Вопрос 16. Имя прилагательное как часть речи в современном русском языке. История кратких форм и полных форм имен прилагательных и степеней сравнения. Обучение сочинениям описательного типа.
ИП – знаменат.часть речи, кот-я обозначает непроцессуальный признак предмета и выражает это значение в словоизменительных категориях рода, числа, падежа, в предложении выступает в роли определение или именного сказуемого. Частеречное значение – значение признака.
ИП изменяется по родам: м.р. –ий, -ый, -ой; ж.р. - -ая, -яя; ср.р. - -ое, -ее. Во м.ч. ИП не выражает родовых различий и имеет общее окончание –ые, -ие.
ИП измен-ся по числам и падежам (полные формы). Для качественных ИП хар-ны формы степеней сравнения и полноты/краткости.
Синтаксич. особенности: ИП соглас-ся с ИС в роде, числе и падеже, может управлять ИС (бледный от волнения).
Деривационные признаки: наиболее продуктивный способ – суффиксальный (утренний), префиксальный (аритмичный), суфф-преф. (подмосковный), сложения (горькосоленый), сложносуфф. (вагоноремонтный), морфологосинт. сп. (замкнутый (прич). – замкнутый характер).
Разряды ИП: 1)качественные обозначают непосредственно воспринимаемый признак предмета, даже в том случае, если имеют производную основу (синий, длинный); для них присуще: наличие полной склоняемой формы и краткой нескл., способность изм-ся по степеням сравнения, возможность образовывать наречия на –о, -е, абстрактные сущ-е, вступать в антоним.отношения, сочетаться с наречиями степени (очень, крайне, весьма). 2)относительные обозначают признак опосредованно через отношение к предмету, действию или обст-ву (деревянный, городской). Признаки: отсутствие краткой формы, призводятся от сущ-х, глаг., числит-х, наречий + суфф. –ан, -ян, обозначают неизменяемые признаки, можно заменить падежной формой сущ-го (жемчужные – из жемчуга). 3)притяжательные принадлежность предмета к лицу, животному. Это собственно-притяж.: принадлежность одному лицу (Князев, няненькин, отцов), притяжательн-относит.: образ-ся от названия людей и жив-х + суфф. –ий (рыбачий, олений).
Граница может быть подвижна, отсюда качественно-относит-е (золотые руки), относит-качеств-е (глухой согласный), кач-притяж. – лисья хирость, относит-притяж – лисий воротник.
История кратких форм. В др/рус языке ИП были полные и краткие, но их грамм. функции были иными, чем в СРЯ. Краткие прил. могли быть и предикатом (сказуемым) и определением. Употребляясь в роли опред-я, они согласовывались с ИС в роде, числе и падеже. Было 3 категории крат.прил-х: качественные, относит. и притяж: синь лесъ – кач., отьцевъ наказъ – прит., каменъ домъ – относит. Все они изменялись по родам и числам и склонялись как ИС ж.р. 1 скл.: добръ векъ – добро семя – добра жена. Часто крат.прил. нельзя было отличить от ИС. Крат.прил. в истории потеряли спос-ть быть определениями, потеряли и свое склонение, отстатки прежних падежных форм сохранились в кратких притяж. прил. на –ов, -ин, но и они вытеснялись полными. Бывшие падедные формы сохранились в некот-х оборотах: по белу свету, от мала до велика. Так крат.прил. постепенно перестали употр-ся в форме опред-я. стали сказуемыми.
История полных ИП. С 11 века полные прил-е образовывались от кратких, т.е. добавлением указательных местоимений м.,ж. и ср.р. Сначала мест-е сохраняло свою значимость, потом стало писаться слитно с крат.прил.: добра я сестра→добрая сестра, великъ + и = великъи. Затем редуцированные пали, перешли в –о,-е.
В СРЯ крат. формы хар-ны для тех прил-х. кот-е допускают видоизменение качества и переход качества в новое состояние, изменяющееся во времени и приписываемое одному лицу. ИП может иметь полную и крат. форму, только полную и только краткую (люб, должен, рад). Отличия кратких от полных: 1)полные обозначают постоянный признак предмета, а краткие – качественное состояние в определенный момент (он был весел), 2)краткие формы прил. бессилен, благодарен, верен и т.п. требуют уточнения, конкретизации за что? кому?, 3)крат.формы ИП со знач.физич. хар-ки (размера, длины) приобретают доп.знач-е чрезмерной степени признака (рукав короток для данного чел-ка), 4)многие прил.в крат. форме не соотносительны с полными (властный чел-к, не властен над собой).
Грамм.отличия кратких о полных: 1) у кратких отсут. падежная парадигма, обычно Им.п. именной части сказуемого (жизнь коротка), 2)крат.прил. изм-ся по числам, в ед.ч. – по родам.
Стилист.отличия: употребление крат.форм присуще чаще книжному стилю, а в разг.речи они заменяются полными.
Краткие формы СРЯ образуются от полных путем отсечения адъективных флексий и прибавления к основе соответ-х родовых окончаний: □ – для м.р. (хорош), -а для ж.р. (хороша), -о для ср.р. (красиво), -ы для м.ч. (добры). Кратких форм не образуют: ИП с суфф. –ск-, -ов- (-ев-), -н-: братский, деловой; отглаг.прил. с суфф. –л-: отсталый; отпричастные образования с –ющ-, -вш-, -уч-, -яч-:горючий; ИП, называющие матси животных (пегий, вороной), некот-е ИП, назыв. цвета (оранжевый), прил. на –ший (большой).
Степени сравнения ИП. Качественные ИП могут выражать признаки в разной степени.
+ степень сравнения: выражение качества безотносительно к проявлению этого признака: сильный, добрый.
Сравнительная ст. (компоратив): кач-во, кот-е проявл-ся в каком-либо предмете в большей или меньшей степени, по сравнению с др.предметом (твои глаза яснее звезд).Простые формы (+ -ее, -ей, -е, -ше, супплетивный способ: лучше, хуже, меньше) и сложные (аналитические: более или менее).
Превосходная степень сравнения (суперлятив) обозначает кач-во, свойственное предмету в наивысшей степени. Синтетич.форма: -ейш, -айш, наи-, аналитическая форма: наиболее, всего, лучше, самый.
Обучение сочинениям повествовательного типа.Подробное изучение данной проблемы предложено в книге Т.А.Ладыженской «Система обучения сочинениям». Исс-ль отмечает, что чаще в одном сочинении чаще всего встречаются элементы и повествования, и описания, и рассуждения. Термин жанр к сочинениям применяется условно. Но уч-ся обучают писать сочинения того или иного жанра.
Задача учителя в работе над сочинением – привить уч-ся навыки самостоят-й работы над сочинением. Ученик должен овладеть умением обдумывать тему, правильно располагать мысли и точно их выражать. Ученик должен уметь собрать мат-л, составить рабочий план сочинения, привести в порядок мат-л. Написать сочинение – передать в систематич-м виде ряд фактов и мыслей, изложенных под определенным углом зрения, с оценкой точки зрения автора.
Умения уч-ся при написании сочинений: умение вдумываться в тему, осмыслить ее границы, раскрывать тему; умение подчинять сочинение определенной мысли; умение собрать мат-л для сочинения; систематизировать; строить сочинение в определенной конструкции; умение точно и правильно выражать свои мысли; умение исправлять, переделывать, улучшать написанное.
Повествовательными текстами называют такие, в кот-х излагается ряд последовательных событий. Сочинение повествовательного типа – рассказ. Рассказ (Р) по определению школьного учебника – лит-е пр-е, в кот-м, как правило, речь идет об одном очень важном событии в жизни героев. Не всякое повествование явл-ся рассказом. В Р. выделяются три части: завязка, кульминация и развязка. Завязка – событие, с кот-го начинается действие, от кот-го зависит развитие следующих событий. Кульминация – момент наибольшего напряжения в развитии действия. Развязка – заключит.действие, кот-е явилось результатом развития событий. Мастерство рассказчика в том, чтобы уметь выделить ключевое событие.
Чтобы школьники могли строить рассказ, их надо научить понимать, что такое завязка, развязка и кульминация. Далеко не всегда дети умеют рассказывать о том, что с ними случилось. В рассказе д.б. случай. Предметом рассказа м.б.: эпизод, известный всему классу, случай, произошедший с учащимся, происшествие, кот-й наблюдал ученик, история целиком выдуманная.
Работу над рассказом начинают с 5 класса. Затем более сложные типы рассказа в 6-8 кл. Рассказ можно начать после изучения лит-го пр-я, либо по сюжетным рисункам, рассказ на аналогичную тему. Для обучения рассказу важно использование образца, его тщательный анализ. Также важно проявлять внимание к устным рассказам на уроках лит-ры. чтобы дети больше говорили. Можно проводить уроки специального устного рассказывания. Дети должны говорить интересно, увлекательно, чтобы их слушали. При обсуждении устного рассказа важно уделить внимание на тон, тем, форму рассказа.
Рассказ о случаях из жизни автора. При написании рассказа используем схему Рыбниковой: завязка →кульминация→развязка. Начать можно с анализа рассказа Гайдара «Совесть»: какой случай описан в рассказе? С чего начинается история? Какой самый напряженный момент в рассказе? Чем закончилось событие? и т.д. После анализа сказать, что проанализировали рассказ, в основе рассказа лежит случай, кот-й может заинтересовать. Рассказ важно построить так, чтобы вызвать интерес у слушателя.
Для начала детям можно предложить начало рассказа: «Как я однажды…» «Это был незабываемый случай…». Антонов в ст. «Постройка рассказа» б.внимание уделял тому, что в рассказе обязательно д.б. интересное событие. В рассказе не д.б. излишних подробностей, д.б. четкая мотивировка поведения нероев, определить место в рассказе описанию природы (нужно ли оно?).
Анализ полученных рассказов м.строиться по схеме: почему рассказ кажется неполным? и чем мы узнали из рассказа? о чем можно рассказать вначале? Какие слова м.употребить, чтобы избежать повторов? К рассказу можно перейти от сюжетных рисунков.
Услышанные рассказы. Это б.сложный тип рассказов. Их надо уметь обработать – отсечь ненужное (подробности и детали), тщательно продумать мотивированность действий, научить обрамлять рассказ. Обрамление в начале и в конце.
Выдуманные рассказы. Выдумка занимает значительно большее место, чем в рассказах о случаях из жизни автора. М.б. действительно произошедший случай, но измененный, дополненный и т.п. История д.б. правдоподобной. Выдуманные рассказы м.б. по заданному сюжету (краткому пересказу, кот-й надо оформить в рассказ) или началу одно-два предложения, либо отрывок рассказа).
Рассказ по предложенной теме. Темой м.б. пословица или поговорка, на кот-е уч-ся должны придумать случай, подтверждающий это.
Юмористические рассказы. Дети любят смешное, но передать юмор сложно. Вспомнить какой-нибудь смешной случай, взять его за основу, разработать смешную ситуацию, кое-что присочинить, использовать разные приемы изображения комического.
Рассказы на своб.тему. Сам-но выбрать тему рассказа.