Занятие 10: Отечественная педагогика XX в.
Задачи:
- охарактеризовать основные предпосылки развития отечественного образования (социокультурные, педагогические);
- выявить вклад советской школы в развитие отечественной педагогической мысли;
- определить перспективы развития образования в России.
План:
1. Феноменологическая сущность основных понятий темы:российское педагогическое зарубежье, советская педагогика, педагогика сотрудничества.
2. Идея синтеза гуманистического педагогического наследия с идеологией марксизма. Реалии её воплощения в жизнь.
3. Педагогические взгляды и деятельность отечественной научно-педагогической интеллигенции.
4. Реформирование образовательной системы и его итоги. Феномен «советская педагогика».
5. Практики-экспериментаторы советской школы.
6. Советская школа и педагогика в годы Отечественной войны 1941-45гг. Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны.
Методический материал в помощь подготовки к занятию:
1).Вопросы и задания для домашней работы:
1. Проанализируйте труд С.И. Гессена «Основы педагогики» и ответьте на вопрос. Каким образом можно решить проблему сочетания принуждения и свободы в образовании?
2. Какие крайности свободного воспитания пытается преодолеть В.В. Зеньковский в своей педагогической трактовке проблемы свободы воспитания детей?
3. Проведите анализ работы В.А. Сухомлинского «Павлышская средняя школа» и ответьте на вопрос. В чем проявляется гуманизм Сухомлинского?
4. Оцените наследие официальной советской педагогики и опыт работы массовой советской школы с точки зрения их гуманистического потенциала.
a. Литература:
25. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. – М., 1982.
- Днепров Э.Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России: 1918-1977: Библиографический указатель. – М., 1979.
- Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен/ Под ред. М.В. Захарченко. – СПб., 2000. – Ч.1,2.
- Проблемы истории советской школы и педагогики: В 3 ч./ Под ред. З.И. Равкина. – М., 1990.
- Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М., 1995.
- Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811-1817 гг.). – М., 1993.
- Рындак В.Г. Уроки Сухомлинского (издание второе, дополненное). – М.: Педагогический вестник, 2003 и др..
3).Вопросы для самоконтроля:
1. Почему нововведения 20-х годов не были успешными?
2. Каковы особенности образования в 30-80-х гг.?
3. В чем заключается основной вклад А.С. Макаренко в педагогику?
4. Сущность педагогического поиска В.А. Сухомлинского?
5. Каковы проблемы современной системы образования в России?
4).Тематика творческих работ:
1. Нравственное воспитание школьников в наследии В.А. Сухомлинского.
2. Идея коллектива А.С. Макаренко.
3. Философско-педагогические воззрения Гессена.
5).Методические рекомендации:
После Октябрьской революции 1917 г. в развитии отечественного образования наблюдается феномен «советская педагогика». Необходимо сразу отметить, что «советский период» в отечественном образовании превалировала доктрина марксизма-ленинизма. Что, ни в коей мере, не принижает тех достижений, которые добились советские педагоги.
В ходе изучения темы обратите внимание на следующие вопросы: в чем заключались наиболее значимые достижения российского педагогического зарубежья? Какие идеи советской школы являются приемлемыми для сегодняшнего дня? Какие противоречия обострились в системе образования СССР в начале 80-х годов?
Занятие 11: Гуманистическая философия образования
Задачи:
- определить методологические основы образования;
- выявить ключевые идеи образования;
- охарактеризовать аскиологические основы образования.
План:
План:
1. Феноменологическая сущность основных понятий темы:методология, гуманистическая философия, система образования.
2.Философско-и религиозно-антропологические течения в русской педагогике ХХ века.
3. Проблема национального образования.
4. Аксиологические основания философии образования.
4. Методология педагогики.
5. Феномен непрерывного образования: от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь.
Методический материал в помощь подготовки к занятию:
1).Вопросы и задания для домашней работы:
1. Проведите анализ книги В.Г. Рындак «Методологические основы образования» и ответьте на вопрос. Какие методологические принципы и подходы положены в основу образования?
2. В чем заключается «Я-концепция» жизнедеятельности личности?
3. В чем проявляется неотделимость познания мира от личностного опыта?
4. Назовите основные положения аксиологии образования.
a. Литература:
1. Андреев В.И. Педагогика, Казань, 2000.
2. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2003.
3. Рындак В.Г. Методологические основы образования. – Оренбург, 2000.
3).Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте характеристику основных методологических принципов образования.
2. В чем заключаются основные ключевые идеи образования?
3. Как данная философия предлагает согласовывать спонтанное и организованное образование?
4. Пути демифилогизации педагогического сознания.
4).Методические рекомендации:
На пороге нового тысячелетия образование является необходимым условием для того, чтобы дать человечеству возможность продвинуться вперед к идеалам мира, свободы и социальной справедливости. В связи с этим образование на протяжении всей жизни рассматривается как центральная проблема общества. В ходе изучения данной темы необходимо особо обратить внимание на методологические основы образования.
Занятие 12: Модернизационные процессы в образовании в исторической ретроспективе
Задачи:
- определить тенденции развития образования в исторической ретроспективе;
- выявить ключевые направления развития образования в исторической ретроспективе;
- охарактеризовать модернизационные процессы в образовании в современной России.
План:
1. Феноменологическая сущность основных понятий темы:модернизация, тенденция развития образования.
2. Концептуальные основы формирования образовательной стратегии.
3. Современные образовательные стратегии.
1).Вопросы и задания для домашней работы:
1.Проведите анализ модернизации образования в истории России.
2.В чем заключается развитие системы образования? Каковы направления развития системы образования?
3. Назовите основные тенденции развития образования.
2).Вопросы для самоконтроля:
1.В чем заключаются основные ключевые идеи развития образования?
2.Дайте характеристику основных направлений развития системы образования.
3.В чем заключаются основные ключевые идеи развития образования?
4.Дайте характеристику основных направлений развития системы образования.
3).Темы творческих работ:
1. Ценности и цели в подготовке педагога в новом тысячелетии.
2. Бихвеористская философия образования: сущность и перспективы.
Критическая педагогика, антипедагогика.
4).Методические рекомендации:
На занятии, на основе исторического анализа, обосновываются тенденции и направления модернизации образования в современной России.
5. Рекомендации по отдельным видам самостоятельной работы
5.1. Рекомендации к написанию эссе
Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.
Структура эссе:
Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение);
Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически;
На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», « Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».
Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.
Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе.
В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.
Хорошо проверенный (и для большинства – совершено необходимый) способ построения любого эссе – использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.
5.2. Рекомендации к реферированию и аннотированию научных статей и монографий
Реферирование:
При реферировании научной статьи обычно используется модель: автор + глагол настоящего времени несовершенного вида.
Группы глаголов, употребляемые при реферировании.
1. Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье:
Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем), говорит (о чем). Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем): во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.
2. Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в статье:
Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает... что.
Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства...
3. Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором: (Кроме того) автор касается (чего); затрагивает, замечает (что); упоминает (о чем).
4. Глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при характеристике авторами события, положения и т.п.:
Автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.
5. Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т.д.):
Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается ... на что; базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает ... что и чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит ... что с чем; противопоставляет ... что чему.
6. Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором:
Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает... на что, (специально) останавливается ... на чем; (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается ... к чему.
Автор обращает внимание... на что; уделяет внимание чему сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует... внимание ...на чем.
7. Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов:
Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует ... что. Можно сделать вывод...
8. Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей полемического, критического характера:
· передающие позитивное отношение автора: Одобрять, защищать, отстаивать ... что, кого; соглашаться с чем, с кем; стоять на стороне ... чего, кого; разделять (чье) мнение; доказывать ... что, кому; убеждать ... в чем, кого.
· передающие негативное отношение автора: Полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу), отвергать, опровергать; не соглашаться ...с кем, с чем; подвергать... что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать; отрицать; обвинять... кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать.
Аннотирование:
Аннотация – это предельно сжатая характеристика материала. Аннотация не может заменить самого материала, так как она призвана дать лишь общее представление о содержании книги или статьи. Именно поэтому для аннотирования важно определить, что является самым главным.
Структура аннотации такова:
1.Библиографическое описание (автор, название работы или статьи, место и время издания).
2.Общие сведения.
3.Дополнительные сведения (о самой работе или авторе).
Виды аннотаций:
- Описательная аннотация. Приводит лишь описание, не раскрывая содержания. Обычно приводится в начале книг и ее цель – дать общее представление о содержании для читателя. Часто состоит из отдельных предложений и может быть планом аннотируемой статьи.
- Реферативная аннотация. Дает крайне сжатый пересказ материала и часто ее цель – привлечь читателя, поэтому она может помещаться на суперобложке. Начинается он так же с выходных данных, которые включают автора, заглавие, место издания, кол-во страниц, иллюстраций и после дается сжатый и обобщенный материал.
Техника выполнения реферирования и аннотирования:
С работой рекомендуется вначале ознакомиться путем просмотра подзаголовков, выделенных текстов, схем, таблиц, общих выводов. Затем её необходимо внимательно и вдумчиво (вникая в идеи и методы автора) прочитать, делая попутно заметки на отдельном листе бумаги об основных положениях, узловых вопросах. После прочтения следует продумать содержание статьи или отдельной главы, параграфа (если речь идёт о монографии) и кратко записать. Дословно следует выписывать лишь строгие определения, формулировки законов. Иногда полезно включить в запись один-два примера для иллюстрации.
В изучаемой работе могут встретиться непонятные места. В таком случае рекомендуется прочитать последующее изложение, так как оно может помочь понять предыдущий материал, и затем вернуться вновь к осмыслению предыдущего изложения.