Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы, а также целевые индикаторы и показатели

Содержание проблем, анализ причин их возникновения, обоснование необходимости их решения программными методами

В СССР система подготовки тяжелоатлета включала три этапа с учетом

возрастных особенностей, специфики вида спорта и минимального возраста

начала занятий тяжелой атлетикой.

В первую очередь, ставились задачи общего физического воспитания в

семье и дошкольных детских учреждениях средствами гимнастики и общей

физической подготовки. На данном этапе решались вопросы укрепления

здоровья детей, формирования основ их гармонического развития. Детей

знакомили с физической культурой, отдельными видами спорта. В основном

эту работу выполняют педагоги-воспитатели дошкольных учреждений и

родители.

На втором этапе решались задачи общего физического воспитания детей

в образовательных учреждениях (общеобразовательных школах и

учреждения дополнительного образования детей, секциях и кружках). В

течение этого периода заканчиваются половое созревание и возрастное

развитие большинства физических, психических и двигательных качеств.

В возрасте 10 лет наиболее способные юные спортсмены могут быть

зачислены в группы начальной подготовки детско-юношеских спортивных

школ (ДЮСШ). Преподаватели и тренеры ДЮСШ помогают расположенным

поблизости общеобразовательным школам в проведении уроков физической

культуры в атлетическом зале, организовывают массовые спортивные

соревнования по тяжелой атлетике. Через данный вид работы решаются две

задачи – организовываются занятия по тяжелой атлетике, приобщаются к

этому виду спорта школьники, а так же проводится отбор наиболее

перспективных и способных детей для занятия в группах ДЮСШ.

В ДЮСШ дети и подростки проходят две фазы спортивной тренировки:

начальной общей и базовой специализированной тренировки. Базовая

специализированная тренировка продолжалась до конца обучения в

спортивной школе. На этом этапе следовало обеспечить достижение юными

атлетами спортивного мастерства на основе общей и специальной

физической, тактической, моральной, волевой и технической подготовки.

Третий этап обеспечивал общее физическое воспитание в специальных

средних и высших учебных заведениях, в системе спортивных клубов.

Наиболее одаренные тяжелоатлеты, выпускники ДЮСШ и СДЮСШОР,

имели возможность повышать свое мастерство в школах высшего спортивного мастерства (ШВСМ).

Тяжелая атлетика, как один из массовых видов спорта, способствующий

всестороннему развитию личности и физическому воспитанию детей и

молодежи. По массовости тяжелая атлетика занимает 19-е место среди всех видов спорта, культивируемых в Российской Федерации и 17-е место среди летних видов спорта (конкурируя, в основном, со спортивными единоборствами).

Современная система многолетней и непрерывной спортивной

подготовки спортсменов-тяжелоатлетов включает в себя пять

последовательных этапов:

1) Спортивно-оздоровительный этап.

2) Этап начальной подготовки.

3) Тренировочный этап (этап спортивной специализации).

4) Этап совершенствования спортивного мастерства.

5) Этап высшего спортивного мастерства.

Цели и задачи, которые ставятся перед спортсменами, тренерами,

руководителями физкультурно-спортивных организаций, определяются

федеральными стандартами спортивной подготовки, реализуемыми

программами спортивной подготовки или образовательными программами

дополнительного образования детей в области физической культуры и

спорта.

В текущей ситуации значительную роль в развитии тяжелой атлетики

играют региональные органы управления в области физической культуры

спорта, а так же в области образования. ДЮСШ и СДЮСШОР, работающие

на муниципальном и региональном уровнях, имеют возможность

самостоятельно открывать отделения по тяжелой атлетике, количество

которых является одним из наиболее показательных для степени развития

вида спорта.

Тяжелая атлетика развивается более чем в 65 субъектах Российской

Федерации. Приказом Минспорттуризма России от 14 июня 2011 года №571

утвержден перечень субъектов РФ, в которых тяжелая атлетика признана

базовым видом спорта. В данных перечень включен 21 регион, в которых в

20012 году в общей сложности занимается 13 352 тяжелоатлета (40% от общей

численности по России).
К 2020 году должно быть аккредитовано 75 региональных спортивных

федераций, что составляет 100% регионов, развивающих тяжелую атлетику на

текущий момент.

На основании проведенного анализа деятельности, можно

классифицировать субъекты, развивающие тяжелую атлетику, на 4 группы:

- регионы, в которых тяжелая атлетика признана базовым видом спорта;

- регионы, где развита тяжелая атлетика;

- регионы, где развивается тяжелая атлетика;

- перспективные регионы, где развитие тяжелой атлетики требует

программно-целевого подхода.

Согласно этой классификации Удмуртская Республика отнесена к регионам, где развивается тяжелая атлетика.

В советское время тяжелая атлетика (ТА) в Удмуртской Республике имела достаточное развитие. Во всех городах и почти всех районных центрах Республики работали клубы и секции тяжелой атлетики. Количество занимающихся ТА в этих спортивных организациях составляло около 3000 человек. На Спартакиаде УР выступало более 200 штангистов из почти 20 команд. Только в г. Ижевске было 11 команд по тяжелой атлетике, которые занимались в 8 оборудованных залах с укомплектованным тренерским составом (Ижсталь, Ижмаш, «Темп», «Заря», ИГМИ, УдГУ, ИМИ, Металлист). Работали ДЮСШ при многих клубах. Было воспитано много мастеров спорта, которые достойно представляли не только нашу Республику на всесоюзных турнирах, но и в качестве членов сборных команд СССР на международных соревнованиях. Так МСМК О. Хомяков был победителем Кубка Дружбы 1984 года в Гаване. Позднее ЗМС Ю. Мышковец стал чемпионом Европы и призером чемпионатов Мира. В Удмуртии были проведены два чемпионата СССР в г. Ижевске и первенство СССР среди юниоров в г. Глазове.

К сожалению, после развала СССР, поскольку все клубы и секции имели исключительно ведомственную принадлежность, все они прекратили свою деятельность и специализированные залы тяжелой атлетики были закрыты. В настоящее время в Ижевске работает один специализированный тяжелоатлетический зал в СОК ИГМА, один в Воткинске и один в Глазове.

Анализ состояния развития тяжелой атлетики в УР позволил

выявить значительные резервы развития и основные сдерживающие

факторы присущие как в целом по стране, а именно :

- недостаточная степень развития материально-технической базы,

спортивного инвентаря и оборудования;

- проблемы кадрового обеспечения, в том числе проблемы

формирования кадрового резерва из молодых специалистов или

заканчивающих выступления спортсменов, вопросы стимулирования и

повышения заработной платы работников физкультурно-спортивной

отрасли;

- недостаточное финансирование всероссийских, региональных и

муниципальных соревнований по тяжелой атлетике, в том числе детско-

юношеского спорта;

- отсутствие современной системы переподготовки и повышения

квалификации управленческих, тренерских и научных кадров по тяжелой

атлетике;

- возрастающая конкуренция со стороны альтернативных физкультурно-

оздоровительных видов деятельности – занятий фитнесом, нетрадиционными

гимнастическими упражнениями, йогой, бодибилдингом.

- недостаточное освещение тяжелой атлетики в средствах массовой

информации регионального и местного значения;

так и присущих сугубо в нашей Республике, где в настоящее время из-за ряда существующих проблем, тяжелая атлетика находится в положении выживания, а именно:

· В Ижевске всего одно отделение в ДЮСШ по тяжелой атлетике с одним тренером на ставке и без своего специализированного зала,

· нет своей тренировочной базы для проведения учебно-тренировочных сборов,

· нет достаточной материально-технической базы и оборудования в регионах УР, нет соревновательного и разминочного тяжелоатлетических помостов, судейско-информационной системы проведения соревнований.

· нет достаточной финансовой и организационно-тренировочной поддержки спортсменам высокого уровня, включая фармподдержку, спортивное питание, экипирование и т.п.

Однако, даже в таких недостаточных условиях перспективы развития тяжелой атлетики в УР очень благоприятны. Так, например, сборная женская команда УР по тяжелой атлетике является неоднократным призером чемпионатов ПФО с 2011 по 2015 годы. В настоящее время в составе этой команды шесть действующих мастеров спорта. Мастер спорта (МС) России Ганбарова А. является чемпионом ПФО 2015г. и бронзовым призером Первенства России среди юниоров 2015г., МС Ахметгалеева Л. – серебрянный призер в рывке на чемпионате России 2015г. Обе спортсменки входят в состав сборных команд России по тяжелой атлетике.

В период с 2004 по 2015 годы подготовлено более 15 мастеров спорта.

Однако, многие из них уехали в другие регионы из-за отсутствия в нашей Республике достаточных условий роста и повышения спортивного мастерства.
Есть судьи международной категории и тренерские кадры с достаточной квалификацией, работающие на общественных началах из-за отсутствия тренерских ставок.

При реализации Программы развития тяжелой атлетики в Удмуртской Республике в свете Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года принятый Постановлением Правительством УР №383 от 10.10.2014 (п. 3.2.2.2), а также Программы развития тяжелой атлетики в Российской Федерации на 2013-2020 годы, возможно возрождение олимпийского вида спорта – тяжелой атлетики в Удмуртской республике.

Вовлечение большего количество населения к занятиям спортом и тяжелой атлетикой в частности как массового вида спорта возможно по двум

направлениям:

· увеличение количества занимающихся тяжелой атлетикой на спортивно-оздоровительном этапе и этапах начальной подготовки как часть системы физического воспитания личности, оздоровления детей и молодежи, в качестве формы досуга и отдыха;

· увеличение количества занимающихся тяжелой атлетикой на тренировочном этапе с обязательным участием в соревновательной деятельности. В данном случае одним из контрольных показателей будет количество спортсменов, получивших массовые спортивные разряды

Для достижения поставленной цели требуется создание соответствующих условий для занимающихся тяжелой атлетикой и открытие специализированного тяжелоатлетического зала в городе Ижевске для учащихся ДЮСШ.

На уровне муниципальных образований совместно с органами местного самоуправления, необходимо осуществлять разработку и реализацию программ и проектов поддержки развития тяжелой атлетики по следующим направлениям:

· обеспечение условий для развития на территориях муниципальных

районов, поселений, городских округов тяжелой атлетики как массового спорта

· открытие секций, спортивно-оздоровительных групп при детско-юношеских

спортивных школах, культивирующих тяжелую атлетику;

· организация проведения муниципальных официальных физкультурных и

спортивных мероприятий по тяжелой атлетике как основного средства

первоначального спортивного отбора перспективных юных спортсменов;

· материально-техническое и финансовое обеспечение спортивных сборных

команд по тяжелой атлетике муниципальных районов и городских округов для

участия в региональных спортивных соревнованиях.

При введении в строй специализированного оборудованного зала тяжелой атлетики решается проблема с дополнительным набором занимающихся и возможностью введения дополнительных тренерских ставок.

В случае реализации намеченных мероприятий, особенно посредством

открытия секций при специализированном зале, можно спрогнозировать увеличение общей численности занимающихся тяжелой атлетикой в Удмуртии со 150 до 200-250 человек к 2020 году. Открытие специализированного тяжелоатлетического зала для учащихся ДЮСШ в г. Ижевске и выделение дополнительных тренерских ставок даст возможность открытия СДЮШОР с целью создания цельной системы подготовки тяжелоатлетов от новичка до спортсмена высшей квалификации.

Для повышения результативности выступления удмуртских спортсменов на республиканских, всероссийских и международных спортивных соревнованиях по тяжелой атлетике требуется создание своей тренировочной базы для проведения учебно-тренировочных сборов. Создание своей учебно-тренировочной тяжелоатлетической базы очень пригодится и другим видам спорта (борьба, легкая атлетика, баскетбол, хоккей, кроссфит и т.п.)

Введение тяжелой атлетики в состав базовых видов спорта УР позволит привлечь дополнительное бюджетное финансирование для развития тяжелой атлетики в УР и увеличения числа подготовки спортсменов высокой квалификации для пополнения резерва сборных России.

Приобретение соревновательной материально-технической базы позволит проводить в УР соревнования всероссийского и международного уровня, что в свою очередь может привлечь дополнительное финансирование от частных инвесторов, федерального бюджета и дать толчок в плане популяризации тяжелой атлетики, как олимпийского медалеемкого вида спорта.

Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы, а также целевые индикаторы и показатели

Основными целями Программы являются:

1. Увеличение общего числа занимающихся тяжелой атлетикой в Удмуртской не менее чем на 10% от текущего состояния к 2020 году.

2. Повышение результативности выступления спортсменов на республиканских, всероссийских и международных спортивных соревнованиях по тяжелой атлетике.

3. Подготовка тяжелоатлетов для сборных команд России по тяжелой атлетике

Задачи Программы:

1. создание условий для интенсивного развития тяжелой атлетики в Удмуртской Республике;

2. создание новых отделений по тяжелой атлетике в организациях спортивной подготовки в Удмуртской Республике;

3. обеспечение достижения качественных и количественных показателей в системе спортивной подготовки и спорта высших достижений;

4. введение тяжелой атлетики в состав базовых видов спорта для УР;

5. повышение спортивной конкуренции на общероссийских спортивных соревнованиях по тяжелой атлетике с целью повышения спортивного результата и эффективности формирования спортивной сборной команды УР

6. В целях решения задач подготовки тяжелоатлетов для сборных команд России по тяжелой атлетике необходимо увеличить по согласованию между ФТА УР и органами государственного управления в сфере физической культуры и спорта контингент спортсменов, проходящих спортивную подготовку по тяжелой атлетике в ШВСМ с 2 до 5 человек в течении срока реализации программы и учесть особенности развития тяжелой атлетики при определении государственного и муниципального задания.

7. Основными задачами единой информационной политики являются:

· формирование положительного современного имиджа тяжелой атлетики,

· повышение ее привлекательности в качестве альтернативы средств досуга и отдыха подростков и молодежи;

· распространение точной и достоверной информации о деятельности ФТА УР по основным направлениям: пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, освещение выдающихся спортивных достижений спортсменов.

.

Система целевых индикаторов и показателей эффективности реализации

Программы включает в себя систему количественных и качественных показателей, отслеживание которых производится через группы индикаторов

Показатели Индикаторы
Кол-во населения, регулярно занимающегося тяжелой атлетикой   Сохранение численности контингента занимающихся тяжелой атлетикой (на основании анализа 5-ФК)   Положительная динамика численности занимающихся тяжелой атлетикой лет (на основании анализа 1-ФК)   Положительная динамика численности отделений по тяжелой атлетике в ДЮСШ и СДЮСШОР (на основании анализа 5-ФК)
Качественные показатели спортсменов высокой квалификации и спорта высших достижений Увеличение числа кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта Увеличение числа перспективных спортсменов, способных претендовать на вхождение в состав сборной России. Увеличение числа перспективных спортсменов, способных претендовать на завоевание медалей на всероссийских и международных соревнованиях
Качественный показатель квалифицированных тренерских кадров Количество квалифицированных (имеющих высшее или среднее - специальное физкультурное образование) кадров, задействованных в системе тяжелой атлетики   Количество квалифицированных (имеющих высшее или средне-специальное физкультурное образование) кадров, прошедших курсы повышения квалификации  

Наши рекомендации