Век Просвещения во Франции. Педагогические взгляды французских просветителей Клода Адриана Гельвеция (1705-1771) и Дени Дидро (1713-1784).

Теория естественного свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо ее социально-педагогическая значимость. Педагогический трактат «Эмиль, или о воспитании». Ориентация на личность ребенка, возрастная периодизация его развития., содержание воспитания в каждом возрастном периоде. Требования к воспитателю.

О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я : Энциклопедисты. Природные различия людей, общественное воспитание, демократизация воспитания, теория естественного права, право личности на свободу, свободный человек – здоровый, имеющий собственные знания,свободно подчиняющийся нравственным законам человеческого общества. умеющий добывать и ценить знания, уважающий свободу и труд других людей, умеющий трудиться. Сенсуализм, природа ребенка, педагогический централизм, естественное свободное природосообразное воспитание, возрастная периодизация, «сон разума», метод

«естественных последствий», период «бурь и страстей», возбуждение интереса, погружение в атмосферу труда, добрые чувства, добрые суждение и воля, идея Бога, воспитание женщины.

О с н о в н ы е т р у д ы : К.А.Гельвеций – «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». Дени Дидро – «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Чело-

век», «План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства». Ж.-Ж.Руссо – «Юлия или Новая Элоиза», «Эмиль,или О воспитании», «Исповедь», «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов», «Об общественном договоре, или Принципы политического права», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми».

Тема 5.Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Киевской

Руси ив Русском государстве до Х1Х в.

Воспитательные традиции Древней Руси.Византийское влияние. Принятие христианства.

Развитие образования в Московском государстве (ХУ1 в.). Братские школы на Украине и в Белоруссии. Школы второй половины ХУ11 в. Учебные книги. Педагогическая мысль. Просветительные реформы Петра 1. Открытие светских учебных заведений. Основание Академии наук. Педагогическая деятельность М.В.Ломоносова. Создание Московского университета.

Просвещение в России в эпоху Екатерины П. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность И.И.Бецкого, Ф.И.Янковича.

Педагогическая мысль в России в конце ХУШ- начале Х1Х вв. Педагогические взгляды Н.И.Новикова А.Н.Радищева.

О с н о в н ы е п о н я т и я : Книжное учение. Летописи. Азбуковники. Апокрифы. Берестяные грамоты. Мастера грамоты. Братские школы. Домострой. Славяно-греко-латинская академия. Школа «математических и навигационных наук». Инженерная школа. Артиллерийская школа. Хирургическая школа. Цифирные школы. Горнозаводские школы. Академия наук. Дворянское воспитание. Кадетский корпус. Пажеский корпус. Московский университет. Казанская гимназия. «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества.» Смольный институт благородных девиц. Московский Воспитательный дом.

И м е н а : Кирилл и Мефодий . Владимир Святославович. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Иван Федоров. Ф.М.Ртищев. Симеон Полоцкий. Епифаний Славинецкий. Братья Лих уды. Петр 1. Петр Могила. Феофан Прокопович. Иван Посошков. Леонтий Магницкий. В.Н Татищев. Княгиня Е.Р.Дашкова. М.В.Ломоносов. И.И.Бецкой. Ф.И.Янкович. Н.И.Новиков . А.Н.Радищев.

П а м я т н и к и п е д а г о г и ч е с к о й м ы с л и : «Поучение Владимира Мономаха детям». «Домострой». «Устав Львовской братской школы» (1586 г.). «Гражданство обычаев детских». «Юности честное зерцало». В.Н.Татищев – «Разговор о пользе наук и училищ». М.В.Ломоносов – «Слово о пользе химии в Публичном Собрании Императорской академии наук». Е.Р.Дашкова – «О смысле слова «воспитание». И.И.Бецкой - «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Екатерина П – «Наставление касательно знаний и того, что потому от детей требуется». Н.И.Новиков –«О воспитании и наставлении детей». А.Н Радищев – «Путешествие из Петербурга в Москву», «Беседа о том, что есть сын Отечества».

Тема 6 . Развитие образования и ведущих педагогически идей в конце ХУШ – до 90-х гг. Х1Х в. в Западной Европе. И.Г.Песталоцци. И.Ф.Гербарт. А.Дистервег.

Развитие школы и педагогики в Х1Х в. ( до 90-х гг.). Начальная и средняя школы.

Педагогическая деятельность и педагогическая теория И.Г.Песталоцци. Жизнь и социально-педагогические взгляды И.Г.Песталоцци(1746-1827). Цели и факторы воспитания. Основные положения теории элементного развивающего обучения. Роль труда в формировании «деятельной любви» ребенка к человечеству.

О с н о в н ы е п о н я т и я: Учреждение для бедных. Детский приют. Ивердонский институт. Дух семейной жизни. Пробуждение истинной человечности. Упражнения в самообладании. Связь обучения с трудом. Развивающее школьное обучение и элементное (народное) образование. Стремление природы к своему собственному развитию. Принципы развивающего обучения. Жизненные добродетели. Азбука умений.

О с н о в н ы е т р у д ы : «Лингард и Гертруда», «Письмо другу о пребывании в Станце»,

«Метод.Памятная записка Песталоцци», «Как Гертруда учит своих детей», «Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода», «Памятная записка о семинарии в кантоне Во», «Лебединая песня».

2. Педагогическая теория И.Ф.Гербарта (1776-1841). Философское и психолого-педагогическое обоснование Гербартом цели, содержания и методов воспитывающего обучения. Компоненты педагогического процесса. Посредственный и непосредственный интерес к обучению. Ступени процесса обучения. Содержание образования. Нравственный закон и первичные этические идеи. Ступени нравственного развития ребенка. Гербарт о роли личности учителя в достижении эффективности воспитывающего обучения.

О с н о в н ы е п о н я т и я : Педагогика как наука и искусство. Представления и реалы. Воспитание добродетельного человека. Возможные и необходимые цели. Многосторонний интерес. Компоненты педагогического процесса: управление, воспитывающее обучение, нравственное воспитание. Ступени процесса обучения: ясность, ассоциация, система, метод. Нравственные идеи: внутренней свободы, самосовершенствования, благорасположения, права, справедливости. Управление как помощь в моральном самовоспитании. Религиозный интерес. Авторитет воспитателя.

О с н о в н ы е т р у д ы : «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания», «Очерк лекций по педагогике».

Общественно-педагогическая деятельность и педагогические идеи Ф.А.В.Дистервега. Руководство учительскими семинариями. Издание учебников и методических пособий. Издание педагогических журналов. Руководство учительским союзом. Депутатская деятельность. Отмена прусских регулятивов. Протест против конфессионального обучения. Основные принципы его педагогической системы. Основные дидактические правила воспитывающего и развивающего обучения. Подготовка человека к истине, добру и красоте с позиции культурологического подхода. Требования к учителю.

О с н о в н ы е п о н я т и я: Общечеловеческое и национальное воспитание. Народная школа. Воспитание к свободе. Природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Естественные ступени развития подрастающего человека. Служение истине, добру и красоте. Делать самого себя. Овладеть силой и волей самого себя обрабатывать. Научный и элементарный способы обучения. Формальное и материальное образование. Дидактическая сила учителя. Разнообразие обучения. Бодрость учителя. Чувство радости при изучении предмета. Религиозность учителя как основа нравственности. Насаждение нравственности в роде человеческом.

О с н о в н ы е т р у д ы : «Руководство к образованию немецких учителей», «О высшем принципе воспитания», «Три заметки о педагогике и стремлениях учителей», «Принципы Песталоцци в деле воспитания и образования», «О школьной дисциплине и ее отношение к обучению», «Принцип современной педагогики», «Дидактический катехизис», «О самосознании учителя», «Об учительском образовании».

Тема 7.Становление образовательной системы, общественно-педагогическое движение, научно-педагогическая мысль в России до 90-х гг. Х1Х в.

1.Создание в России государственной системы образования. Уставы учебных заведений первой трети Х1Х в. (1804, 1828, 1835). Привилегированные учебные заведения. Общественно-педагогическое движение и реформы образования конца 50 –начала 60-х гг. Контрреформы 70-80-х

О с н о в н ы е п о н я т и я: : Министерство народного просвещения. «Устав учебных заведений, подведомый университетам» (1804 ). Учебные округа. Попечитель учебного

округа. Приходские училища. Уездные училища. Гимназия. Университеты. Бессословность, доступность, бесплатность. Автономия университетов. Казанский университет. Царскосельский лицей. Александровский лицей. Министерство духовных

дел и народного просвещения (1817 ). Комитет по устройству учебных заведений (1826). «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов» (1828). Замкнутый, сословный характер школьной системы. Классицизм. Полицейский надзор. Палочная дисциплина. Единые программы, единые учебники, единые отметки. Религиозное воспитание. Устав университетов (1835). Общественно-педагогическое движение. Обсуждение путей реформирования образования. Педагогические журналы. Реформа образования. «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения» (1860). «Положение о начальных народных училищах» (1864). «Устав гимназий и прогимназий» (1864) . Классические гимназии. Реальные гимназии. Бессословность. «Положение о женских гимназиях»(1870). Женские гимназии ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. Женские гимназии Министерства народного просвещения. Педагогические классы. «Положение о земских учреждениях» (1864). Земские школы. Земские учительские семинарии. Университетский устав(1863). Просвещение нерусских народов. Народное образование в Башкирии. Мектебе и медресе. Педагогические взгляды башкирских просветителей. М.Акмулла, М.Уметбаев. Контрреформы Александра Ш. Устав гимназий и прогимназий (1871). Устав реальных училищ (1872). «Положение об учительских семинариях» (1870). Устав начальных школ. (1874). Университетский устав (1882). «Закон о кухаркиных детях» (1887).

Педагогические идеи и педагогическая деятельность декабристов. Уничтожение рабства и невежества. «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения». Ланкастерская система взаимного обучения. «Петербургская школа для бедных мальчиков». «Вольный университет». Посвящение народа в Сибири. О с н о в н ы е и с т о ч н и к и : Из «Устава Союза благоденствия». П.И.Пестель – «Практические начала политической экономии», «Русская правда».

Педагогические взгляды В.Г.Белинского(1811-1848).

О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я : Просветительство. Самоусовершенствование. Воспитание искры любви к человечеству. «Воспитание - великое дело. Им решается участь человека». Роль природных данных в развитии людей. Учет возрастных особенностей в воспитании и обучении. «Любовь – орудие воспитания». «Цель воспитания- человечность».

Нравственное воспитание в практической деятельности. Пример родителей. Разумная любовь родителей к детям. Гражданское воспитание. Воспитание убеждений.Умственное воспитание.Реальное образование. Последовательность, посильность, наглядность обучения. Роль детских книг. Равное для мужчин и женщин образование. Народность воспитания и образования. Общечеловеческое в воспитании и образовании.

О с н о в н ы е т р у д ы : «О детских книгах», «Рассуждение .Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей».

Педагогические взгляды А.И.Герцена (1812-1870).

О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я : Роль социальной среды в формировании человека.

Человек сам творит свое поведение в ответ на обстоятельства. Исторический характер воспитания. Роль естественных наук в формировании мировоззрения.

Овладение азбукой науки, понимание смысла явлений, заучивание законов и определений.

Знание – результат собственного упорного труда. Учение – процесс активной умственной

Деятельности. Воспитание интереса к научным знаниям, к умственному самосовершенствованию. «Орудие многостороннего образования – чтение». Уважение личности в ребенке. Талант терпеливой любви. Правила отношений между детьми, родителями и воспитателями. Умение общаться, уступать, подчиняться требованиям других, обуздывать свой эгоизм. Разумная свобода для ребенка. Авторитет воспитателя.

О с н о в н ы е т р у д ы: «Опыт бесед с молодыми людьми», «Публичные чтения г-на профессора Рулье».

Педагогические взгляды Н.Г.Чернышевского (1828-1889) и Н.А.Добролюбова (1836-1861).

О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я : Формирование нового человека, истинного патриота, близкого к народу. Необходимость разумных и справедливых требований в воспитании. Умственное образование – средство борьбы против социальной несправедливости. Всестороннее и гармоничное развитие личности.

Роль наследственности и среды в формировании человека. Вооружение разносторонними знаниями о природе и обществе. Единая общеобразовательная школа. Социальное значение деятельности учителя. Основа авторитета учителя – знания на уровне современной науки, знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, уважение в них личности. Использование методов обучения, стимулирующих самостоятельность учащихся. Расширение возможностей для женщин получения воспитания и образования.

О с н о в н ы е т р у д ы : Н.Г.Чернышевский – «Июльская монархия», «Ясная поляна. Школа» (рецензия на педагогический журнал Л.Н.Толстого). Н.А.Добролюбов - «Мое призвание к педагогическому званию», «О значении авторитета в воспитании», «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами».

Педагогические деятельность и педагогические взгляды Н.И.Пирогова (1810-1881). Участие Н.И.Пирогова в Крымской войне .Статья Н.И.Пирогова «Вопросы жизни», общественно-педагогическая дискуссия и начало общественно-педагогического движения. Деятельность на посту попечителя Одесского и Киевского учебного округов.

О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я : Общечеловеческое воспитание и образование. Отрицание ранней специализации в воспитании. Цель воспитания – подготовка к жизни истинного высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором. Осуждение и ограничение применения телесных наказаний. Классическое и реальное образование. Система образования: начальная школа, прогимназия, гимназия. Улучшение работы педагогических советов гимназий. Методические объединения учителей. Предложение отмены переводных экзаменов. Ограничение применения телесных наказаний учащихся. Проект новой единой бессословной школы. Предложение уменьшения платы за обучение. Подготовка открытия Одесского университета. Открытие в Киеве первой в России воскресной школы.

О с н о в н ы е т р у д ы : «Вопросы жизни», «О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий», «Ищи быть и будь человеком», «Образование и воспитание», «Школа и жизнь», «Быть и казаться»

Наши рекомендации