Подумайте, какие есть альтернативы традиционной школе

Если вы решили доверять своему ребенку и выбрать этот стиль поведения, вам, вероятно, придется найти другую школу, альтернативную традиционной. Это должна быть школа, которая будет помогать ребенку, а не мешать ему в стремлении самому взять на себя ответственность за собственное образование. Одна из таких альтернативных школ – «Садбери Вэлли», которую я описывал. Сейчас, когда я пишу эту книгу, в Соединенных Штатах уже существует по крайней мере 22 школы, устроенные по модели «Садбери Вэлли», и еще 14 находится в других странах[320]. Это частные школы, но плата за обучение там намного ниже, чем в обычных частных школах. Кроме того, существуют другие нетрадиционные школы, которые до определенной степени позволяют детям играть чуть больше и больше, чем в общеобразовательных и других частных школах, заниматься тем, что им нравится.

Другая альтернатива традиционной школе – домашнее обучение. В Соединенных Штатах это самое большое движение, альтернативное школе. В США количество детей (в возрасте от пяти до 17 лет), которых обучают дома, выросло от 850 тысяч в 1999 году до примерно миллиона или даже чуть больше в 2011-м. В процентах это рост с 1,7 до 4 % среди детей школьного возраста[321]. Не все родители, которые забирают детей из школы и обучают дома, делают это ради свободы ребенка. Если грубо, то примерно треть выбирают эту форму обучения из религиозных соображений[322], а некоторые, без сомнения, потому, что они слишком требовательны и хотят сами контролировать процесс обучения, а не перепоручать это другим. Однако независимо от мотивов родители, которые обучают детей дома, со временем становятся более расслабленными и дают меньше указаний. И они, и их дети сходятся на том, что по школьной программе учиться скучно, и начинают – как правило, с подачи ребенка – изучать более интересные вещи. С опытом эти родители все больше начинают доверять детям в том, что касается образования, и некоторые из них становятся анскулерами.

Анскулинг – это вариант домашнего обучения, который больше всего соотносится с доверительным стилем поведения родителей. Термин предложил в 1970-е годы Джон Холт, теоретик образования и бывший учитель, в своем журнале Growing Without Schooling («Растем без школы»). Если говорить простым языком, то анскулинг – это обучение без школы. Родители-анскулеры не отдают детей в школу и при этом дома не делают ничего, что обычно делают в школе. У них нет программы обучения, они не дают детям задания с целью специально что-то выучить и не устраивают тестов для проверки знаний ребенка. Вместо этого они позволяют детям заниматься тем, что им интересно, и учиться собственными способами, изучая то, что им нравится. Они уверены, что обучение – обычная часть нашей жизни, а не что-то отдельное от нее, происходящее в определенном месте и в специальное время.

В официальной статистике анскулинг обычно смешивают с домашним обучением, поэтому никто точно не знает количество именно анскулеров. Однако внутри движения примерно оценивают количество анскулеров как 10 процентов от всех, кто обучает детей дома, что вполне разумно, если судить по соотношению, которое я вижу в домашнем обучении. Этот процент был бы выше, вероятно, даже намного выше, если бы сюда включили так называемых расслабленных родителей, которые обучают детей дома. Это семьи, где есть своего рода план обучения, но ему не особо следуют и не заставляют это делать ребенка.

Недавно мы с коллегой Джиной Райли опросили 232 семьи, которые сами себя называют анскулерами. Сейчас мы анализируем их ответы, но некоторые результаты уже есть[323]. Более трети семей сначала отдали детей в школы, но потом забрали их из-за негативного влияния, которое оказывала школа: у детей появились повышенная тревожность, депрессия, злость и потеря интереса к учебе. Почти половина семей пробовали более традиционное домашнее обучение и, перед тем как перейти на анскулинг, проводили уроки дома. Почти во всех случаях семьи перешли от домашнего обучения к анскулингу, потому что и детям, и родителям уроки казались скучными, утомительными и совершенно необязательными – ребенок учился и без них.

В ответ на вопрос о главных плюсах анскулинга большинство родителей говорят о положительном влиянии, которое эта форма обучения оказывает на их ребенка. Дети счастливы, уверены в себе и настойчивы в своих желаниях. Они становятся более любознательными и хотят учиться. Есть и плюсы для жизни семьи в целом: отношения между родителями и детьми становятся ближе. Многие, кто изначально отдавал детей в школу, говорили, какое же это облегчение – не строить свою жизнь вокруг школьного расписания. На вопрос по поводу минусов анскулинга самый распространенный ответ касался борьбы с критиками этой формы обучения. Объясняя критически настроенным родственникам и всем окружающим преимущества анскулинга, защищая его от нападок, люди испытывают напряжение и раздражение. Многие еще говорили о том, что им приходилось преодолевать собственные сомнения, делая то, что так далеко от нормы. Трудно плыть против течения. Именно поэтому большинство анскулеров объединяются в сообщества, организуют районные группы для встреч и интернет-сообщества, в которых удаленно поддерживают друг друга.

Анскулинг существует уже довольно давно, и сейчас есть уже много взрослых людей, которые избежали всего того, что могли бы получить, учась в начальной и средней школе. Однако не было проведено ни одного исследования, в котором кто-то изучил бы, как живется таким людям. Но есть примеры в статьях, книгах или блогах, написанных анскулерами. Если кто-то из тех, кто не учился в школе и, следовательно, не оканчивал ее, делает своим выбором высшее образование, то у него, как правило, нет проблем поступить в вуз и успешно там учиться. Помимо этого, у анскулеров нет проблемы найти работу и без высшего образования.

Приведу только один пример. Недавно я разговаривал с Кейт Фридкис, жизнерадостной девушкой 25 лет из Нью-Йорка. Она никогда не училась в школе, а потом поступила в вуз. Ее родители изначально не отдали в школу ни ее, ни ее братьев, потому что считали, что учеба не должна проходить отдельно от жизни. Кейт рассказала мне обо всех преимуществах, которые у нее были потому, что она не ходила в школу. Она могла заниматься тем, что ей было интересно, а интересов у нее имелось много. У нее была возможность куда-то пойти или что-то сделать, в то время как ее сверстники, которые учились в школе, были лишены этой возможности. Она дружила с детьми разного возраста и находила друзей повсюду, не ограничивая себя общением только с ровесниками. Кейт никогда не приходилось подстраиваться под школу, она наслаждалась жизнью, и ее никогда не смущало, что она чем-то отличается от других. При этом она всегда уважала других со всеми их отличиями. В 15 лет она начала работать в местной синагоге и даже получать за это деньги, что было бы невозможно, учись она в школе.

Поработав в синагоге, Кейт заинтересовалась религией как общественным явлением, поэтому поступила в Колумбийский университет, где изучала сравнительное религиоведение, а затем получила степень магистра по этому предмету. У нее не было никаких проблем с тем, чтобы приспособиться к требованиям системы высшего образования. Главным разочарованием ее студенческой жизни стали однокашники, которые не были готовы к жизни и ничем особенно не интересовались, и скучные лекции, обязательные для посещения. Сейчас Кейт замужем и счастлива. В качестве фрилансера она пишет статьи на разные актуальные темы, работает кантором в синагоге[324], продолжает заниматься тем, что ей интересно. А еще она ведет два блога, один из них называется «Прогуливаем школу», а другой, посвященный внешности, – «Съешь уже этот чертов пирожок».

Я думаю, что анскулинг подходит не каждой семье, даже не большинству, особенно до тех пор, пока его не начнет поддерживать общество. Для осуществления анскулинга нужно много времени и ресурсов. В целом, пока дети маленькие, дома должен быть хотя бы один взрослый. Чаще всего это мама, а значит, она должна отказаться от своей карьеры, отложить ее на потом или же найти возможности работать из дома. Несмотря на то что родители не направляют обучение ребенка, они должны приложить усилия, чтобы создать среду, где у детей будет возможность учиться и развивать свои интересы. Еще анскулинг обычно предполагает много общения внутри семьи, что для одних семей хорошо, а для других – просто ужасно. Некоторым детям и родителям нужно бывать вместе реже, чем это предполагает домашнее обучение. В нашем обществе нуклеарные семьи живут относительно независимо друг от друга, взрослые отдают много времени работе, и может оказаться сложным проводить день с детьми и иметь достаточно времени на общение со своими взрослыми друзьями. Преимущество школы «Садбери Вэлли» и других похожих школ – в том, что у детей есть возможность проводить время вне дома и они могут играть, развиваться, познавать мир и общаться с друзьями, при этом родители не должны это устраивать. Но для многих семей, по их же словам, анскулинг – это потрясающая возможность.

Картина будущего

Я с оптимизмом смотрю на будущее образования. Я верю, что наше общество образумится и у детей снова будет свобода, чтобы учиться самим, и учеба вновь станет в удовольствие, начнет приносить радость и сделается неотъемлемой частью жизни, а не утомительным и скучным делом, от которого повышается тревожность.

Мой оптимизм происходит совсем не от учебных заведений, потому что все, что связано с обучением, включая школы, учебники, экзамены, учителей и администрацию школ, настолько консервативно и неизменно, что единственное, что они могут, – продолжать делать то же самое. Когда становится ясно, что дети заучивают малую часть из того, чему их учат в школе, поднимается шумиха и все начинают доказывать, что им нужно проводить больше времени в школе и выполнять больший объем домашнего задания. Если 200 уроков по предмету Х не дают достаточно знаний, давайте попробуем провести 400 уроков. Если дети не усваивают то, чему их учат в первом классе, давайте начнем их учить с детского сада. А если они и в детском саду ничему не учатся, это значит только одно: надо начинать еще раньше! Если дети за летние каникулы успевают забыть то немногое, что они выучивают за учебный год, давайте совсем отменим летние каникулы и вовсе лишим их возможности жить за пределами школы[325].

Почти каждый, кто имеет отношение к образовательным учреждениям, считает себя «реформатором», подразумевая, что настоящая система не работает. Это происходило с самого начала, когда традиционные общеобразовательные школы только появились. Одни хотят изменить систему одним способом (может быть, дать право выбирать предметы или не так давить по поводу подготовки к экзаменам), другие – другим (ввести больше стандартов и более строгое тестирование). Обо всем этом написана масса статей и книг, и авторы – сплошь профессора. Но никто в системе образования не хочет признать, что общеобразовательные школы не работают, потому что они общеобразовательные, и единственное, что нужно изменить, – дать детям возможность самим решать, чему они хотят учиться.

Источник моего оптимизма находится как раз за пределами системы образования. Меня вдохновляют люди, которые забирают детей из обычных школ и переводят их на домашнее обучение, на анскулинг, в школы типа «Садбери Вэлли» или находят другие способы обучать детей, давая им свободу самим контролировать свое образование. И таких людей все больше. Чем сильнее давление со стороны школы, тем больше людей из нее уходит, и это правильно.

Движению против школьного обучения немало поспособствовали информационные технологии. Сейчас у всех, у кого есть компьютер с доступом в интернет, включая детей на улице в Индии, получают доступ к огромному запасу знаний. С помощью поисковой системы можно найти все что угодно – любые инструкции и видеоуроки, можно научиться делать все, что захочешь. По любому вопросу в Сети найдутся отзывы за и против, и каждый может принять участие в обсуждении. Это очень способствует развитию интеллекта, гораздо больше, чем стандартная школьная система «вопрос – ответ». Идея обязательного посещения школы, чтобы выучить что-то или научиться мыслить критически, кажется странной любому ребенку, который уже научился пользоваться интернетом. Поэтому все сложнее объяснить детям, зачем им нужно ходить в школу. Общение посредством текста становится таким же распространенным, как и устное общение, поэтому все больше детей учатся читать и писать еще до начала официального обучения, и это тоже вызывает у родителей вопрос о необходимости отправлять детей в общеобразовательную школу. Если Джонни научился читать до первого класса – зачем ему идти в первый класс?

Я уверен, что в не столь отдаленном будущем мы дойдем до точки. У каждого из нас будет хотя бы один такой знакомый, как Кейт Фридкис, который никогда не учился в школе и при этом отлично справляется в жизни. Люди начнут говорить друг другу что-нибудь вроде: «Посмотри на Кейт, Боба или Мэри Джейн. Они не учились в школе, но они счастливы, у них хорошая работа, и они дееспособные граждане. Зачем мне отправлять ребенка в школу?» Люди начнут требовать изменений в законодательстве, предписывающем обязательное школьное образование и обязательное посещение школы. Все больше народу станет забирать детей из школы, при этом у них не будет необходимости обходить кучу инстанций, как это требуется сейчас и часто становится причиной, по которой люди даже не пробуют это сделать.

Ключевой момент здесь, как и в любых изменениях, касающихся общественной жизни, – сдвиг в сознании, понимание, «что есть норма, а что нет». Когда мы чаще будем видеть взрослых людей, которые не ходили в обычные школы или не отдавали туда учиться детей, будет легче воспринимать такое решение как нормальное, оно будет вызывать у нас меньше ужаса.

Есть и еще одна сила, которая будет двигать этот процесс. Это естественное стремление человека к свободе и самоопределению. Из истории мы знаем: если у человека есть выбор, он всегда выбирает свободу. Когда взрослые увидят, что общее образование отнюдь не залог успеха в жизни, им будет сложнее отказаться от свободы для ребенка, да и сами дети станут ее требовать. Детей больше не купишь сказками о том, что школа – это как горькое лекарство, которое нужно выпить, чтобы поправиться. Когда все больше людей будут забирать детей из школы, значительная часть тех, кто участвует в выборах, начнут требовать, чтобы деньги, которые выделяются на развитие системы образования, теперь выделялись на поддержание домашнего обучения. Подумайте, сколько всего можно сделать на, условно говоря, 600 миллиардов долларов, которые выделяются каждый год из средств, уплаченных американскими налогоплательщиками, для поддержания двенадцатилетней системы школьного образования[326]!

У нас есть социальные обязательства, и мы обязаны каждому ребенку предоставить условия для обучения, независимо от происхождения и материального положения его семьи. Существует много возможностей это сделать. Один из вариантов – система нетрадиционных школ, содержащаяся на добровольные взносы, как это происходит в «Садбери Вэлли», где дети играют, развиваются и учатся в условиях, пригодных для здорового умственного, физического и морального развития. В школах, работающих по модели «Садбери Вэлли», стоимость обучения одного ребенка обходится в половину того, что выделяют в обычных школах, поэтому таким образом налогоплательщики могли бы сэкономить значительную часть средств. Другая возможность – организовать общественные центры, куда будет открыт вход всем и каждому бесплатно.

Представьте себе центр недалеко от дома, куда и дети, и взрослые могут прийти поиграть, чему-то поучиться или познакомиться с новыми людьми. Там у всех есть возможность работать на компьютере, заниматься спортом, рисовать или играть. Такие центры могут сотрудничать с местными библиотеками. Люди, живущие неподалеку, могли бы проводить в них уроки музыки, рисования, математики, иностранных языков, устраивать спортивные занятия, учить готовить, вести дела в компании или сводить баланс в бухгалтерии – да все что угодно, лишь бы это вызывало интерес и было бы важно изучать системно. Не было бы никаких требований, никаких оценок, людей бы не сравнивали друг с другом. Там могли бы ставить спектакли местные театры или репетировать музыкальные группы. Люди всех возрастов общались бы в группах по интересам. Пусть этот центр – по возможности – стоит среди леса или поля, чтобы дети играли на свежем воздухе и изучали окружающий мир. Они приходили бы в этот центр не потому, что должны, а потому, что там у них друзья, потому что там можно заниматься интересными делами. Если родителям нужно ходить на работу и им не с кем оставить ребенка, то как раз в таких центрах у них была бы такая возможность, а старшие дети могли бы приглядывать за младшими, отчего тоже получали бы и удовольствие, и опыт на будущее.

Управлять таким центром могло бы собрание тех, кто туда ходит. Члены собрания голосованием решали бы вопросы, связанные с финансированием, и выбирали бы совет, который следил бы за исполнением решений. Можно было бы нанять несколько взрослых или даже подростков, чтобы те помогали с ежедневными делами. Все, кто посещает центр, могли бы договориться по поводу правил поведения и составить правила посещения. Чтобы присоединиться к этому сообществу в центре, достаточно согласиться с правилами и предложить какую-то помощь в работе центра. Дети наравне со взрослыми могли бы принимать участие в голосовании и точно так же соблюдать правила, чтобы посещать центр. Все это можно было бы осуществить на часть тех денег, которые сегодня выделяются на общеобразовательные школы.

Сейчас я только гадаю, чем можно заменить общеобразовательные школы. Подозреваю и очень надеюсь, что все, что я описал, будет так или иначе меняться в зависимости от конкретного района и требований местных жителей. Постепенно общеобразовательных школ станет все меньше, а возможностей обучаться на добровольной основе – больше. И в итоге общеобразовательные школы совсем исчезнут. И тогда мы увидим, какие новые возможности появятся у детей, чтобы учиться самостоятельно и чтобы их желание учиться не иссякало. Тогда прекратится эпидемия тревожности и депрессии и молодые люди перестанут быть такими беспомощными, как сейчас.

Благодарности

Как я уже сказал в первой главе, за всю жизнь у меня были сотни прекрасных учителей, и я всем им благодарен. Но самыми главными в этом списке я считаю Руби Лу, где бы она ни была сейчас, и моего доброго друга Дэнни Гринберга, чьи работы и идеи вдохновили меня. Этой книгой я обязан своему дорогому сыну Скотту, благодаря которому я много лет назад задумался о том, что изложил в этой книге, и до сих пор не даю себе расслабиться. И конечно, я хочу поблагодарить свою жену Диану, которая превратила мою жизнь в увлекательную игру ровно в тот момент, когда первый раз поздоровалась со мной. Кроме того, есть еще множество коллег, друзей и любимых мною людей, которые заслуживают, чтобы я упомянул их имена, так что, пожалуй, я сейчас остановлюсь, иначе этот процесс будет длиться вечно.

За эту книгу я особенно благодарен моему прекрасному литературному агенту Джил Марсал, которая нашла мой блог, убедила сделать из него книгу и провела меня по этому пути от начала до конца, до выхода книги. Еще я благодарю Томаса Келлехера, ответственного редактора, который решил, что эта книга стоит того, чтобы ее опубликовать, чем очень меня воодушевил; Коллина Трэйси, выпускающего редактора, который грамотно провел книгу по всем производственным стадиям, и Антуанетту Смит, которая внесла последние правки и справилась с этим отлично. И особые благодарности Тиссе Такаги, главному редактору книги, за то, что она просто великолепно убрала из нее все ненужные слова, и за всю остальную помощь. И вам, дорогие мои читатели, тоже стоит ее поблагодарить.

Библиография

Aarts, M., Wendel-Vos, W., van Oers, H. A. M., van de Goor, I. A. M., & Schuit, A. J. (2010). Environmental determinants of outdoor play in children: A largescale cross-sectional study. American Journal of Preventive Medicine, 39, 212–219.

Abramson, L. Y., Metalsky, G. I., & Alloy, L. B. (1989). Hopelessness depression: A theory-based subtype of depression. Psychological Review, 96, 358–372.

Aiello, J. R., & Douthitt, E. A. (2001). Social facilitation from Triplet to electronic performance monitoring. Group Dynamics: Theory, Research, and Practice, 5, 163–180.

Akilli, G. K. (2007) Games and simulations: A new approach in education? In D. Gibson, C. Aldrich, & M. Prensky (Eds.), Games and simulations in online learning: Research and development frameworks (pp. 1–20). Hershey, PA: Information Science.

Aldis, O. (1975). Play-fighting. New York: Academic Press.

Alloy, L. B., Abramson, L. Y., Whitehouse, W. G., Hogan, M. E., Panzarella, C., & Rose, D. T. (2006). Prospective incidence of first onsets and recurrence of depression in individuals at high and low cognitive risk for depression. Journal of Abnormal Psychology, 115, 145–156.

Allport, E. H. (1920). The influence of the group upon association and thought. Journal of Experimental Psychology, 3, 159–182.

Amabile, T. (1996). Creativity in context: Update to the social psychology of creativity. Boulder, CO: Westview Press.

–. (2001). Beyond talent: John Irving and the passionate craft of creativity. American Psychologist, 56, 333–336.

Aristotle. (1963 translation). D. E. Gershenson & D. A. Greenberg (translators). Metaphysica, liber A. The Natural Philosopher, 2, 3–55.

Baillargeon, R. (2004). Infants’ physical world. Current Directions in Psychological Science, 13, 89–94.

–. (2008). Innate ideas revisited. Perspectives in Psychological Science, 3, 2–13.

Bakeman, R., Adamson, L. B., Konner, M., and Barr, R. (1990). Kung infancy: The social context of object exploration. Child Development, 61, 794–809.

Barnett, J., & Coulson, M. (2010). Virtually real: A psychological perspective on massively multiplayer online games. Review of General Psychology, 14, 167–179.

Barry, H., Child, I., Bacon, M. K. (1959). The relation of child training to subsistence economy. American Anthropologist, 61, 51–63.

Beilock, S. L., Kulp, C. A., Holt, L. E., & Carr, T. H. (2004). More on the fragility of performance: Choking under pressure in mathematical problem-solving. Journal of Experimental Psychology: General, 133, 584–600.

Bell, H. C., Pellis, S. M., & Kolb, B. (2010). Juvenile peer play experience and the development of the orbitofrontal and medial prefrontal cortex. Behavioral and Brain Research, 207, 7–13.

Bernard, J. (1836/2007). “Though I was often beaten for my play”: Excerpt from Autobiography of the Rev. John Bernard, Collections of the Massachusetts Historical Society, v. 25. Reprinted in Martin, J. (Ed.) (2007), Children in colonial America. New York: New York University Press.

Black, R. W., & Steinkuehler, C. (2009). Literacy in virtual worlds. In L. Christenbury, R. Bomer, & P. Smargorinsky (Eds.), Handbook of adolescent literacy research, 271–286. New York: Guilford.

Blickle, G., Schlegel, A., Fassbender, P., & Klein, U. (2006). Some personality correlates of white-collar crime. Applied Psychology 55, 220–233.

Blurton Jones, N. (1993). The lives of hunter-gatherer children. In M. E. Pereira & L. A. Fairbanks (Eds.), Juvenile primates: Life history, development, and behavior, 308–326. New York: Oxford University Press.

Blurton Jones, N., Hawkes, K., and Draper, P. (1994). Differences between Hazda and Kung children’s work: Affluence or practical reason? In E. S. Burch Jr. & L. J. Ellana (Eds.), Key issues in hunter-gatherer research, 189–215. Oxford: Berg.

Bock, J. (2005). What makes a competent adult forager? In B. S. Hewlett & M. E. Lamb (Eds.), Hunter-gatherer childhoods: Evolutionary, developmental, and cultural perspectives, 109–128. New Brunswick, NJ: Transaction.

Bock, J., & Johnson, S. E. (2004). Subsistence ecology and play among the Okavango Delta peoples of Botswana. Human Nature, 15, 63–81.

Boehm, C. (1999). Hierarchy in the forest: The evolution of egalitarian behavior. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Bonawitz, E., Shafto, P., Gweon, H., Goodman, N. D., Spelke, E., & Schulz, L. (2011). The double-edged sword of pedagogy: Teaching limits children’s spontaneous exploration and discovery. Cognition, 120, 322–330.

Bowles, S., & Gintis, E. (2000). The origins of mass public education. Ch. 33 in Roy Lowe (Ed.), History of education: Major themes. Volume II: Education in its social context. London: RoutledgeFlamer.

Brooks, R., & Meltzoff, A. N. (2002). The importance of eyes. How infants interpret adult looking behavior. Developmental Psychology, 38, 958–966.

–. (2008). Infant gaze following and pointing predict accelerated vocabulary growth through two years of age: A longitudinal growth curve modeling study. Journal of Child Language, 5, 207–220.

Brown, N. S., Curry, N. E., & Tittnich, E. (1971). How groups of children deal with common stress through play. In N. E. Curry & S. Arnaud (Eds.), Play: The child strives toward self-realization. Washington, DC: National Association for the Education of Young Children.

Burghardt, G. M. (2005). The genesis of animal play: Testing the limits. Cambridge, MA: MIT Press.

Burns, S. M., & Brainerd, C. J. (1979). Effects of constructive and dramatic play on perspective taking in very young children. Developmental Psychology, 15, 512–521.

Byers, J. A. (1977). Terrain preferences in the play behavior of Siberian ibex kids (Capra ibex sibirica). Zeitschrift fur Tierpsychologie, 45, 199–209.

Chagnon, N. (1977). Yanomamo: The fierce people, 2nd ed. New York: Holt, Rinehart & Winston.

Chazan, S., & Cohen, E. (2010). Adaptive and defensive strategies in post-traumatic play of young children exposed to violent attacks. Journal of Child Psychotherapy, 36, 133–151.

Christie, J. F., & Stone, S. J. (1999). Collaborative literacy activity in print-enriched play centers: Exploring the “zone” in same-age and multi-age groupings. Journal of Literary Research, 31, 109–131.

Christie, J. F., Stone, S. J., & Deitscher, R. (2002). Play in same-age and multiage grouping arrangements. In J. L. Roopnarine (Ed.), Conceptual, social-cognitive, and contextual issues in the fields of play, 63–75. Westport, CT: Ablex.

Chudacoff, H. P. (2007). Children at play: An American history. New York: New York University Press.

Clark, R. W. (1977). Edison: The man who made the future. New York: Putnam’s Sons.

Clements, R. (2004). An investigation of the status of outdoor play. Contemporary Issues in Early Childhood, 5, 68–80.

Clinton, H. R. (2001). An idyllic childhood. In S. A. Cohen (Ed.), The games we played: A celebration of childhood and imagination. New York: Simon & Schuster.

Cohen, P. A., Kulik, J. A., & Kulik, C. (1982). Educational outcomes of tutoring: A meta-analysis of findings. American Educational Research Journal, 19, 237–248.

Connolly, J. A., & Doyle, A. (1984). Relation of social fantasy play to social competence in preschoolers. Developmental Psychology, 20, 797–806.

Corballis, M. C. (1999). Phylogeny from apes to humans. In M. C. Corballis & S. E. G. Lea (Eds.), The descent of mind: Psychological perspectives on hominid evolution. Oxford: Oxford University Press.

Correa-Chávez, M., & Rogoff, B. (2009). Children’s attentions to interactions directed to others: Guatemalan Mayan and European American patterns. Developmental Psychology, 45, 630–641.

Csíkszentmihályi, M. (1990). Flow: The psychology of optimal experience. New York: Harper & Row.

Csíkszentmihályi, M., & Hunter, J. (2003). Happiness in everyday life: The uses of experience sampling. Journal of Happiness Studies, 4, 185–199.

Dearden, J. (1998). Cross-age peer mentoring in action. Educational Psychology in Practice, 13, 250–257.

Dennett, D. C. (1994). Language and intelligence. In J. Khalfa (Ed.), What is intelligence? Cambridge: Cambridge University Press.

DeVore, I., Murdock, G. P., and Whiting, J. W. M. (1968). Discussions, part VII: Are the hunter-gatherers a cultural type? In R. Lee & I. DeVore (Eds.), Man the hunter. Chicago: Aldine.

Diamond, J. (1997). Guns, germs, and steel: The fates of human societies. New York: Norton.

Dias, M. G., & Harris, P. L. (1988). The effect of make-believe play on deductive reasoning. British Journal of Developmental Psychology, 6, 207–221.

Draper, P. (1976). Social and economic constraints on child life among the Kung. In R. B. Lee & I. DeVore (Eds.), Kalahari hunter-gatherers: Studies of the!Kung San and their neighbors, 199–217. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Draper, P. (1988). Technological change and child behavior among the Kung Ethnology, 27, 339–365.

Durkin, K., & Barber, B. (2002). Not so doomed: Computer game play and positive adolescent development. Applied Developmental Psychology, 23,373–392.

Eccles, J. S., Wigfield, A., Midgley, C., Reuman, D., MacIver, D., & Feldlaufer, H. (1993). Negative effects of traditional middle schools on students’ motivation. Elementary School Journal, 93, 553–574.

Education Portal (2007). Published online at http://education-portal.com/articles/75_to_98_Percent_of_College_Students_Have_Cheated.html.

Eibl-Eibesfeldt, I. (1982). The flexibility and affective autonomy of play. Behavioral and Brain Sciences, 5, 160–162.

–. (1989). Human ethology. New York: Aldine de Gruyter.

Einon, D. F., Morgan, M. J., & Kibbler, C. C. (1978). Brief periods of socialization and later behavior in the rat. Developmental Psychobiology, 11, 231–225.

Einstein, A. (1949). Autobiography. In P. Schilpp, Albert Einstein: Philosopherscientist.

Evanston, IL: Library of Living Philosophers.

Eisen, G. (1988). Children and play in the Holocaust: Games among the shadows. Amherst: University of Massachusetts Press.

Elias, C. L., & Berk, L. E. (2002). Self-regulation in young children: Is there a role for sociodramatic play? Early Childhood Research Quarterly, 17, 216–238.

Ember, C. R. (1973). Feminine task assignment and the social behavior of boys. Ethos, 1, 424–439.

Ember, C. R., & Ember, M. (2005). Explaining corporal punishment of children: A cross-cultural study. American Anthropologist, 107, 609–619.

Emfinger, K. (2009). Numerical conceptions reflected during multiage childinitiated pretend play. Journal of Instructional Psychology, 36, 326–334.

Engel, S. (2006). Open Pandora’s box: Curiosity in the classroom. Sarah Lawrence Child Development Institute Occasional Papers. Published online at www.slc.edu/media/cdi/pdf/Occasional%20Papers/CDI_Occasional_Paper_2006_Engel.pdf.

–. (2009). Is curiosity vanishing? Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 48, 777–779.

Ensign, F. C. (1921). Compulsory school attendance and child labor. Iowa City, Iowa: Athens Press.

Estrada, C. A., Isen, A. M., & Young, M. J. (1997). Positive affect facilitates integration of information and decreases anchoring in reasoning among physicians. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 72, 117–135.

Fagen, R. (1981). Animal play behavior. New York: Oxford University Press.

Fairbanks, L. A. (2000). The developmental timing of primate play: A neural selection model. In Parker, S. T., Langer, J., & McKinney, M. L. (Eds.), Biology, brains, and behavior: The evolution of human development, 131–15). Santa Fe, NM: School of American Research Press.

Fajans, J. (1997). They make themselves: Work and play among the Baining of Papua New Guinea. Chicago: University of Chicago Press.

Family, Kids, and Youth. (2010). Play Report: International Summary of Results. Published online at www.fairplayforchildren.org/pdf/1280152791.pdf.

Farver, J., & Howes, C. (1988). Cross-cultural differences in social interaction: A comparison of American and Indonesian children. Journal of Cross-Cultural Psychology, 19, 203–215.

Feldman, J. (1997). The educational opportunities that lie in self-directed age mixing among children and adolescents. PhD dissertation, Department of Psychology, Boston College.

Feldman, J., & Gray, P. (1999). Some educational benefits of freely chosen age mixing among children and adolescents. Phi Delta Kappan, 80, 507–512.

Ferguson, C. (2010). Blazing angels or resident evil? Can violent video games be a force for good? Review of General Psychology, 14, 68–81.

Ferguson, C., & Rueda, S. M. (2010). The Hitman study: Violent video game exposure effects on aggressive behavior, hostile feelings, and depression. European Psychologist, 15, 99–108.

Finkelhor, D., Turner, H., Ormrod, R., & Hamby, S. L. (2010). Trends in childhood violence and abuse exposure: Evidence from two national surveys. Archives of Pediatric and Adolescent Medicine, 164, 238–242.

Fredrickson, B. L. (2001). The role of positive emotions in positive psychology: The broaden-and-build theory of positive emotions. American Psychologist, 56, 218–226.

–. (2003). The value of positive emotions. American Scientist, 91, 330–335. Friedman, S. (1972). Habituation and recovery of visual response in the alert human newborn. Journal of Experimental Child Psychology, 13, 339–349.

Furth, H. G. (1996). Desire for society: Children’s knowledge as social imagination, 149–173. New York: Plenum.

Furth, H. G., & Kane, S. R. (1992). Children constructing society: A new perspective on children at play. In H. McGurk (Ed.), Childhood social development: Contemporary perspectives. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Galton, M. (2009). Moving to secondary school: Initial encounters and their effects. Perspectives on Education: Primary Secondary Transfer in Science, 2, 5–21.

Gardner, P. M. (1991). Foragers’ pursuit of individual autonomy. Current Anthropology, 32, 543–572.

Goebel, R. L. (2000). Can we talk? Manifestations of critical thinking in young people’s spontaneous talk.Master’s thesis, School of Education, DePaul University, Chicago.

Goldman, J. A. (1981). Social participation of preschool children in same versus mixed-age groups. Child Development, 32, 644–650.

Goldstein, J. (2011). Technology in play. In Anthony D. Pellgrini (Ed.), The Oxford handbook of the development of play, 322–337. Oxford: Oxford University Press.

Good, K., & Chanoff, D. (1991). Into the heart: One man’s pursuit of love and knowledge among the Yanomama. New York: Simon & Schuster.

Gordon, D. M. (1999). Ants at work: How an insect society is organized. New York: Free Press.

Gordon, M. (2005). The roots of empathy: Changing the world child by child. Toronto: Thomas Allen Publishers.

Gorrell, J., & Keel, L. (1986). A field study of helping relationships in a cross-age tutoring program. Elementary School Guidance and Counseling, 24, 268–276.

Gosso, Y., Otta, E., de Lima, M., Ribeiro, F. J. L., & Bussab, V. S. R. (2005). Play in hunter-gatherer societies. In A. D. Pellegrini & P. K. Smith (Eds.), The nature of play: Great apes and humans, 213–253. New York: Guilford.

Gould, R. A. (1969). Yiwara: Foragers of the Australian desert. New York: Charles Scribner.

Gray, P. (1993). Engaging students’ intellects: The immersion approach to critical thinking in psychology instruction. Teaching of Psychology, 20, 68–74.

–. (2009). Play as the foundation for hunter-gatherer social existence. American Journal of Play, 1, 476–522.

–. (2010). ADHD and school: The problem of assessing normalcy in an abnormal environment. Psychology Today, Freedom to Learn blog, Published online at www.psychologytoday.com/blog/freedom-learn/201007/adhd-and-school-the-problem-assessing-normalcy-in-abnormal-environment.

–. (2011a). The decline of play and the rise of psychopathology in childhood and adolescence. American Journal of Play, 3, 443–463.

–. (2011b). The evolutionary biology of education: How our hunter-gatherer educative instincts could form the basis for education today. Evolution: Education and Outreach, 4, 28–40.

–. (2011c). The special value of children’s age-mixed play. American Journal of Play, 3, 500–522.

Gray, P. (2012a). Doing more time in school: A cruel non-solution to our educational problems. Psychology Today, Freedom to Learn blog. Published online at www.psychologytoday.com/blog/freedom-learn/201205/doing-more-time-in-school-cruel-non-solution-our-educational-problems-0.

Gray, P. (2012b). (1) The benefits of unschooling: Report I from a large survey; (2) What leads families to unschool their children: Report II from a large survey; (3) The challenges of unschooling: Report III from a large survey. Psychology Today, Freedom to Learn blog. Three reports, published online beginning with www.psychologytoday.com/blog/freedom-learn/201202/the-benefits-unschooling-report-i-large-survey.

Gray, P., & Chanoff, D. (1986). Democratic schooling: What happens to young people who have charge of their own education? American Journal of Education, 94, 182–213.

Gray, P., & Feldman J. (1997). Patterns of age mixing and gender mixing among children and adolescents at an ungraded democratic school. Merrill-Palmer Quarterly, 43, 67–86.

–. (2004). Playing in the zone of proximal development: Qualities of selfdirected age mixing between adolescents and young children at a democratic school. American Journal of Education, 110, 108–145.

Green, C. S., & Bavelier, D. (2003). Action video game modifies visual selective attention. Nature, 423, 534–537.

Greenberg, D. (1974). Outline of a new philosophy. Framingham, MA: Sudbury Valley School Press.

–. (1987). Free at last: The Sudbury Valley School. Framingham, MA: Sudbury Valley School Press.

–. (1992). Sudbury Valley’s secret weapon: Allowing people of different ages to mix freely at school. In D. Greenberg (Ed.), The Sudbury Valley School experience, 3rd ed., 121–136. Framingham, MA: Sudbury Valley School Press.

Greenberg, D., & Sadofsky, M. (1992). Legacy of trust: Life after the Sudbury Valley School experience. Framingham, Massachusetts: Sudbury Valley School Press.

Greenberg, D., Sadofsky, M., & Lempka, J. (2005). The pursuit of happiness: The lives of Sudbury Valley alumni. Framingham, MA: Sudbury Valley School Press.

Greenberg, M. (1992). On the nature of sports at SVS, and the limitations of language in describing SVS to the world. In D. Greenberg (Ed.), The Sudbury Valley School experience, 3rd ed. Framingham, MA: Sudbury Valley School Press.

Greenleaf, B. K. (1978). Children through the ages. New York: McGraw-Hill.

Groos, K. (1898). The play of animals. New York: Appleton.

–. (1901). The play of man. New York: Appleton.

Guemple, L. (1988). Teaching social relations to Inuit children. In T. Ingold, D. Riches, & J. Woodburn (Eds.), Hunters and gatherers 2: Property, power, and ideology, 130–149. Oxford: Berg.

Hall, F. S. (1998). Social deprivation of neonatal, adolescent, and adult rats has distinct neurochemical and behavioral consequences. Critical Reviews of Neurobiology, 12, 129–162.

Harrow, M., Hansford, B. G., & Astrachan-Fletcher, E. B. (2009). Locus of control: Relation to schizophrenia, to recovery, and to depression and psychosis – a 15-year longitudinal study. Psychiatry Research, 168, 186–192.

Harter, S. (1981). A new self-report scale of intrinsic versus extrinsic orientation in the classroom: Motivational and informational components. Developmental Psychology, 17, 300–312.

Hay, D. F., & Murray, P. (1982). Giving and requesting: Social facilitation of infants’ offers to adults. Infant Behavior and Development, 5, 301–310.

Hennessey, B., & Amabile, T. (2010). Creativity. Annual Review of Psychology, 61, 569–598.

Herman, K. N., Paukner, A., & Suomi, S. J. (2011). Gene X environment interactions in social play: Contributions from rhesus macaques. In A. D. Pellgrini (Ed.), The Oxford handbook of the development of play, 58–69. Oxford: Oxford University Press.

Hewlett, B. S., Fouts, H. N., Boyette, A. H., & Hewlett, B. L. (2011). Social learning among Congo Basin hunter-gatherers. Philosophical Transactions of the Royal Society B, 366, 1168–1178.

Heywood, C. (2001). A history of childhood: Children and childhood in the West from medieval to modern times. Oxford: Blackwell.

Hofferth, S. (2009). Changes in American children’s time, 1997–2003. International Journal of Time Use Research, 6, 26–47.

Hofferth, S. L., & Sandberg, J. F. (2001). Changes in American children’s time, 1981–1997. In T. Owens & S. L. Hofferth (Eds.), Children at the millennium: Where have we come from, where are we going? 193–229. New York: Elsevier Science.

Howard-Jones, P. A., Taylor, J. R., & Sutton, L. (2002). The effect of play on the creativity of young children during subsequent activity. Early Child Development and Care, 172, 323–328.

Hughes, M. (1978). Sequential analysis of exploration and play. International Journal of Behavioral Development, 1, 83–97.

Hughes, M., & Hutt, C. (1979). Heart-rate correlates of childhood activities: Play, exploration, problem-solving, and day-dreaming. Biological Psychology, 8, 253–263.

Huizinga, J. (1955; first German edition published in 1944). Homo Ludens: A study of the play-element in culture. Boston: Beacon Press.

Hyman, M. (2009). Until it hurts: America’s obsession with youth sports and how it harms our kids. Boston: Beacon Press.

Inglis, I. R., Langton, S., Forkman, B., & Lazarus, J. (2001). An information primacy model of exploratory and foraging behavior. Animal Behaviour, 62, 543–557.

Ingold, T. (1999). On the social relations of the hunter-gatherer band. In R. B. Lee & R. H. Daly (Eds.), The Cambridge encyclopedia of hunters and gatherers, 399–410. Cambridge: Cambridge University Press.

Isen, A. M., Daubman, K. A., & Nowicki, G. P. (1987). Positive affect facilitates creative problem solving. Journal of Personality and Social Psychology, 52, 1122–1131.

Jenkins, J. M., & Astington, J. W. (1996). Cognitive factors and family structure associated with theory of mind development in young children. Developmental Psychology, 32, 70–78.

Johnson, D. (1998). Many schools putting an end to child’s play. New York Times, April 7, A1, A18.

Johnson, R. (2000). Notes on schooling of the English working class, 1780–1850. In Roy Lowe (Ed.), History of education: Major themes. Volume II: Education in its social context, Ch. 31. London: RoutledgeFlamer.

Judge, T. A., LePine, J. A., & Rich, B. L. (2006). Loving yourself abundantly: Relationship of the narcissistic personality to self – and other perceptions of workplace deviance, leadership, and task and contextual performance. Journal of Applied Psychology, 91, 762–776.

Kaestle, C. F. (2000). The legacy of common schooling. In Roy Lowe (Ed.), History of education: Major themes. Volume II: Education in its social context, Ch. 35. London: RoutledgeFlamer.

Kaplan, H., Hill, K., Lancaster, J., & Hurtado, A. M. (2000). A theory of human life history evolution: Diet, intelligence, and longevity. Evolutionary Anthropology, 9, 156–185.

Kelly, R. I. (1995). The foraging spectrum: Diversity in hunter-gatherer lifeways. Washington, DC: Smithsonian Institution Press.

Kent, S. (1996). Cultural diversity among African foragers: Causes and implications. In S. Kent (Ed.), Cultural diversity among twentieth-century foragers: An African perspective, 1–18. Cambridge: Cambridge University Press.

King, N. R. (1982). Work and play in the classroom. Social Education, 46, 110–113.

Kohn, M. L. (1980). Job complexity and adult personality. In N. J. Smelser & E. H. Erikson (Eds.), Theories of work and love in adulthood. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Kohn, M. L., & Slomczynski, K. M. (1990). Social structure and self-direction: A comparative analysis of the United States and Poland. Cambridge, MA: Basil Blackwell.

Konner, M. (1975). Relations among infants and juveniles in comparative perspective. In M. Lewis & L. A. Rosenblum (Eds.), The origins of behavior, vol.4: Friendship and peer relations, 99–129. New York: Wiley.

–. (2002). The tangled wing: Biological constraints on the human spirit, 2nd ed. New York: Holt.

–. (2010). The evolution of childhood. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Konrath, S. H., O’Brien, E. H., & Hsing, C. (2011). Changes in dispositional empathy in American college students over time: A meta-analysis. Personality and Social Psychology Review, 15, 180–198.

Lancy, D. F., Bock, J., & Gaskins, S. (2010). Putting learning into context. In D. F. Lancy, J. Bock, & S. Gaskins (Eds.), The anthropology of learning in childhood, 3–10. Lanham, MD: AltaMira Press.

Lanza, M. (2012). Playborhood: Turn your neighborhood into a place for play. Menlo Park, CA: Free Play Press.

LeBlanc, G., & Bearison, D. J. (2004). Teaching and learning as bi-directional activity: Investigating dyadic interactions between child teachers and child learners. Cognitive Development, 19, 499–515.

Lee, R. B. (1988). Reflections on primitive communism. In T. Ingold, D. Riches, & J. Woodburn (Eds.), Hunters and gatherers 1, 252–268. Oxford: Berg.

Lee, R. B., & DeVore, I. (1968). Problems in the study of hunters and gatherers. In R. B. Lee & I. Lee (Eds.), Man the hunter, 3–12. Chicago: Aldine.

Lepper, M. R., Corpus, J. H., & Iyengar, S. S. (2005). Intrinsic and extrinsic motivational orientations in the classroom: Age differences and academic correlates. Journal of Educational Psychology, 97, 184–196.

Lepper, M. R., Greene, D., & Nisbett, R. E. (1973). Undermining children’s intrinsic interest with extrinsic reward: A test of the “overjustification” hypothesis. Journal of Personality and Social Psychology, 28, 129–137.

Lepper, M. R., & Henderlong, J. (2000). Turning “play” into “work” and “work” into “play”: 25 years of research on intrinsic versus extrinsic motivation. In C. Sansone & J. M. Harackiewicz (Eds.), Intrinsic and extrinsic motivation, 257–307. San Diego, CA: Academic Press.

Leslie, A. M. (1994). Pretending and believing: Issues in the theory of ToMM. Cognition, 50, 211–238.

Liebenberg, L. (1990). The art of tracking: The origin of science. Claremont, South Africa: David Philip Publishers.

Liedloff, J. (1977). The continuum concept, rev. ed. New York: Knopf.

Luthar, S. S., & D’Avanzo, K. (1999). Contextual factors in substance use: A study of suburban and inner-city adolescents. Development and Psychopathology, 11, 845–867.

Luthar, S. S., & Latendresse, S. J. (2005). Children of the affluent: Challenges to well-being. Current Directions in Psychological Science, 14, 49–55.

Marshall, L. (1976). The!Kung of Nyae Nyae. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Martini, M. (1994). Peer interactions in Polynesia: A view from the Marqu

Наши рекомендации