Основные субъекты реализации подпроекта.
Образовательные учреждения: школы № 2, 7, 10, гимназия, лицей «Синтон»,
Центр информационно-коммуникационных технологий, Станция детского и юношеского творчества и экскурсий.
Управление проектом:
Куратор проекта – Тюмина Марина Владимировна, директор Центра информационно-коммуникационных технологий.
Руководитель проектной группы – Клячина Ольга Зотеевна, методист Центра информационно-коммуникационных технологий.
Проектная группа в составе вышеперечисленных субъектов работает в режиме - 1 раз в 2 недели.
4.1.12. Проект «Дошкольное образование в Чайковском муниципальном районе» на период 2012-2016 годы.
Автор проекта: начальник отдела дошкольного образования
Г.Н. Ширинкина,
гл. специалист отдела
дошкольного образования Л.А. Смирнова
Анализ ситуации.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене в частности. Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Конец 90-х годов 20 века характеризуется массовым закрытием детских садов. Ежегодно в России закрывалось до 5 тысяч детских садов. В Чайковском районе в 1999 году охват детей дошкольным образованием составлял всего 49% Данная ситуация была обусловлена спадом экономики (простаивала большая часть предприятий города, происходили задержки выплаты заработной платы, часть предприятий закрывалась). Родители находились дома и были не в состоянии оплачивать услуги детского сада. В связи с низкой наполняемостью детских садов часть помещений перепрофилировалась из групп в изостудии, физкультурные и музыкальные залы, экологические комнаты и др. В 1996 году предприятия города передали ведомственные детские сады в муниципальную собственность. Часть детских садов стали использоваться под начальные школы (детские сады № 26, 16, 3, 12), учреждения дополнительного образования (ясли № 1 и №5). Часть зданий ведомственных детских садов, находящихся на балансе предприятий, были перепрофилированы (детские сады № 21, 23, 6, 2, 19). Таким образом, в Чайковском муниципальном районе с 1994 по 2000 год количество детских садов уменьшилось с 50 до 39.
С 2000 года возрастает потребность в дошкольных образовательных учреждениях, вызванная активизацией экономики и увеличением рождаемости. Очередь на получение путевки в муниципальные дошкольные образовательные учреждения в 2003 году составляла 2071, в 2006г. – 2425 детей от 0 до 4 лет. Для снижения очередности и увеличения охвата детей дошкольным образованием Управлением общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района был разработан и реализован проект «Дошкольное образование в Чайковском муниципальном районе до 2010 года».
В результате реализации проекта
1. Переоборудованы ранее перепрофилированные группы в детских садах № 1, 11, 13, 29, 31, 32, 34, п. Прикамский, средней школы с. Альняш, основной школы с. Ваньки.
2. Открыты группы кратковременного пребывания в детских садах № 1, 5, 8, 20, 24, 27, 30, 36, 38.
3. Проведен капитальный ремонт и введено в эксплуатацию детский сад № 2 на 110 мест, детский сад № 35 на 135 мест, здание на 2 группы в детском саду с. Фоки «Березка», 2011году введен в эксплуатацию детский сад № 14.
Количество выдаваемых ежегодно путевок увеличилось с 774 в 2003 году до 1093 в 2009г. и последующих годах. Охват детей дошкольным образованием на 01.01.2010 г. составляет 76,4%.
Итоги реализации проекта с 2007г. по 2010г.
Ожидаемые результаты | План | Фактические результаты | Примечание |
Увеличение количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях | 315 мест | В связи с отсутствием финансирования не открыты дополнительные группы в детском саду № 34 (15 детей) детском саду № 37 (40 детей) | |
Ликвидация очереди в дошкольные образовательные учреждения детей | Очередь: 01.01.2008г. -2344 ребенка 01.01.2009г. – 1995 детей 01.07.2010г. -49 | Очередь: 01.01.2008г. -2344 ребенка 01.01.2009г. – 1995 детей 01.07.2010г. - 49 | Уменьшение очереди связано с выплатой пособий, хотя более 70% родителей готовы отказаться от пособия и отдать ребенка в детский сад. |
Увеличение количества детей с 1,5 до 3-х лет, занятых в группах кратковременного пребывания. | 135 (9 групп) | 157 (9 групп) | Больше нет свободных помещений |
Увеличение охвата детей, не посещающих ДОУ, системой предшкольного образования Охват дошкольным образованием детей от 1,5 до 7 лет | Охват детей 5-7 лет предшкольной подготовкой 2007г. - 75% 2008г. – 98% 2009г. – 93,9% 2010г. – 96% Охват детей от 1,5 до 7 лет 2008г. – 74% 2009г. – 76,4% 2010г. – 76% | Охват детей 5-7 лет предшкольной подготовкой 2007г. - 75% 2008г. – 98% 2009г. – 93,9% 2010г. – 96% Охват детей от 1,5 до 7 лет 2008г. – 74% 2009г. – 76,4% 2010г. – 76% |
В настоящее время на нашей территории остается ряд нерешенных проблем:
1. Увеличение рождаемости (в 2006 году на территории родилось 1196 детей, а в 2009 году – 1514 детей) привело к увеличению потребности в дошкольных образовательных учреждениях.
2. В территории есть дети, которые приходят в школу, минуя ступень дошкольного образования, и показывают низкий уровень готовности к обучению в школе.
3. С 1 января 2009г. наша территория вступила в краевой пилотный проект «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 нет, не посещающих МДОУ». Суть проекта заключается в том, что семье, имеющей детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, выделяется пособие из регионального и местного бюджета. На данный момент пособие получают 1054 ребенка. На 1 этапе реализации проекта выплаты пособий решили задачу восстановления справедливости для тех семей, которые не смогли «попасть» в детский сад. На втором этапе реализации проекта выплаты стимулировали родителей к тому, что они стали искать возможность водить детей на развивающие занятия. На данный момент образовательные услуги и услуги по уходу и присмотру детям, не посещающим муниципальные дошкольные образовательные учреждения, оказывают 10 муниципальных дошкольных образовательных учреждения и 7 индивидуальных предпринимателей, которые могут охватить услугами лишь 1/3 часть детей, не посещающих детские сады.
4. На территории Чайковского муниципального района есть дети-инвалиды дошкольного возраста, которые по состоянию здоровья не могут посещать дошкольное образовательное учреждение, и лишены возможности получать дошкольное образование.
Для решения существующих проблем разработан проект «Дошкольное образование в Чайковском муниципальном районе до 2015г.»
Цель. Повышение доступности качественного дошкольного образования, соответствующего требованиям экономики и современным потребностям жителей Чайковского муниципального района.
Задачи.
1. Увеличить количество мест в муниципальных (бюджетных и автономных) дошкольных образовательных учреждениях за счет переоборудования ранее перепрофилированных групп, открытия новых групп, реконструкции, капитального ремонта и строительства новых зданий.
2. Продолжить участие в реализации краевого проекта «Мамин выбор» по предоставлению пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
3. Расширить систему образовательных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями и индивидуальными предпринимателями, обеспечивающих поддержку семейного воспитания и отвечающих потребностям семьи.
4. Обеспечить каждому ребенку до поступления в 1 класс возможность освоить программу дошкольного образования.
5. Обеспечить с согласия родителей воспитание и обучение на дому детей-инвалидов дошкольного возраста, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательные учреждения, реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования или предоставление компенсации родителям на воспитание и обучение детей-инвалидов дошкольного возраста на дому.
Ожидаемый результат:
1. Ликвидация очереди в дошкольные образовательные учреждения детей с 3-х до 7 лет.
2. Увеличение количества детей с 1,5 до 5-х лет, охваченных разными формами дошкольного образования и обучающихся по различным образовательным программам.
3. Увеличение количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги для детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
4. Увеличение до 98% количества детей, прошедших обучение по программам дошкольного образования при поступлении в 1 класс.
5. Организовано с согласия родителей обучение и воспитание детей-инвалидов дошкольного возраста на дому.
Ответственные исполнители: Управление общего и профессионального образования, финансовое управление администрации Чайковского муниципального района, Управление капитального строительства, муниципальные бюджетные (автономные) дошкольные образовательные учреждения.
Механизмы реализации проекта:
- переоборудование ранее перепрофилированных групп в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях;
- открытие групп кратковременного пребывания различных типов для детей с 1,5 до 5 лет;
- капитальный ремонт дошкольных образовательных учреждений;
- частичная реконструкция групп для детей с 1,5 лет в группы для детей с 3-х лет;
- строительство новых детских садов;
- реализация проекта «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения»;
- первоочередное устройство в муниципальные дошкольные образовательные учреждения детей 5 лет и старше и детей из семей, находящихся в социально опасном положении;
- открытие во всех муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, имеющих лицензии на право оказания платных дополнительных образовательных услуг, центров поддержки семейного воспитания;
- открыть в сельских школах группы (пункты) подготовки детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, к школе;
- организация с согласия родителей воспитания и обучения детей-инвалидов дошкольного возраста на дому, организация выплаты компенсации.