Проект: «Создание новой модели сопровождения педагога в ходе аттестации».

Авторы проекта: методист

Центра информационно-коммуникационных технологий

В.П.Шемякина,

начальник отдела организационно- правовой и кадровой работы Управления общего и профессионального образования

Т.П. Гребенкина

Сроки реализации проекта - 5 лет:

2011-2012гг. - разработческий этап;

2012 -2014гг. - экспериментальный (коррекция);

2014 - 2016гг.- внедренческий этап.

Постановка проблемы.

Общество заинтересовано в обновлении содержания образования. Образовательная инициатива «Наша новая школа» получает все большее развитие. В новой школе необходимы новые учителя. Где же взять новых учителей, из выпускников вузов лишь единицы идут работать в школы, проблема старения кадров становится все острее…

Изменить существующую систему аттестации педагогов предложило государство. И для того есть масса причин. Эта система действовала с 2000 года. Аттестационная процедура для педагога повторялась через 5 лет, на 2 категорию (институциональный уровень) аттестовывали в образовательном учреждении, на 1 категорию (муниципальный уровень) – в Управлении общего и профессионального образования, на высшую категорию (региональный уровень) – в Министерстве образования Пермского края.

По нашему мнению минусами этого регламента являются:

1. субъективный характер оценивания педагога, ориентация не на результат, а на авторитет педагога (у молодых педагогов мало шансов получить категорию);

2. аттестация использовалась некоторыми администраторами как рычаг давления на педагога;

3. бессистемная деятельность аттестуемых в межаттестационный период (как правило, активизация деятельности происходила в последний год перед аттестацией);

4. трудности в организации экспертных процедур;

5. несоответствие требований к аттестуемым требованиям к современному педагогу (устарели);

6. несовершенство нормативной базы: при действующем законе “Об образовании” не утверждены федеральные вариативные нормы и процедуры аттестации, соответственно, должны применяться их региональные аналоги;

7. критерии отнесения педагогических и руководящих работников к той или иной квалификационной категории не разработаны.

Важно, чтобы аттестация была ориентирована на результат, была объективной, носила систематический характер, подтягивала аттестуемых до уровня современного педагога.

Новую систему аттестации представили разработчики: Владимир Солдатов, руководитель Центра качества обучения Академии социального управления (по совместительству преподаватель в школе неоднократно подвергавшийся аттестации за 15 лет работы), и Александр Моисеев, проректор по научной работе Академии социального управления.

Появились новые нормы: 1) нет аттестации на 2 категорию; 2) есть соответствие занимаемой должности (для установления сдают экзамен в тестовой форме); 3) для аттестации на 1 категорию педагог выполняет тест и портфолио; 4) для аттестации на высшую категорию необходимо пройти тест или экзамен в ВШЭ и разместить портфолио на сайте: portfolio – edu.ru. Работающие в школах педагоги в мае 2010 года получили новый порядок аттестации, где к ним предъявлены более жесткие требования. Все это увеличивает напряженность в педагогической среде. Как возможно изменить ситуацию? Как помочь педагогам?

Проблема – напряженность в педагогической среде в связи с аттестацией, боязнь тестирования, отсутствие у педагогов знаний о новой системе аттестации, знаний о возможных ресурсах, которые можно использовать для этого.

Цель проекта:Обеспечение методического сопровождения педагога в ходе аттестации.

Задачи проекта:

1. выстроить систему подготовки к аттестации в межаттестационный период (на 1 и высшую категории) и для установления соответствия занимаемой должности;

2. разработать технологию экспертной оценки результатов профессиональной деятельности педагогических кадров (на 1 категорию);

3. разработать и совершенствовать методическое сопровождение аттестуемых в новой модели аттестации;

4. повысить культуру пользователя персональным компьютером у аттестуемых;

5. расширить спектр возможностей для непрерывного повышения квалификации педагогов (индивидуальная образовательная программа, индивидуальные проекты, систематическая работа с портфолио, посещение тематических курсов, членство в тьюторском клубе, работа в районных методических объединениях).

Рабочий план - график реализации проекта

№п\п Название мероприятия Срок проведения Ответственный Результат
1. Создание рабочей группы по разработке локальных актов по аттестации (на 1 кв. категорию) До 15.10.2011г. Гребенкина Т.П. Шемякина В.П.   Локальные акты, регламентирую-щие процедуру аттестации на 1 категорию
2. Создание экспертной группы по аттестации на 1 категорию До 01.12.2011г. Шемякина В.П. Экспертные заключения
3. Разработка, апробация, корректировка экспертного инструментария в части показателей оценки профессиональной деятельности и индикаторов их раскрывающих До 15.12.2011г. Шемякина В.П. Рабочая группа Экспертный инструментарий
4. Организация и проведение аттестации в соответствии с новым порядком аттестации С 01.01.2012г.- 30.04.2014г. Гребенкина Т.П. Шемякина В.П. Зам. директора, курирующие аттестацию педагогов Комфортные условия для прохождения аттестации
5. Консультации по заполнению электронного портфолио В течение года Хакимова Ю.З.(по сог- ласованию) - для тех, кому в учреждениях нет возможности оказать помощь Электронный портфолио, позволяющий аттестоваться педагогу на 1 и высшую категории
6. Консультирование аттестуемых (индивидуальное и групповое) В течение года (согласно циклограмме методиста) Шемякина В.П. Успешная аттестация
7. Консультации по сайтостроению   Хакимова Ю.З. (по согласованию) Наличие сайта у аттестующихся на высшую категорию
8. Организация и проведение тестирования аттестуемых на 1 и высшую категории Сроки сообщат представители методических объединений, предположительно ноябрь- декабрь Шемякина В.П. Хакимова Ю.З. Успешная аттестация

Ожидаемые результаты.

1. Создание модели сопровождения педагога в аттестационный и межаттестационный периоды.

2. Каждый аттестуемый понимает суть аттестационных процедур и понимает, что ему следует изменить (нарастить) в себе, чтобы соответствовать предъявляемым требованиям.

3. Разработка экспертного инструментария.

4. Аттестация 45 педагогов на высшую категорию (из 50 заявившихся).

5. Разработка личных сайтов педагогов.

Распределение зон ответственности:

  Аттестуемый - Заполняет бланки документов (заявление, 2 аттестационных листа); - заполняет портфолио в электронном виде (регулярно в течение 5 лет); - проходит тестирование.
Заместитель директора, курирующий аттестацию в образовательных учреждениях - сообщает педагогу о сроках аттестации; - консультирует по заполнению бланков документов и электронного портфолио; - пишет характеристику на аттестуемых на 1 и высшую категории и представление на соответствие занимаемой должности; - разъясняет педагогам новый порядок аттестации; - контролирует регулярность заполнения электронного портфолио.  
Методист Центра информационно-коммуницкационных технологий - создает рабочую группу по созданию экспертного инструментария; - создает экспертную группу; - организует экспертизу портфолио на 1 категорию; - сопровождает педагогов в процессе аттестации: помогает качественно подготовить документы, оказывает консультационную поддержку аттестуемым; - координирует действия аттестуемых и экспертов, осуществляя между ними связь; - представляет педагогов на заседании Главной аттестационной комиссии
Начальник отдела кадров и управления делами - разрабатывает локальные акты, регламентирующие аттестацию на 1 категорию; - организует заседание аттестационной комиссии.

Возможные риски:

1. отказ педагогов от прохождения аттестации из боязни тестирования;

2. трудности в организации тестирования (ввиду новизны процедуры);

3. неготовность работодателя принять финансовое участие в аттестации своего педагога.

Нивелирование рисков:

1. организовать для желающих пробное тестирование;

2. консультирование с представителями Министерство образования края;

3. проводить разъяснительную работу с администрацией школ.

Основные целевые показатели реализации проекта:

Наименование целевого показателя (целевых показателей) Единица измерения Промежуточное значение целевых показателей Значение целевого показателя по итогам реализации проекта Справочно: базовое значение целевого показателя на начало реализации проекта
По итогам 2012 года По итогам 2013 года По итогам 2014 года По итогам 2015 года По итогам 2016 года
Количество педагогов, аттестованных на первую и высшую категорию, прошедших экзамен на соответствие занимаемой должности Процент от общего числа педагогов Режим функционирования Режим функционирования

4.1.8. Проект «Введение федеральных государственных стандартов начального общего образования в Чайковском муниципальном районе до 2015 года».

Автор проекта:

методист Центра информационно-

коммуникационных технологий

Т.В. Фиалкина

Анализ ситуации

В Чайковском муниципальном районе 23 образовательных учреждения предоставляют услуги по начальному общему образованию. По данным отчета ОШ-1 в 12 городских школах обучается 3433 ученика в 132 классах – комплектах. В 11 сельских школах обучается 960 учеников в 67 классах (52 класса – комплекта), 3 начальные школы находятся в отдельных зданиях. В остальных образовательных учреждениях некоторая изолированность начальной школы достигается за счет выделения под начальные классы отдельных рекреаций или этажей.

Новые стандарты в обобщенном виде определяют нормативную модель образовательной системы начальной ступени общего образования, устанавливая требования:

- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- к образовательному процессу;

- к условиям.

Таким образом, сравнив предложенную новыми стандартами обобщенную модель образовательной системы с существующей в Чайковском муниципальном районе, мы получили перечень необходимых изменений, которые позволят привести начальную школу в соответствие с нормативной моделью, определяемой Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования.

Анализ целей и результатов начального общего образования.

1. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

- метапредметным (универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия);

- личностным (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся);

- предметным (знания и умения, опыт творческой деятельности).

В данный момент, мы знаем, какой результат должны получить на выходе, но мы, не имеем достоверных данных о том, получаем ли мы личностные и метапредметные результатыв действительности. Личностные цели ранее ставились частично по отдельным направлениям. Например, принятие ценностей здорового образа жизни и регуляции своего поведения в соответствии с ним. Системного отслеживания не проводилось.

Метапредметные цели ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ.

В Чайковском муниципальном районе есть точечный опыт отслеживания метапредметных результатов. Изменено содержание и способ проведения интеллектуальных конкурсов, подходы к подготовке детей к данным конкурсам.

В основу заданий интеллектуальных конкурсов положены практические задачи. Апробировали новые подходы к оценке образовательных результатов на основе интеллектуальных конкурсов. Практическая (проектная) задача позволяет отследить сотрудничество, способы деятельности, определить какой процент знаний стал ресурсом у ребенка.

Но данный способ отслеживания метапредметных результатов применялся только для одаренных детей, участвующих в интеллектуальных конкурсах «Любознайка» и «Марафон знаний» и не дает общей картины по всем детям.

Учащиеся начальной школы Гимназии участвовали в экспериментальном тестировании и апробации тестов, направленных на отслеживание сформированности универсальных учебных действий и показали достаточно высокий уровень.

Предметные цели ставились системно, и предметные результаты учащихся фиксируются ежегодно через статистические данные успеваемости и качества знаний по школам, через мониторинговые исследования.

Результаты краевого мониторинга показывают достаточно высокий уровень обученности учащихся по предметам.

Наблюдается ситуация снижения качества знаний учащихся 1 ступени при сохранении стабильной успеваемости.

Учебный год Успеваемость Качество знаний
2005-2006 99,1 % 57,1 %
2006-2007 99,2 % 56 %
2007-2008 99,2 % 53,4 %
2008-2009 99,2 % 53,5%
2009-2010 99% 54,2%

Актуальной остается проблема – оценка результативности начального образования и изменения способов контроля. По-прежнему сохраняется противоречие между провозглашаемыми целями и ожидаемыми результатами начального образования (умения учиться, способы деятельности, ключевые компетенции) и фактическим определением результативности по тестам, направленным на определение знаний, умений и навыков

Таким образом, становится очевиднымопределение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей и планируемых результатах. И модернизация системы оценивания начального общего образования

Анализ образовательного процесса.

В основе стандарта лежит системно – деятельностный подход.

В образовательном пространстве Чайковского муниципального района сложилось вариативное начальное образование. Проанализировав ситуацию, можно отметить положительную динамику по внедрению современных учебно-методических комплектов и развивающих систем.

В целом картина выглядит следующим образом:

Количество учащихся, занимающихся по данному комплекту в % о от общего количества:

Система Эльконина – Давыдова – 3%, система Занкова Л.В. – 8%, Гармония – 10%, Школа 2100 – 29%, Перспективная начальная школа – 29%, Начальная школа 21 века – 1%, Классическая начальная школа и Школа России – 19%, Планета знаний – 1 %.

При этом в концепциях подчеркнутых учебно-методических комплектов заявлен деятельностный подход как основной, что позволяет реализовывать цели и достигать результатов, заложенных в стандартах второго поколения. Таким образом, 62%детей уже сегодня получают современное качественное начальное образование, нацеленное на перспективу.

2. В районе накоплен уникальный опыт по формированию контрольно оценочной самостоятельности младших школьников, по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся 1 ступени.

3. В районе создана достаточно сильная школа развивающего обучения, которая сотрудничает со школой развивающего обучения Воронцова А.Б. В инновационном режиме идет апробация новой модели организации образовательного процесса в начальной школе.

4. Созданы условия для освоения педагогических технологий и внедрения их в учебный процесс через организацию деятельности проблемных групп. Мы целенаправленно занимались

- освоением технологии проблемно – диалогического обучения, предусмотренной в учебно-методический комплект «Школа 2010»;

- освоением технологии личностно – ориентированного обучения, заложенной в учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»;

- распространением технологии развивающего обучения.

5. Педагогами города применяются технологии, способствующие формированию ключевых компетенций: технология портфолио, технология развития критического мышления.

6. Мы значительно продвинулись в организации системной коррекционно – развивающей деятельности по совершенствованию детей во всех дошкольных достижениях. В общеобразовательных учреждениях: «Основной общеобразовательное школе № 12», «Средней общеобразовательной школе с.Уральское» успешно идет апробация коррекционно – развивающей программы Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников». В муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7» ведется коррекционная программа Зака «Интеллектика».

В районе наработал эффективный опыт работы с детьми, имеющими малые мозговые дисфункции.

7. Педагогами начальной школы накоплен уникальный опыт инновационной деятельности. Увеличивается количество инновационных идей, культурно оформленных в проекты и реализуемых в начальной школе в рамках опытно педагогических площадок. Положительная динамика видна и по защите учителями начальной школы программ на статус авторизованных.

При переходе на федеральные государственные стандарты и организации образовательного процесса учителю начальных классов предстоит решать новые профессиональные задачи и совершенно очевидно, что педагогу потребуются определенные знания и умения для решения профессиональных задач. Поэтому при анализе готовности учителей к работе по новым Федеральным государственным образовательным стандартам очень важно определить степень готовности относительно конкретных профессиональных задач, которые предстоит решать при организации образовательного процесса.

Анализ готовности учителей к работе по новым Федеральным государственным образовательным стандартам.

Новые профессиональные задачи Требуемые знания и умения для решения профессиональных задач Степень готовности учителей к работе (количество учителей)
Полнаяяя Частично Не готовы
Проектирование рабочих программ по предметам в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Ø Знание программ Ø Знание технологии разработки программ Ø Знание базисного учебного плана   +  
Освоение современных образовательных технологий: ü деятельностный подход в обучении ü проблемно-диалогическая технология ü технология критического мышления ü проектная и исследовательская деятельность Ø Освоение технологических карт урока, соответствующих требованиям к результатам основной образовательной программы   +  
Составление индивидуального плана профессионального саморазвития учителя Ø Знание технологии разработки плана Ø Умение ставить цели, анализировать, сопоставлять, делать выводы +    
Ознакомление с изменениями содержания учебно-методических комплектов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Ø Умение ставить цели, анализировать, сопоставлять, делать выводы   +  
Освоение технологии составления и использования контрольно-измерительных материалов предметных и метапредметных результатов. Ø Знание технологии составления и использования контрольно-измерительных материалов     +
Разработка программ внеурочной деятельности Ø Знание программ Ø Знание технологии разработки программ     +

Наблюдаются следующие негативные тенденции:

- учителя не могут и не обладают достаточной информацией, чтобы определить свои затруднения и оформить свои затруднения и оформить запросы системе повышения квалификации, методической службе по вопросам введения Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образовании;

- недостаток возможностей у сельских образовательных учреждений для подготовки кадров к реализации изменений в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (отсутствие средств, удаленность от города, отсутствие завучей по начальному образованию);

- отсутствие у большинства образовательных учреждений, исключая инновационные школы, условий и благоприятной мотивационной среды для профессионального развития учителя.

Анализ ресурсов (условий):

Кадровое обеспечение: если мы проанализируем список завучей, курирующих начальную школу, то становится очевидной проблема в отсутствии системного управления начальной школой.

Только в 2 школах управление начальной школой осуществляют освобожденные завучи по учебно-воспитательной работе по начальным классам: Средняя общеобразовательная школа № 1 – Хоймова Татьяна Васильевна; Фокинская средняя общеобразовательная школа – Харисова Наталья Леонидовна.

Если исходить из норматива, что 1 ставка освобожденного завуча предусматривается на 12 классов – комплектов, то освобожденных завучей могли бы иметь еще 6 школ (средняя общеобразовательная школа № 2, 7, 8, 10, 11, Гимназия).

В 4 городских школах (основная общеобразовательная школа № 12, № 13, Средняя общеобразовательная школа № 4, Лицей «Синтон») и в 10 сельских школах курированием начальной школы занимаются завучи старших классов.

В 7 школах города (средняя общеобразовательная школа № 2, 7, 8, 10, 11, Гимназия,) администрация доплачивает учителям за выполнение обязанностей завуча по 0,5 ставки, 0,25 ставки.

В такой ситуации (перегруженности лиц, курирующих начальную школу) трудно говорить об эффективном, качественном системном управлении развитием школы 1 ступени.

Можно зафиксировать и такую проблему как неподготовленность педагогов к осуществлению управленческих функций.

Частично эта проблема решается через подготовку кадрового резерва. Курсы для завучей именно 1 ступени не проводились. При реализации нового проекта мы можем столкнуться с проблемой отсутствия подготовленных управленческих кадров по 1 ступени для каждой школы.

Педагогические кадры.

Ежегодно учителя начальной школы становятся победителями конкурса приоритетного национального проекта «Образование»

2005-2006 учебный год – 1 (Хаирова Л.Х, Гимназии)

2006-2007 учебный год- 1 (Кустова И.Л., лицей «Синтон»)

2007 -2008 учебный год – 2 ( Вилисова Г.Л, средняя общеобразовательная школа № 2, Орт Г.М., лицей «Синтон»)

2008 – 2009 учебный год – 2 (Соломенникова А.С., средняя общеобразовательная школа № 10, Трефилова М.Л., средняя общеобразовательная школа № 7)

Наши рекомендации