Основные целевые показатели от реализации проекта
Наименование целевого показателя (целевых показателей) | Единица измерения | Промежуточное значение целевых показателей | Значение целевого показателя по итогам реализации проекта | Справочно: базовое значение целевого показателя на начало реализации проекта | ||||
По итогам 2012 года | По итогам 2013 года | По итогам 2014 года | По итогам 2015 года | По итогам 2016 года | ||||
Обеспеченность школ учебниками, в том числе с электронным приложением | Процент от потребности | |||||||
Количество компьютерных средств школы, используемых эффективно в целях обучения | Процент от общего количества компьютерных средств | |||||||
Количество персональных компьютеров в школе, объединенных в локальную компьютерную сеть | Процент от общего числа персональных компьютеров | |||||||
Количество школ, имеющих доступ к Интернет со скоростью не менее 256 кбит/сек. | Процент от общего числа школ |
4.1.6. Проект «Обновление образовательной программы дошкольных образовательных учреждений в соответствии с Федеральными государственными требованиями к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Автор проекта: методист по дошкольному образованию Центра информационно-коммуникационных технологий
Н.Г. Фролова
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам деятельности, подбору и обучению педагогических кадров. Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. Эти изменения объективны и вызваны следующими основными факторами:
- становлением рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие, конкуренцией образовательных учреждений;
- становлением альтернативной системы сопровождения детей дошкольного возраста в форме гувернерства и частных образовательных учреждений;
- отходом от единой программы в области дошкольного воспитания;
- широкими возможностями для привлечения в учреждения внебюджетных финансовых средств;
- повышением заинтересованности родителей как основных социальных заказчиков в продуктивной деятельности конкретного образовательного учреждения;
- стремлением общественности влиять на воспитательно-образовательный процесс в учреждении.
Таким образом, к учреждениям образования объективно предъявляются новые требования к обеспечению их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей образовательной программы.
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Она, наряду с Уставом, служит основой для лицензирования, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей).
Назначение образовательной программы — мотивированное обоснование содержания воспитательно-образовательного процесса, выбора общеобразовательной программы в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении. Определяется оно исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, обусловленный муниципальной программой развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков — родителей (законных представителей).
Практика работы дошкольных образовательных учреждений позволяет обозначить проблему неоднозначного понимания назначения, структуры и содержания данного документа. Наиболее распространенное заблуждение заключается в том, что образовательную программу зачастую отождествляют с учебной программой, реализуемой в том или ином дошкольном учреждении. Существует опыт разработки образовательных программ по аналогии со школьной моделью или исходя из собственной логики понимания данного документа.
Разработка образовательной программы, как одного из обязательных нормативных документов образовательного учреждения, является достаточно новым и непривычным видом деятельности для руководителей и педагогических коллективов. В образовательных программах, которые были проанализированы, встречаются ошибки и недочеты. Наиболее типичными из них являются:
- неточности в формулировке основных употребляемых психолого-педагогических терминов;
- предназначение дошкольных образовательных учреждений отождествляется с целью деятельности;
- часты сомнения по содержанию разделов;
- описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения содержит большое количество характеристик личности воспитанника; они множественны, хаотичны и неупорядочены;
- отмечается стремление обозначить как можно большее количество парциальных программ и методических разработок;
- не всегда показываются и обосновываются дополнительные образовательные услуги;
- в средствах контроля не расшифровывается, каким именно тестом или анкетой следует пользоваться.
Отмеченные недостатки в образовательных программах ни в коем случае не умаляют важности и необходимости работы по их разработке и постоянному совершенствованию. В этом видится основа постоянного осознанного совершенствования муниципальной и региональной системы образования.
16 марта 2010 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В соответствии с указанным документом, перед коллективами дошкольных образовательных учреждений встала задача внесения корректировок и изменений в образовательную программу и обновления всего воспитательно– образовательного процесса.
Цель проекта: внесение изменений в образовательные программы дошкольных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Задачи:
1. Провести анализ действующих образовательных программ в дошкольных образовательных учреждениях и определить необходимые изменения в их содержании.
2. Обеспечить координацию деятельности дошкольных образовательных учреждений по изучению и введению федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
3. Организовать методическое сопровождение разработки образовательных программ.
4. Осуществить переход дошкольных образовательных учреждений на обновлённые образовательные программы.
Сроки реализации проекта:
апрель 2010 года – май 2012 года
Ожидаемый результат:
1. Разработаны образовательные программы, соответствующие федеральным государственным требованиям.
2. Воспитательно-образовательный процесс соответствует федеральным государственным требованиям.
3. Дошкольные образовательные учреждения обеспечены методическими ресурсами для реализации образовательных программ.
Средства реализации проекта:
1. Обучение педагогических кадров для реализации федеральных государственных требований.
2. Освещение темы на внутренних совещаниях руководителей дошкольных образовательных учреждений, руководителей профессиональных сообществ.
3. Открытие опытно-педагогических площадок для разработки новой модели воспитательно-образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений в соответствие федеральным государственным требованиям.
4. Научное сопровождение проектов, реализуемых в рамках работы опытных педагогических площадок.
5. Активизация деятельности по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования.
Этапы реализации проекта:
Этапы | Содержание деятельности | Сроки выполнения |
Аналитический | Изучение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. | Апрель – сентябрь 2010 года |
Планово-прогностический | 1. Определение необходимых изменений: - в содержании образовательных программ, - в организации воспитательно-образовательного процесса. 2. Составление алгоритма действий дошкольных образовательных учреждений по внедрению федеральных государственных требований. | Сентябрь – октябрь 2010г. |
Организационно-методический | 1. Проведение цикла обучающих семинаров. 2. Организация постоянно действующих консультаций для разных категорий педагогических кадров. 3. Организация деятельности профессиональных сообществ. 4. Открытие опытных педагогических площадок в дошкольных образовательных учреждениях № 5, 34, 35, работающих по программам: п/р М.В.Васильевой, «Детство» и «Радуга». | Октябрь 2010 – май 2012 г. |
Аналитический итоговый | 1.Проведение внешней экспертизы деятельности опытных педагогических площадок через рецензирование и экспертно-методический совет. 2.Определение соответствия воспитательно-образовательного процесса федеральным государственным требованиям. 3. Анализ образовательных программ. 4. Обобщение и транслирование полученных результатов по реализации проекта. | Апрель – май 2012г. |