Обучение сочинениям описательного типа.

Подробное изучение данной проблемы предложено в книге Т.А.Ладыженской «Система обучения сочинениям». Исс-ль отмечает, что чаще в одном сочинении чаще всего встречаются элементы и повествования, и описания, и рассуждения. Термин жанр к сочинениям применяется условно. Но уч-ся обучают писать сочинения того или иного жанра. О. в научной лит-ре тесно связано с рассуждением, в худ.тексте – с повествованием.

Задача учителя в работе над сочинением – привить уч-ся навыки самостоят-й работы над сочинением. Ученик должен овладеть умением обдумывать тему, правильно располагать мысли и точно их выражать. Ученик должен уметь собрать мат-л, составить рабочий план сочинения, привести в порядок мат-л. Написать сочинение – передать в систематич-м виде ряд фактов и мыслей, изложенных под определенным углом зрения, с оценкой точки зрения автора.

Умения уч-ся при написании сочинений: умение вдумываться в тему, осмыслить ее границы, раскрывать тему; умение подчинять сочинение определенной мысли; умение собрать мат-л для сочинения; систематизировать; строить сочинение в определенной конструкции; умение точно и правильно выражать свои мысли; умение исправлять, переделывать, улучшать написанное.

В сочинениях-описаниях раскрывают признаки предмета, явления лица. Обычно противопоставляют два вида описания: 1) научное описание (О) – это О., в кот-м дается перечень главных (существенных) признаков предмета, понятие о его св-вах. В О. научного хар-ра главное – точность, логическая послед-ть. 2)художественное О. – О., где преобладает субъективность изображения, образы, впечатления, лирический эл-т. Главное здесь – дать яркое представление о предмете, при этом не обязательно исчерпывающее, полное.

Работа над О. помогает останавливать внимание уч-ся на мире предметов, развивает наблюдат-ть. Дети учатся замечать в предмете характерное, особенное. Все это благотворно влияет на речь. В О. часты ошибки: подмена жанра, использование штампов. О. могут создаваться по памяти, на основе спец.наблюдений, по воображению. О.м.б. в момент наблюдения, сначала наблюдение, затем написание или по живым впечатлениям.

Композиционная схема: общее впечатление, признаки предмета, оценки. Предварительно по сочинению важно провести беседу для помощи в раскрытии темы, указать на особенности данного типа О.

Начало работы: в 5 классе. Обучение описанию начинается с сопоставления 2х сочинений, написанных на 1 тему. Обращается внимание на подход раскрытия темы и на композиционные особенности описания. Или можно начать с беседы.

Виды О.:

1. Описание отдельных предметов. Этому виду О. уделяется большое внимание в начальной школе. Дается 2 сочинения: деловое и художественное. Далее говорится, что в художественном описании в начале дается первое впечатление от предмета, а потом – осамом предмете. В дел – что за предмет, для чего употребляется, материал, из каких вещей состоит, форма, размер, цвет. Уч-ся 1-4 кл. описывают и рисуют различные предметы (лист, ветку ели, ромашку и т.д.). Иногда высказ-ся мнение, что для худ-го О. лучше предлагать «поэтические» предметы (цветок, дерево и т.п.), но и самые простые предметы могут быть описаны детьми.

2. Описание животного. Этот вид сочинения м.б. различным по сложности, в зависимости от того, описывается ли хороши известное или малознакомое животное. Не меньшее значение имеет и задача, кот-я ставится перед пишущими: описать только внешний вид животного или дать его хар-ку. В описания жив-х могут включаться и эл-ты повествования (повадки). Нужно предупредить уч-ся, что описания требуют использования особой лексики: названия масти, породы, частей тела (грива, клюв, когти). М.предложить детям пронаблюдать животное в зоопарке, на пастбище.

3. Описание помещения. Работа над О. помещение развивает наблюдательность, готовит замечать описания в худ-м пр-ии. О. помещения может быть деловым и худ-м. Трудности: дети не всегда определяют замысел сочинения, его основную мысль. В этом случае они просто перечисляют все, что имеется в комнате. Учеников затрудняет начало сочинения. Не всегда дети могут найти переходные мостики, мало знают слов нахождения (спереди, сзади, сверху). А также ученики допускаю ошибки в правописании незнакомых слов (гардероб). Обычно встречается в старших классах.

4. Описание природы. Темы сочинений по О. природы д.б. конкретными, нельзя предлагать такие широкие, как «Весна», «Море». Такие сочинения состоят из общих фраз. А н-р, «В окно повеяло весной». Лучше О. природы проводить согласно времени года: зимой о зиме. Учитель может на первых уроках зачитать эмоциональные, яркие О. природы из худ. пр-й. На первых уроках учителю необходимы яркие, эмоциональные О.природы, взятые из лит-ры.

5. Описание внешности человека. Наблюдательность и внимание к окр.людям, обогащение речи портретной лексикой, кот-й дети недостаточно владеют. Через О. внешности ученику важно помочь увидеть внутренний мир чел-ка. О. внешности м.б. деловым (при розыске чел-ка), худ-м и научным (О. этнической группы, расы). О.м.б по памяти, на основе жизненного опыта, по спец.наблюдениям, по картине. Недочеты: неумение выделить существенное во внешности, неумение найти замысел, мысль сочинения, разбросанность описания, повторы, подмена О. повествованием, отсут.конкретности, обобщенность описания. Д.б. работа над лексикой: при портретных зарисовках, описании глаз, улыбки, походки. Работа по образцам на первых этапах. Различные по сложности О. (одноклассника, человека в момент испуга, удивления и т.д.). Через лицо научить проявить личность человека описываемого. Описывая внешность, отмечать яркое.

6. Описание действий. Наблюдательность, внимание к окружающему. Уважительное чувство к труду. Деловое (точность и логич. послед-ть) и худож. (воссоздание опред-го настроения, отношения к герою).

Недостатки: описание процесса в целом, упуская важные детали, нарушение последовательности действий; бедность словаря.

7. Описание местности. Предлагает работку над опис. Природы. Здесь описывается деревня, город, село, улица. То, создано человеком. В центре что-то находится. Можно сказать, что вдали, ближе, совсем рядом. Можно описать подробно и только общий вид. Ввести незнакомые слова. Учесть недостатки, например – описание только дороги – такого не должно быть. Исклбчить непоследовательность в изложении.

8. описание по воображению. Этот вид целесообразнее проводить в связи с работой над отдельными видами описания.

Наши рекомендации