В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения).
Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.
Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения.
Диверсификация(лат. - разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений - гимназий, лицеев, колледжей, школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов - как государственных, так и негосударственных.
Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый по усмотрению учредителя.
В теории и практике внутришкольного управления выделяются основные принципы управления, к числу которых относятся: демократизация и гуманизация; системность и целостность; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.
!Демократизация и гуманизация управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Технократические базовые основания образовательного процесса уступает место гуманистической направленности в его управлении: соуправление, самоуправление. Отсюда возникает проблема гуманизации -обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему.
Системность и целостность в управлении создает реальные предпосылки для эффективного управления. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе.
Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны. ( Сущностная характеристика принципа - взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности управленца и коллектива)
Рациональное сочетание централизации и децентрализации. Чрезмерная централизация неизбежно ведет к усилению администрирования в управлении. В равной степени и интегрированная децентрализация управления может привести к снижению эффективности деятельности педагогической системы. Наиболее эффективно - сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении.
Единство единоначалия и коллегиальности в управлении. Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности находит свое воплощение в деятельности различного рода комиссий и советов, действующих на общественных началах.
Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами. Эффективность управления зависит от наличия достоверной и полной информации. Школьный руководитель, менеджер в своей деятельности активно используют наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами.
Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления - аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления - внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению - директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.
К особенностям принципа можно отнести налаживание коммуникации между педагогом и воспитанником, для получения объективной информации.
Функциональные обязанности директора школы определены Типовым положением об общеобразовательном учебном учреждении
Функциональные обязанности должностных лиц (завучей) определяются Уставом общеобразовательной школы
Изучить состояние и развитие педагогического процесса помогает педагогический анализ:параметрический (изучение ежедневной информации); тематический(анализсистемы уроков, системы внеклассной работы;итоговый(четвертной, годовой.).
Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений).
В практике работы школ разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой и текущий
В числе важнейших организационных форм управленческой деятельности необходимо прежде всего назвать совет школы, педагогический совет, совещание при директоре, совещание при заместителях директора, оперативные совещания, методические семинары, заседания комиссий, клубов, заседания учкома и др.
Виды, формы и методы внутришкольного контроля: обзорный, предварительный, персональный, тематический, фронтальный и классно-обобщающий.
При проведении контроля возможно использование метода изучения школьной документации.
.
Метод хронометрирования используется при изучении режима работы школы,.
Изучение передового педагогического опыта, методы диагностирования дополняют внутришкольную информацию об особенностях работы определенных учителей.
Методической работой в школе руководит методический совет.