитель указал его в электронном письме).

Þ Когда обращение не подлежит рассмотрению?

1) Обращение анонимное

2) Обращение содержит оскорбительные и нецензурные фразы

3) Ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну

4) Гражданин постоянно направляет обращение об одном и том же (без новых доводов) в один и тот же орган (в таком случае с ним прекращается переписка).

5) Обращение не поддается прочтению (тогда об этом в течение 7 дней уведомляется обращающийся)

Þ Формы контроля за соблюдением порядка рассмотрения гражданами права на обращение на уровне муниципальных образований:

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции:

· контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений,

· анализируют содержание поступающих обращений,

· принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

ü
Возможности субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных гарантий реализации права граждан на обращение в органы местного самоуправления:

Примеры законов:

Закон Астраханской области "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Астраханской области"

Закон Архангельской области "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Архангельской области"

Закон Краснодарского края "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Краснодарского края"

Þ Здесь субъекты весьма свободны в выборе дополнительных гарантий. Например, закон Астраханской области конкретизируют положения о личном приеме граждан (кто обладает правом первоочередного приема). Закон Архангельской области конкретизирует, что должно быть в заявлении о личном приеме.

Наши рекомендации