Становление эмпирической психологии во Франции в XVIII в. (Э.Кондильяк, Ж.Ламетри, К.Гельвеций, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо)

В XVIII в. происходит становление эмпирической психологии во Франции под определяющим воздействием теории Локка об опытном происхождении человеческого знания и в полемике с Р.Декартом, а также другими рационалистами. У истоков французской эмпирической психо­логии стоят крупнейшие мыслители — философы Просвещения. Это философы материалисты, атеисты Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также представители правого умеренного крыла Ф. Вольтер, Э. Кондильяк, Ш. Монтескье и левого ради­кально-демократического крыла (Ж. Ж. Руссо). XVIII век вошел в историю как век Просвещения и эпоха Великой французской революции. «Свобода, равенство, братство» - лозунг, который подготовили своими трудами философы Просвещения. Важная особенность эпохи – автономия светского знания от религиозной науки. Наиболее существенные черты французской эмпири­ческой психологии, отличающие ее от английской, — внимание к проблемам активности человеческого сознания, указание на его обусловленность общественными условиями — определяются этим временем как своей социальной базой. Психологические знания во Франции развивались под влиянием Локка, Ньютона, Декарта, их идеи были перенесены во Францию главным образом Вольтером.

Этьен Бонно де Кандильяк (1715-1780). Истолкователь Локка, указал на ограниченность его эмпиризма. Признавал только один источник опыта – ощущения. Его произведения «Трактат об ощущениях». Методический прием: статуя, внутренне организованная, как человек, и обладающая духом, лишенная всяких идей и чувств. Кандильяк наделяет её обонянием и выводит из него все идеи и психические способности: внимание, память, сравнение, рассуждение, потребности, воображение, воля. Удовольствие - неудовольствие – обязательные эмоциональные спутники ощущений. Потребности – результат познания. Воображение возникает на основе потребностей, является стремлением восстановить образ, отвечающий потребностям. Потребность вместе с активным стремлением создают желание или волю. Все деятельности души – суть измененные ощущения, их превращения. Игнорируют социальную обусловленность сознания (у одинокой статуи возникают человеческие чувства и мысли). С осязанием связывает переход своих ощущений у выводу о существовании других тел (не с помощью рассуждений, а посредством ощущений). Указывает на трудности самонаблюдения, говорит, что для этого нужно известное искусство.

Жюльен Офре де Ламетри (1709 – 1751).

Естественнонаучный подход к проблеме человека и его психики. Отвергает дуализм Декарта: приписывает материи на ряду с протяженностью, способность к движению (движущую силу), способность к ощущению и мышлению. Нет душу как особой субстанции. Животные имеют способность чувствовать, а не являются простыми машинами. Человек рассматривается как часть природы. Указывает на преемственность развития от животных к человеку (трактат «Человек – Растение). Сознает что, изучение природы будет неизменно создавать неверующих людей. Источники превосходства человека над животными: Человек – высшая ступень в развитии природы. Образование, воспитание.

Душа – это лишенный содержания термин, за которым не кроется никакой идеи, и которым здравый ум может пользоваться лишь для обозначения той части нашего организма, которая мыслит (трактат «Человек – Машина). Разделяет позиции Локковского эмпиризма: только опыт и наблюдение является источником познания. Познание сводится к воображению и вниманию. Воображение – способность фантазировать, суждение, размышление и память. Не делает различия между чувственным и мысленным началом в организме. Познание – начинается с ощущений и сводится к построению образов, с помощью воображения. Порядок в эту деятельность вносит внимание. Познание – акт свободы и требует воли, которая «известна под названием внимания – матери наук».

Выделил потребности, как своеобразную сторону душевной жизни и подчеркивал их особую роль в поведении. Чем больше потребностей, тем больше ума. Основные потребности – в пище, безопасности, размножении, наслаждении. Счастье состоит в удовлетворении органических потребностях и телесных удовольствиям. Высшие удовольствия производные от чувственных и доступны немногим людям.

Клод Адриан Гельвеций (1715-1771). Его мучила проблема откуда берется неравенство умов. Человек рождается с памятью. Все умственный операции сводятся к ощущениям, игнорирует качевственное своеобразие мышления. Выполнять все умственные операции, сравнимать идеи можно при наличии внимания, внимание предполагает усилия, человек лишенный желания не будет проявлять внимания. При одинаковой заинтересованности познания люди обнаруживают одинаковую способность напрягать внимание. Интерес предполагает стремление к счастью, а счастье – физические удовольствия. В них начала всех поступков, действий, мыслей, дружбы, любви и др. ® вопрос о зависимости неравенства умов от совершенства органов чувств. Дает отрицательный ответ.

Вопрос о связи между умом и географическими условиями расовыми различиями между людьми, пищей, темпераментом. Нет связи. Таким образом все люди обладают равными предпосылками для развития своих умственных способностей. Существует две причины неравенства умов – случай, стремление, страсть к славе. Страсть – источник умственной активности, продукт воспитания. Биологизирует понятие интереса: жажда славы – замаскированная жажда наслаждений.

Общий вывод Гельвеция: «неравенство умов можно объяснить воспитанием, ибо воспитание делает нас тем, кем мы являемся».

Дени Дидро (1713 – 1784). Полемизировал с Гельвецием. Высказывал материалистические и диалектические идеи в понимании сознания, природы человеческих интересов и страстей. Дал трактовку способностей, признал их врожденность. Критиковал сенсуализм Гельвеция, указывал на специфику мышления, Высказывал диалектические идеи о соотношении между ощущением и разумом.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778). Проблемы человека в центре внимания. Идеализирует естественного человека, каким его создала природа. Характеризует его как существо доброе, чувствующее, способное испытывать сострадание при виде гибели и страдании другого, имеющее только необходимые потребности. В общественном состоянии человек меняет свою природу. Идеи противопоставления естественного, вытекающего из самой природы, всему искусственному лежат в основе всех работ Руссо.

Автор системы воспитания (Трактат «Эмиль, или о воспитании», «Новая Элоиза»). В автобиографическом произведении исповедь показана сосредоточенность на внутреннем мире, его индивидуальности, размышлениях о переживаниях. Эта книга расширяла представления о предмете психологического познания – им могут быть не только общие особенности, явления душевной жизни, но и отдельный человек.

Наши рекомендации