Формирование учебного поведения.
«умение выполнять инструкции педагога»:
- понимает жестовую инструкцию
Создать предпосылки для понимания и формирования умения повторять вслед за учителем жестов:
- указательного
- «да», «нет»
- «дай», «на»
- «привет», «пока»
- «хорошо», «плохо»
- понимает инструкцию по инструкционным картам
Создать предпосылки для понимания инструкций по инструкционным картам
- понимает инструкцию по пиктограммам
Создать предпосылки для понимания инструкций по пиктограммам
-выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения)
Создать предпосылки для выполнения стереотипной инструкции поэтапно
- выполняет одноступенчатую инструкцию
Будет иметь возможность для выполнения одноступенчатых инструкций
«использование по назначению учебных материалов»:
Будет иметь возможность использовать в учебной деятельности материалы:
- Бумага
- Цветная бумага
- Пластилин
- Бытовые и природные материалы (крупа, семена, шишки и др.)
- Картон
- Ткань
«умение выполнять действия по образцу и по подражанию»:
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога
Предоставить возможность выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание.
«в течение определенного периода времени»:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 5-7 мин.
Создать условия для формирования умения удерживать внимание при выполнении посильного задания на всех этапах урока (определенный промежуток времени)
«от начала до конца»:
- выполняет задания, но требуется незначительная стимуляция
При незначительной стимуляции внимания выполняет задание от начала до конца
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков самостоятельно
Будет иметь возможность самостоятельно ориентироваться в режимных моментах в школе, расписании уроков.
- самостоятельно выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план)
Будет иметь возможность выстраивать алгоритм предстоящей деятельности.
- самостоятельно переходит от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом.
Будет иметь возможность самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом.
Рабочая программа по ППД для 5 класса включает в себя:
Конструирование. Игры и игровые упражнения: с тематическими сборно-разборными игрушками; с разрезными картинками со смысловыми разъемами; с сюжетными картинками с вырубленными частями круглой, квадратной, треугольной формы; с разрезными картинками с использованием образца (игрушки, овощи, фрукты, животные); на узнавание целого предмета по фрагментам и называние его.Конструирование по объемному образцу (мосты, ворота и пр.)с последующим выкладыванием аналогичной конструкции из плоскостных элементов на магнитной доске или на фланеле-графе.Конструирование из палочек (различные по цвету, фактуре и величине счетные палочки) по образцу, постройки из строительного материала (из четырех-пяти деталей) по образцу и по словесной инструкции (с использованием указательных жестов). Совместная деятельность учащихся по воспроизведению по образцу комбинаций из трех-пяти мягких модулей или элементов крупного деревянного (пластмассового) строительного набора в пространстве класса (на полу), постройки по образцу (после его элементарного предварительного анализа совместно с учителем): выделение основных частей образца, определение необходимых строительных элементов с использованием невербальных и вербальных средств общения.Знакомство с элементарным конструированием из палочек Юнзенера. Сравнение палочек по цвету и величине.Постройки из строительного материала (из четырех-пяти деталей) с последующим анализом работы и пояснениями о взаимном расположении частей конструкции. Постройки по образцу двух-трех объектов после предварительного анализа образцов: строений, транспортных средств и др. Привлечение учащихся к созданию знакомых построек из незнакомого строительного материала и к обыгрыванию их.
Количественные представления. Упражнения и игры, в которых используется счет объектов в любом порядке, упражнения на определения состава числа в совместной деятельности, знакомство с цифрой 0, соотнесение с количеством: 0 – пусто, нет ничего, рисование цифр 0,1,2,3.4 по трафарету, на песке, лепка из пластилина, выкладывание из природного материала, шнуровок, упражнения с цифрами: набрать заданный номер из предложенных цифр (01 - пожарная, 02 - милиция, 03 – скорая помощь), Закрепление знания учащимися номеров телефонов специальных служб и способов их вызова (номера телефонов представлены на стационарном стенде в классе), упражнения на выделение одного – четырех предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».Практические упражнения на определение состава числа в пределах четырех.Знакомим учащихся с количеством в пределах пяти и цифрой «5». Соотнесение количества в пределах пяти с пальцами руки.Рисование цифр. «О», «1», «2», «3», «4», «5» по трафаретам, на песке, на грифельной доске, в тетради, лепка из глины, пластилина, пата, выкладывание из природного материала, шнуркови т. п.Игровые упражнения на идентификацию и выделение по словесной инструкции предметных множеств (в пределах, доступных детям). Решение арифметических задач с открытым результатом на наглядном материале (предметы, объемные и плоскостные модели) в пределах трех.
Представления о форме. Практические действия, игровые задания, настольно-печатные игры на группировку предметов по форме, на соотнесение плоскостных и объемных форм, на идентификацию и выбор предметов по образцам с ориентировкой на форму.Систематическое обучение учащихся рисованию фигур по трафаретам, по опорным точкам, вырезание фигур (индивидуально с каждым учащимся).Лепка различных форм из пластилина, пата, глины.Знакомство учащихся с многоугольниками (прямоугольник), с прямоугольной призмой (брусок).Практические действия, игровые упражнения на группировку предметов по форме, на соотнесение плоскостных и объемных форм, на выбор предметов по образцам с ориентировкой на форму. Обучение учащихся умениям ориентироваться на форму изображений для выполнения игровых и практических действий.Рисование фигур по трафаретам, по опорным точкам, вырезание этих фигур индивидуально с каждым ребенком для составления декоративного узора.
Представления о величине.Игровые упражнения, настольно-печатные игры и практические действия, в которых для сравнения используются приемы наложения и приложения.По образцу и словесной инструкции раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины с последующим дорисовыванием сюжетной картинки учителем (по желанию детей и по их представлениям).Практические действия с целью определения непрерывного количества песка, воды (используются различные емкости).Занятия с новыми настольно-печатными играми по ознакомлению с величиной. Обучение учащихся ориентировке на размер изображений для выполнения практических и игровых действий. Знакомство учащихся с возможностью измерения предметов с помощью руки (кисть, от кисти до локтя), ноги (стопа). Игры на пространственную ориентировку с режиссерскими куклами (с подвижными частями тела), моделируя пространственные отношения движением частей тела куклы от себя, к себе. Расширение тематики игровых упражнений, связанных с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела и т. п.
Пространственные представления.Закрепление навыков перемещения в пространстве различных помещений и представлений о схеме собственного тела и лица в ходе ситуационных игр, упражнений, трудовых поручений и т. п. В парных играх с режиссерскими куклами формирование умений учащихся определять пространственное расположение объектов относительно друг друга, побуждая их показывать, называть и выполнять соответствующие действия (с помощью учителя в виде образца и указательных жестов).Обводка ладони и пальцев рук карандашом, соотнесение контурного изображения с определенным положением руки в играх типа «Сделай, как кукла», «Сделай так же, как нарисовано».Упражнения с пиктограммами, обозначающими направление движения.
Временные представления.Формирование представлений о прошедшем времени года — лете. Чтение учащимся стихов о лете, осени уточняя их общие и различные признаки. В театрализованных играх и игровых упражнениях изображение основных признаков лета, осени, жизни животных и птиц летом и осенью.Игры, игровые упражнения, изобразительная деятельность (коллажи, панно, рисунки и т. п.) на сравнение наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по картинкам) времен года: лето и осень. Стимулирование желания учащихся изображать явления природы с помощью пантомимических действий в ходе театрализованных игр по сюжетам сказок, рассказов, стихотворений.Совместное с учащимися рассматривание пейзажных картин, просмотр мультфильмов и фильмов (отдельных фрагментов) о природе в разное время года, в разные части суток с последующей беседой по содержанию использованного материала.Знакомство с календарем погоды. Ведение вместе с педагогом календаря природы и календаря погоды. Работа по пиктограммам о погоде и временах года.Уточнение представлений о весне. Чтение учащимся стихов о весне, уточняя ее признаки. Театрализованные игры и игровые упражнения на изображение основных признаков весны, жизни животных и птиц весной. Наблюдение за подготовкой к весне на школьной территории, в близлежащем парке с уточнением необходимых действий для посадки растений, уборки территории и т. п.
Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упражнения на совершенствование общей и ручной моторики,развитие динамической организации движений (кинетический фактор)при последовательном их выполнении, пальчиковые гимнастики, упражнения в сложной шнуровке: крестообразная, горизонтальные полоски, завязывание узлов, бантов.
Упражнения с пластичными материалами. Лепка цифр и наклеивание их на карточки, размазывание пластилина внутри контура (по трафарету), номера для вызова: пожарной команды (01,112), милиции (02), скорой помощи (03), цифры 1,2,3,4,5 и буквы А,О,У,И,Э,Ы. Лепка объемных геометрических форм, предметов из 3-5 частей: белка, мышка, волк и др. Лепка посуды из целого куска, приемы сглаживания, работа со стекой, нанесение на форму рисунка пальцами, разными инструментами.
Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами. Совместные с учащимися поделки из бросовых материалов (катушек, скорлупы орехов, яиц, перышек, картонной тары, мочалки) и бумаги (оригами, изготовление сумочек, кошельков). Создание вместе с учащимися коллективных декоративных панно на темы, связанные с временами года, аппликации из сухих листьев, поздравительные открытки, аппликации с элементами оригами, аппликации путем обрывания бумаги, работа с ножницами (резание по намеченным линиям, нанесение узора из семян на пластилиновую основу, изготовление елочных игрушек использованием скорлупы грецких орехов. Выполнение поделок в стиле оригами, из бумажных комочков, в виде объемной аппликации из полос бумаги. Работа с нитками и тканью: наматывание ниток на катушку, ладонь, завязывание узлов, обработка края салфетки, аппликация на ткани.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Рабочая программа для 5 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 102 часа, количество занятий в классе в неделю – 3.
Модуль
Действия с предметами, материалами, формирование игровых действий «Конструирование». | ||
№ | Наименование тем программы | Кол-во часов по каждой теме |
Занятия с деревянным строительным материалом: «Дома для матрешек», «Дорожки», «Домик для жирафа», «Снежная крепость», «Мебель», «Аквариум», «Домик для мышонка», «Поезд»; Занятия с разрезными картинками: «Овощи», «Фрукты», «Игрушки»; Занятия с мягкими пазлами: «Бегемотик», «Собачка», «Домик»; Занятия с счетными палочками: «Ракета», «Звезды». | ||
Всего часов за модуль: |
Модуль
Действия с предметами, материалами, формирование количественных представлений (0 – пусто, «Счет от 0 до 6».) | ||
№ | Наименование тем программы | Кол-во часов по каждой теме |
Занятия картинками и предметами: «Яблоки созрели», «Собираем урожай», «Грибок к грибку», «Раздай тарелочки», «Дно морское»; Занятия с игрушками: «Машины перевозят груз». «Ягодки на ладошке», «Кто ходит в гости по утрам», «Пуговки». «Малыши-карандаши», «Считалочки», «Школа Мудрой Совы»; Занятия с пластилином: «Фрукты в вазе», «Морковки для зайчат»; Занятия по обводке и рисованию: «Ладошки», «Посчитай-ка». | ||
Всего часов за модуль: |
Модуль
Действия с предметами, материалами, формирование представлений о форме «Группировка по форме». | ||
№ | Наименование тем программы | Кол-во часов по каждой теме |
Занятие с карточками: «Найди такую же», «Из какой фигуры состоит…»; Занятия с предметами и игрушками: «Наведем порядок», «Предметы круглой формы», «Предметы квадратной формы», «Предметы треугольной формы», «Предметы прямоугольной формы»; Занятия с «Волшебным мешочком»: «Веселый мешочек», «Одно к одному», «Узнай фигуру», «Найди пару»; Занятия по обводке и рисованию: «Лишняя фигура», «Колеса для машинки», «Крыша для дома», «Кирпичики на стройку», «Все смешалось». | ||
Всего часов за модуль: |
Модуль
Действия с предметами, материалами, формирование представлений о величине «Сравнение по величине». | ||
№ | Наименование тем программы | Кол-во часов по каждой теме |
Занятия с карточками: «Ежики грибы собирают», «Деревья и листочки», «Фруктовые деревья», «Найди домик для куклы», «Одежда для куколок», «Волшебные ступеньки», «Автомобили», «Упражнения с кругами»; Занятия с конструктором, предметами, игрушками: «Овощной магазин», «Строим дом»,«Посуда для зверят», «Большие и маленькие мячики», «Зайки»;Занятие с «Волшебным мешочком»: «Что там?»; Занятие с кубиками: «Башня из кубиков»; Занятие с карандашами: «Юные помощники»; Занятия по обводке и рисованию: «Одинаковые и разные» 2 ч. | ||
Всего часов за модуль: |
Модуль
Действия с предметами, материалами, формирование пространственных представлений «Закрепление пространственного расположения». | ||
№ | Наименование тем программы | Кол-во часов по каждой теме |
Занятия с карточками и панно: «Лесная поляна», «Домашние животные», «Добрый доктор Айболит»; Занятия по обводке и рисованию: «Геометрические фигуры», «Такие разные игрушки»; Занятия по формированию представления о «схеме собственного тела»: «Зеркало», «Право-лево», «Выше-ниже», «Посередине»; Занятия по расположению объектов в окружающем пространстве относительно друг друга: «Гости пришли», «Машинки в гараже»; Занятия по ориентировки в двумерном пространстве: «Елочки на полянке», «Грибы да ягоды», «Веселый паровозик»; Занятия с мозаикой: «Солнечный день», «Дождик над городом»; Занятия по формированию квазипространственных представлений: «Спрячь мячик», «Карандаши». | ||
Всего часов за модуль: |
Модуль
Действия с предметами, материалами, формирование временных представлений «Месяцы года». | ||
№ | Наименование тем программы | Кол-во часов по каждой теме |
Занятия с карточками и панно «Дерево на поляне»: «Месяц года…» 4 ч.; Занятия по обводке и рисованию: «Месяцы года» 2 ч.; Занятия с пластилином: «Что, когда созрело» 2 ч., «Пасхальные яйца»; Занятия с карточками: «Одежда по сезону», «Одень куклу на прогулку», «Двенадцать братьев», «Подбери пару»; Занятия с счетными палочками: «Ракета», «Бабочки», «Флажки»; Занятия с пиктограммами: «Времена года – погодные явления». | ||
Всего часов за модуль: | ||
Итого часов за год: |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Направление работы | Планируемые результаты обучения | |||||
личностные | коррекционные (предметные) | базовые учебные действия | ||||
1 группа | 2 группа | 1 группа | 2 группа | 1 группа | 2 группа | |
Действия с предметами, материалами | ||||||
- работа с пластилином | создать условия для пользования речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | будет иметь возможность осознавать, что может, а что ему пока не удается | будет иметь возможность разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части | будет иметь возможность брать пластилин в руки, пытаться разминать его | предоставить возможность при организующей, направляющей помощи педагога выполнять посильное задание от начала до конца | предоставить возможность выполнять действия способом «рука в руке» |
- выкладывание мозаики | будет иметь возможность соотносить образец и результат своей работы | создать предпосылки для формирования совместных действий со взрослыми и сверстниками | предоставить возможность выполнять последовательно организованные движения | предоставить возможность брать в руки мозаику и рассматривать со всех сторон | создавать предпосылки для приведения рабочего места в порядок по окончанию любой деятельност | создать предпосылки для следования этапам урока, следить и принимать участие во всех видах деятельности на уроке. |
- обводка, раскрашивание картинок | будет иметь возможность соотносить образец и результат своей работы | создать предпосылки для формирования умения работать в микрогруппе, группе | предоставить возможность выбирать заданные картинки, обводить, раскрашивать картинку | предоставить возможность фиксировать взгляд на картинке | создать предпосылки для: - развития внимания; - формирования умения удерживать внимание при выполнении посильного задания на всех этапах урока (определенный промежуток времени) | создать условия для формирования подражательных действий |
- работа с природным материалом | создать условия для формирования целенаправленного восприятия и наблюдения за объектами живой и неживой природы | создать предпосылки для формирования представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо | предоставить возможность раскладывать по блюдцам разный природный материал | предоставить возможность воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон | создать условия для формирования умения работать по подражанию, по инструкции (жест, рука в руке, речевая, картинная) | создавать предпосылки для: - соблюдения правильной посадки за партой, приведения рабочего места в порядок по окончанию любой деятельности |
- работа с кубиками | будет иметь возможность участвовать в коллективных делах и играх (совместный труд, подвижные игры) | создать условия для формирования совместных действий со взрослыми и сверстниками | складывает фигуры из дерева, пластмассы | предоставить возможность брать в руки, играть с кубиками | предоставить возможность выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога. | создать условия для формирования умения удерживать внимание при выполнении посильного задания на всех этапах урока (определенный промежуток времени) |
- рисование пластилином | создать условия для пользования речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | будет иметь возможность осознавать, что может, а что ему пока не удается | будет иметь возможность разминать пластилин двумя руками, отрывать небольшие кусочки, размазывать его внутри картинки | будет иметь возможность брать пластилин в руки, пытаться разминать его | предоставить возможность при организующей, направляющей помощи педагога выполнять посильное задание от начала до конца | предоставить возможность выполнять действия способом «рука в руке» |
- определение предмета на ощупь | создать предпосылки для формирования умения работать в микрогруппе, группе. | будет иметь возможность пользоваться речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | предоставить возможность воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон | предоставить возможность рассматривать различные по качеству материалы | создать условия для формирования умения выполнять последовательные операции вслед за учителем. | предоставить возможность выполнять действия способом «рука в руке» |
- складывание картинок | создать условия для формирования стремления заслужить одобрение | создать условия для формирования совместных действий со взрослыми и сверстниками | предоставить возможность выполнять упражнения с простыми разрезными картинками и со смысловыми разъемами, с сюжетными картинками, выполняет упражнения на узнавание целого предмета по фрагментам | предоставить возможность фиксировать взгляд на картинке | создать условия для: - развития внимания; - формирования умения удерживать внимание при выполнении посильного задания на всех этапах урока (определенный промежуток времени) | создать условия для выполнения стереотипной инструкции поэтапно |
- работа с счетными палочками | будет иметь возможность соотносить образец и результат своей работы | создать предпосылки для формирования умения работать в микрогруппе, группе | предоставить возможность выкладывать из счетных палочек заданные картинки | предоставить возможность брать в руки счетные палочки, выкладывать, складывать из (в) коробке | создать условия для: - развития внимания; - формирования умения удерживать внимание при выполнении посильного задания на всех этапах урока (определенный промежуток времени) | создать условия для формирования подражательных действий |