Слоговая структура ДРЯ к.10- нач.11 веков.

Основные фонетические единицы РЯ. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Слог. Типы слогов. Слогоделение. Хар-ка русского словесного ударения. Особенности структуры слога в древнерусском языке: закон открытого слога, закон слогового сингармонизма, принцип возрастающей звучности.

Фонетика – это раздел языкознания, в кот-м изуч-ся звуковая сторона языка. Основные фонетич.единицы делятся на сегментные (звук, слово, фонетическое слово, речевой такт, фонетич.фраза) и суперсегментные (ударение и интонация).

Сегментные фон.единицы.

Фонетическая фраза – отрезок речи, законченный по смыслу, объединенный особой интонацией и заключенный между двумя достаточно длит-ми паузами. Она имеет смысловую законченность и интонацию конца. Может совпадать с предложением, может и не совпадать. Обозначается //.прмеры. Я хочу вас предупредить, чтобы вы были осторожны//. Наступила весна,//начали прилетать птицы//.(фонетическая фраза может совпадать, а может и не совпадать с границами предложения).

Речевой такт – отрезок речи, меньший чем фонетическая фраза, в состав кот-й он входит. Хар-ся особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами короче, членение на такты более свободное, чем на фразы. Больше зависит от воли говорящего. Отделяются цезурой (/). Я/ хочу вас/ предупредить/

Фонетич.слово –отрезок речи, объединенный одним словесным ударением. Может состоять: из одного ударного компонента (кни´га), из одного ударного и одного или нескольких безударных (с книгой). Безударный компонент, стоящий перед словом, интонационно примыкает к нему – проклитика. Н-р: До

города. После – энклитика,Н-р. Отнес бы.

Структурные типы фонетич-х слов:

1) ФС м.состоять из одного ударного компонента, имеющее одно основное ударение (всегдаٰ).

2) ФС м.состоять из одного ударного компонента, имеющего побочное ударение (слабое) (пяٰть (рублей).

3) ФС м.состоять из одного ударного компонента, имеющего основное и побочное ударение (морозостойкий).

4) ФС м.состоять из одного уд. компонента, имеющего основное ударение и два побочный (аэрофотосъемка).

5) ФС м.состоять из одного уд.комп.и проклитики.(в море).Само слово может иметь несколько ударений (о нижеподписавшихся)

6) ФС м.состоять из одного уд.комп. и энклитики (сказал же).

7) ФС м.состоять из одного удар.и одного безуд. комп.Ударение перетягивает на себя предлог или частица, самостоятельное слово становится энклитикой (наٰ пол).

8) Из одного уд. и одного или неск-х безуд. (ну и хорошо).

9) Из одного уд.комп., проклитики и энклитики(проклитик может быть несколько) (о ком же; ну и о чем же).

10) Из одного уд.комп., имеющего основное уд-е и проклитики, развивающей побочное ударение (около дома).

11) Из одного уд.комп., имеющего побочное и основное уд-е и проклитики,т.е само слово может иметь несколько ударений (между рекламодателями).

Слог –это часть фонет.слова, в кот-ю группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный звук – слоговой, вокруг него групп-ся менее звучные – неслоговые. Обычно слоговой звук - гласный, поэтому сколько гласных, столько и слогов.( ба/ра/бан). Но не все гласные звуки явл-ся слоговыми, в СРЯ остался один звук- i- (и) неслоговой. ([дъ/р^/г◦о∙i])- 4 гл., но 3 слога. Иногда слоговым может быть согласный (сонорный): [жы∙/з’н’].

Слогоделение.Проводится в том месте, где произошел наибольший спад звучности. Шкала звучности: 4 – гласные, 3 – сонорные, 2 – звонкие, шумные согл., 1 – глухие, шумные согл. [къ/р^н/даш]

Правила слогоделения:

· Если в слове гл. чередуется с согл., то деление после гл. (хо/ро/шо).

· Если рядом два сонорных, то слогораздел перед ними (по/лный).

· Если рядом два шумных, то слогораздел перед ними (кни/жка).

· Если сонорный после шумного, слогораздел перед шумным (па/кля).

· Если шумный после сонорного, слогораздел между ними (пол/ка).

· Если рядом j и др. согласные, раздел между ними (вой/на).

Типы слогов.

1. По конечному звуку: открытые (заканч-ся гласным (о/кно) и закрытые, зак-ся согл. (пар/та)).

2. По начальному звуку: прикрытые (нач-ся неслоговым(согл.)зв. (до/ро/га) и неприкрытые (нач-ся слоговым(гл.) зв. (о/кно).

3. По местоположению в слове – начальные (первый слог), срединные(между 1-м и последним) и конечные(последний слог).

4. По отношению к ударению – ударные и безударные.

5. По отношению к ударному слогу – предударные и заударные.

Суперсегментные единицы.

Ударение –делится на словесное и др.

Типы ударений:

Словесное ударение – выделение одного из слогов двусложного или многосложного слова теми или иными фонетическими средствами.

Тактовое ударение – одно из словесных ударений в пределах речевого такта, падающее на слово, более важное в смысловом отношении, выделяющееся среди др.слов такта.

Фразовое ударение – одно из тактовых ударений в приделах фонетической фразы, падающее на слово, наиболее важное в смысловом отношении речевого такта.

Тактовое ударение и фразовое – логические ударения.

Место ударения в слове.

Русское словесное ударение разноместное, т.е. может падать на любой слог и любую морфему. Разноместность ударения помогает избежать омонимии некот-х слов (замок – замок). Разноместность приводит к развитию вариативности. Вариативными могут быть ударения литературные – одновреٰменно-одновремеٰнно; диалектными – крапиваٰ; профессиональными - доٰбыча; устаревшими – музыٰка; народно-поэтич. – моٰлодец; разговорными – кулинариٰя; просторечными – звоٰнишь.

Подвижность и неподвижность:

Ударение может быть подвижным и неподвижным. В части слов РЯ при образовании грамм-х.форм (не новых слов) ударение неподвижное (крокодиٰл, крокодиٰла). Но в др. словах ударении может перемещаться на другой слог-подвижное (рекаٰ, реٰки).

Особенности ударения в СРЯ (Горбачевич): силовое уд-е (выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию), рус.уд-е отличается разноместностью и подвижностью, с помощью места ударения м. различать смысл слова (мука0 – му0ка).

Основные и побочные ударения: Некоторые слова оставаясь самостоятельными фонетическими словами в потоке речи произносятся c более слабым ударением, т.е. имеют только побочное ударение:

-относительные (союзные) слова (когда вы вернулись?)

-некоторые местоимения (Я не хотел этого)

Но если падает логическое ударение, то оно является основным.

-простые числительные в сочетании с сущ. (шесть дней)

-связки быть и стать (В море было спокойно)

Большая часть служебных слов (предлоги, частицы, союзы) явл-ся безударными , в таком случае они присоединяются к знаменательным словам и образуют вместе с ними целостные фонетические слова(на дороге, пошел бы).

Некоторые предлоги способны перетягивать ударения на себя

Интонация –сов-ть суперсегментных средств языка: различное соотношение частоты основного тона, тембра, интенсивности и длительности, служащие для оформления высказывания.

Ф-ии интонации:

коммуникативная (ф-я реализации коммуникат-х типов высказывания-повествования, вопроса, побуждения),

выделительная (выделение с помощью интонации наиболее важных смысловых отрезков – связ с логич уд-м, н-р, отец пришел домой);

организующая – интонация членит речевой поток на фонетические фразы и речевые такты и объединяет фон.слова в речевые такты, а реч. такты в фонет.фразы);

эмоциональная – при помощи интонации высказыванию могут придаваться различные эмоц-е оттенки: положит. (удовлетворение, радость…) и отрицательные (недовольство,гнев, ярость). Интонация может придавать словам шутливые и ироничные оттенки.

Московская

Ленинградская

1. [травы] - [тр/\ва]

[/\] – представ. <а>

1. [травы] - [тр/\ва]

[/\] – представ. <а>

[воды] - [в/\да]

[/\] – представ. <о>

[воды] - [в/\да]

[/\] – представ. <а>

<о>, <а> совп. в [/\]

[а] // [/\] [о] // [/\]

Происх. черед-е зв. в пред. одной Ф.

- актикуляц. подход . В одну Ф.объед-ся зв. совершено разн. артикуляции

+ функц-ый подход т.е. обеспечение тождества морфем, содерж. одну и ту же Ф., иногда очень далекие от доминанты Ф.Р.

<а> - [/\] <о> - -

<а> // <о>

- функц. подход не обеспеч. тождество морфем, кот. с т.з. содержит разные Ф., т.е. происх-ит черед. Ф.

+артикуляц-ый подход, т.е.в однуФ.объедин-ся артикуляц-но близкие аллофоны.

2. не признает существование <ы>

1) Ы – не вступает в абсолют. сильной позиции

2) Ы и И - не могут выступать в одн. и то же фонетич. позиции Ы может стоять только псоле тверд согл. И только после мяг. согл.

3) <и> - оказавшись после тверд. согл. реализ-ся зв. Ы

2. .признает существование <ы>

1) Ы – выступ. в абсолют. в нач. слова в некот. заимств-ых словах (Пр. ык).

2) Ы – четко различ-ся под ударением как и др. фонемы (Пр. был, сны)и

3) <и> - оказавшись после тверд. согл. черед. с <ы>

3. .не признает существование <г,> <к,> <х,>

3. признает существ-е этих фонем

4. Выдвигает понятие гиперфонемы.

4. Не приним. понятие гиперфонемы.

Гласные звуки.

Звук – наименьшая смыслоразличительная единица языка, не обладающая значением. Звуки делятся на гласные и согласные в зависимости от того, что принимает участие в их образовании – шум или голос. В образовании л.звуков уч.голос.

Слоговая структура ДРЯ к.10- нач.11 веков. - student2.ru

Ударные позиции (уп)

В сря существует 8 уп для гласных, находящихся в окружении согласных.

[a] – любой ударный гласный

[t] – любой твердый согласный

[t’] – любой мягкий согласный

I уп [at] – абсолютное начало слова перед твердым согласным [Ивъ]

II уп [at’] – абсолютное начало слова перед мягким согласным [Оч’и]

III уп [tat] – положение между двумя твердыми согласными [бЫл]

IV уп [tat’] – между твердым в начале, но перед мягким [мАт‘]

V уп [t’at] – после мягкого перед твердым [м‘Эл]

VI уп [t’at’] – между мягкими согласными [п‘Ат’]

VII уп [ta] – абсолютный конец слова после твердого согласного [р/\бЫ]

VIII уп [t’a] – абсолютный конец слова после мягкого согласного [п/\л’А]

Следствие падения.

1) Уменьшилось количество слогов

2) Появились закрытые слоги (столъ – стол)

3) Появились односложные слова (домъ - дом)

4) Появились нулевые морфемы, окончания

Для согласных:

1) Оглушение звонких на конце слова: трудъ– труд

2) Отвердение губных согласных на конце слова :дамь – дам

3) Стали появляться ассимиляции, уподобление двух стоящих звуков: съделалъ- сделал, резъко-резко, дымьно-дымно

4) Появился звук ф на месте в: ровъ-ров(ф)

5) Появились сочетания кл, гл, зл, сл, рл, пл, бл…. В них исчез конечный л: пекл – пёк.

Вопрос 6. Орфоэпия современного русского языка. Произношение безударных гласных и согласных звуков‚ заимствованных слов‚ отдельных грамматических форм‚ имен и отчеств. Принципы русской графики и орфографии. Формирование и развитие орфографической грамотности в школе.

Орфоэпия – от греч. прямой, правильный, речь – раздел лингвистики, изучающей сов-ть правил, кот-е устанавливают единообразное произношение. Для устной формы языка хар-ны орфоэпические нормы, для письменной – орфографические. В основе лит-го произношения лижет произношение Москвы. Московское произношение опирается на особенности северных и южных диалектов. От северного диалекта в основу произношения берется произношение г-взрывного (голова), твердых глагольных окончаний в глаголах 3 лица ед.ч. и мн.ч. (работают, читают). От южного диалекта берется окание. В рус.лит. произношении могут быть варианты произношения: те, что не противоречат лит-му произношению и считаются равноправными (счастье и щастье, ина´че и и´наче).

1. Отклонение от лит-го произношения:

· влияние местного диалекта, оканье, цоканье, произношение г-фрикативного.

· влияние национального окружения (акцент)

· манерное произношение (побуквенное чтение).

· просторечное и разговорное произношение (руб писят, проволка).

2. Нормы и варианты лит-го произношения:

· произношение безуд.гласных: безуд.гласные о,апроизн-ся как а (аканье): Масква; в др.позициях о,апроиз-ся ближе к ы– гылава; после мягких согл.гласные э,о,акак звук средний между и и э,но ближе к иэ(лиэса) – иканье. Раньше произносился звук, близкий к э (в Ленинраде); после шипящих и ц гласный э произ-ся в нескольких вариантах: железо, жылезо – эыэ,ы.

· произ-е согл.звуков: звонкие согл.на конце слова оглушаются. перед глухим согл.звонкие оглушаются, а глухие перед звонкими озвончаются; гпроиз-ся как взрывной, на конце слова гоглушается и произносится как к. Г-фрикат. допускается в отдельных словах: бог(х), (х)господь, бу(х)алтер; раньше в рус.языке бол-во согл., стоящих перед мягк.согл. произносились мягко (t’t’). В настоящее время такой закономерности нет. Чаще всего подвергаются смягчению зубные согласные (в’ис’н’е), реже губные – в’месте; смягчение происходит непоследовательно; произношение [ж’]сохраняется в некот-х словах: дрожжи, визжать, езжу. Во многих словах такое произношение вытесняется [ж] или [жд]: позже, дожди. В СРЯ обе нормы считаются равномерными; на месте чн в отдельных словах произ-ся чв других ш:

[ч] [ш]
1. только [ч]: отличник, точный, желчный, конечный 1. Только [ш]: конешно, скушно, яишница, двоешник, Ильинишна
2. от значения: сердечный (приступ) 2. от значения: сердешный друг
3. двоякое произ-е: булочная, подсвечник 3. Двояко: булошная, подсвешник.

· Особенности произ-я заимствованных слов: в некот-х заим-х словах допускается произношение безуд.О:какао, радио, боа, трио, рококо; в других словах Опроизносится по российским орфоэпическим нормам: рΛман, вΛкзал; в некот-х заим-х словах перед Э может произ-ся твердый согл.: пюрэ, стенд, шедевр. Во многих заимств.словах произн-ся только мягких согл. и произношение твердого ошибочно: т’ермин, муз’ей, басс’ейн, пр’есса. Некот-е слова иноязычного происхождения допускают двоякое произношение: д’екан – дэкан, конгр’есс – конгрэсс.

Принципы русской графики.

Графика изучает алфавит и его особенности, соотношение между буквами и звуками, касается письменной стороны речи.

Алфавит – сов-ть букв, расположенных в определенном порядке. В русском алфавите 33 буквы, 10 гласных, 21 согласная, 2 буквы, не обозначающие звуков. Каждая буква имеет своё название.

Основной принцип рус.грвфики – слоговой. Его сущность в том, что за единицу чтения и письма берется не отдельная буква, а целый слог, сост.из согл. и гласных звуков: де/ре/во. Слоговой принцип находит отражение в двух случаях:

1. слог.принцип в обозначении мягких и твердых согл. Гласные буквы рус.алфавита делятся на смягчающие (указывают на мягкость предшествующих согл): я,ё,ю,е,и и несмягчающие (не смягчают): а,о,у,ы,э. Март, м’ял. Для обозначение мягкости исп-ся ь. Отступление от слогового принципа в обозначении твердости-мягкости: написание смягчающих гласных после непарных твердых (шить, жизнь, цирк); написание в некот-х заимст.словах после твердых согл.буквы е(стенд); написание несмягчающих гласных после непарных мягких: щ’ука, ч’ащ’а; буква ь не указывает на мягкость согл, кот-е произ-ся твердо всегда: рожь, мышь.

2. слог.принцип в обозначении фонемы j. Согласно принципу, j обозначается определенными буквами, это так называемые йотированные буквы: я,ё,е,ю,и. Эти буквы способны обозначать два звука: в абсолютном начале слова, после ь,ъ, после гласных. После согл.эти буквы не обозначают 2 звука. Отступление: в начале некот-х заим-х слов вместо йотированных букв употребл-ся й (йод, йот); после гласных j обозначается йотированными буквами, но в некот-х иноязычных словах употр-ся й, а за ней о: район, майор; после ь j обознач-ся йотированными буквами, но в некот-х заим. словах после ь стоит о (батальон, бульон); в некот-х заим.словах после гласной стоит йотированная буква, но j не произ-ся: проект; после согл.также может обозначаться йотированная буква (детясли).

Принципы орфографии.

Орфография – раздел языкознания, кот-й изучает с-му правил письма.

1. Фонетич.принцип – написание соответ-ет произношению (мал, мол, мял, милый).

2. Исторический – написания, кот-е сохраняются по традиции, но не соответ-ют произношению: шило, большого.

3. Морфологический – общие части, морфемы пишутся единообразно, хотя произносятся по-разному в зависимости от фонетич.условий: годы, года, годовой, год. Отступление: 1) приставки на –з, -с (без, бес; воз,вос) – отступление в пользу фонетич.принципа; 2)написание раз-, рос-, роз-, рас-: развалиться, розвальни, расписаться, роспись – в пользу фонетич.принципа; 3)написание ы вместо и в корнях на стыке морфем (безыдейный); 4)в некот-х корнях исторически сложилось двойное написание: касс-, кос-, раст-, рощ- в пользу традиц.написания.

4. Дифференцирующие написания – различное написание слов, совпадающих по фонемному составу (бал и балл, орёл и Орёл).

Формирование и развитие орфографической грамотности в школе.

Цель – формирование у учащихся орфографической грамотности. Под орфографической грамотностью поним-ся умение применять на письме буквенные и небуквенные орфографические средства в соответствии с принятыми правилами правописания.

Выделяют 2 уровня овладения орфографической грамотностью:

- абсолютная (умение пользоваться всеми действующими в настоящее время орфографическими правилами и писать все слова с непроверяемыми орфограммами);

- относительная (умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами и писать слова с непроверяемыми орфограммами по списку).

Цель реализуется в следующих задачах:

1.Познакомить уч-ся с орфографическими понятиями в рамках школьных понятий, орфографическими правилами;

2.На основе орфографической теории сформулировать орфографические умения;

3.Умение пользоваться орфографическими словарями.

Место изучения в школе.

Изучаются на протяжении 3 лет: в 5,6,7 классах. Изучаются не самостоятельным разделом, а рассредоточено в связи с изучением других разделов: фонетики, словообразовательной морфемики и морфологии.

Лингвистические основы.

Написание – звучащая речь на письме перед-ся с помощью знаков графических. Каждый графический знак, используемый в процессе письма называют написанным (н-р, еле-еле-7 знаков).

2 вида написания:

- опрел-е произношением – относятся звуки в сильной позиции, т.е. когда зв. Соответствует буква;

- неопредел-е произношением – определяются специальными правилами.

Орфография занимается написанием, которое не определяется произношением, и устанавливает их единообразное написание.

Орфограмма – написание не определяемое произношением. Это то или иное написание в слове или между слов, которое м.б. изображено 2,3 графическими знаками, из которых только 1 принят за правильный. (т(я,е,и)ж(ё,о)лый).

2 вида орфограммы: буквенная или небуквенная.

Буквенные: - орф.-глас. Буква: дома, - орф. –соглас. Буква: сказка, - орф. Ъ и ь: подъем; - большая или малая буква.

Небуквенные: - орфогр.-контакт (слитное), - орфогр.-пробел: не читал; - орф.-дефис.; - орфогр.-черточка: при переносе слов.

Вариантные(на одном и том же месте в слове может быть 2 правильных написания) и безвариантные (на одном и том же месте возможно 1 правильное написание) орфограммы.

Условия выбора орфограммы – некоторые особенности слова (фонетич., словообраз., морфол., синт. И семантич.), кот. в совокупности диктуют пишущему выбор правильного написания. Н-р, фонетич.: уд./безуд, наличие шипящего и ц; словообраз.: морфема, способ образования слова; морфологич.: части речи, морфологические признаки; синт-е: от места в предложении; семант.: от значения слова.

Орфрграфическое правило – краткая инструкция, в которой закрепляется норма и определяются условия выбора этой нормы.

Опознавательные признаки орфограммы – особые приметы, которые сигнализируют о необходимости применения правила.

Из всех названных понятий, учащиеся изучают понятия орфограммы, а всеми остальными пользуются только практически.

Принципы:

1.морфологический принцип основан на единообразном, независимым от произношения написания морфем (написание гласных и согласных в корне: сказка – сказать, написание в суффиксе: дубовый-липовый).

Из него вытекает методический принцип: сопоставление звуков слабой позиции со звуком сильной позиции в морфемах.

2.Фонетич.принцип – в соответствии с этим принципом фонетическое единство морфемы не сохраняется, т.е. гласные и согласные в словах пишутся в соответствии с произношением: -з и с на конце приставок: раз-, воз-: разбить – распилить; Ы после приставки на соглас.: имя – безымянный; Ы в суффиксах и окончониях после Ц: Куницын. Отсюда методический принцип: сопоставление звука и его фонетического окружения.

3.Традиционный принцип основан на историческом написании, т.е. по традиции. Основа написания: - непроверяемых гласных в слогах ЖИ, ШИ, ЧА/ЩА; - написание непроверяемых гласных в русских словах: корова; - непровер.глас. в иностранных словах: пейзаж; - написание непроверяемых согласных: футбол, вокзал. Отсюда вытекаетметодический принцип :организация спец.работы для запоминания написания этих слов.

Методика работы над орфографией.

Центральным понятием является понятие орфограммы. Знакомство происходит в 5 классе при изучении первого правила. Главное, что нужно показать учащимся – орфограмма связана с выбором одного из написаний. Учащихся надо познакомить с видами орфограммы(можно выполнить в виде таблиц: орфограмма и буква)

Этапы усвоения орфограммы:

1.Подготовка к восприятию орфограммы (актуализация знаний, необходимых для усвоения знаний)

2.зрительное восприятие слова с орфограммой (достаточное кол-во слов)

3.осознание сущности орфограммы (начинать с определения вида орфограммы, условия выбора орфограммы)

4.Формулировка орфографического правила (сначала самостоятельно)

5.запоминание правила (дать время, а потом вслух воспроизвести)

6.Воспроизведение правила 2,3 учащимися.

7.работа над образцом (это может быть анализ алгоритма, данного в учебнике или коллективное составление алгоритма применения правила).

Вопрос 7. Слово как основная номинативная единица языка. Лексическое значение слова и его структура. Типы лексических значений слов в русском языке. Методика проведения словарной работы на уроках русского языка.

Слово –основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.

Слово непосредственно связано с представлениями о реальной действительности, кот. затем становится основой разного рода понятий, называемых при помощи слов.

Треугольник Огдена-Ричардса

понятие

Слоговая структура ДРЯ к.10- нач.11 веков. - student2.ru

Пр.: крикун, ротан, горлец

Мотивация внутр.формы может быть словообразовательной: подберёзовик.

Семантической – значение слова, от кот. образовано. Пр.:Осёл как глупый человек, как животное.

Структура ЛЗ

Макрокомпоненты ЛЗ слова

ЛЗ большинства слов однородно по структуре и включает только денотативный макрокомпонент значения, это часть значения слова, отражающая в обобщённой форме предметы и явления внеязыковой действительности.

Денотат– всё, что существует в реальном мире.

Но некоторые слова имеют ещё коннотативный макрокомпонент значения – часть значения слова, связанная с отношением говорящего к предмету речи (эмоциональная оценка).

Пр.: книжонка денотативный макрокомпонент «маленькая книга», коннотативный «отрицательная оценка»+ «пренебрежение».

Понятие семы

Семемачленится на элементарные компоненты – семы.

Сема – минимальная предельная единица планосодержания.

Пр.: нитка «пряжа»+ «скрученная»+ «тонко».

Нельзя убрать ни одной семы, не изменив значения слова.

Иерархия сем

a) Семы денотативного макрокомпоненты значения

· Категориально-грамматические семы (КГС)

Самые общие семы грамматического хар-ра, хар-ны для всех слов одной части речи. Пр.: у всех глаг. КГС – действие, у всез прил. КГС – признак

· Лексико-грамматические семы (ЛГС)

Есть в ЛЗ слов одной части речи, но не явл. одинаковыми для всех этих слов.

Пр.: у сущ. конкретность (дом), абстрактность (доброта), вещественность (рожь), собирательность (человечество)

! У глаг. ЛСГ НЕ выявляется

· Архисема – собственно-лексическая сема, являющаяся главной, доминирующей, определяющей родовое понятие. Пр.: горький, сладкий, кислый – вкус

· Дифференциальные семы (ДС)

Это собственно лексические, но зависимые, подчинённые семы, с их помощью описываются различия единиц семантического поля, они определяют ВИДОВОЕ понятие.

Пр.: отец (мужск. Пол, ср. мать – ж.пол)

ДС – видовое уточнение архисемы, слово противостоит др. члена сем.

  • Потенциальные семы (ПС)

Семы, кот. не существенны при изолированном рассмотрении слова, но кот. могут актуализироваться во вторичных значениях слова или в его отдельных употреблениях. Пр.: На реке лёд прочный – трактор выдержит. ПС – тяжёлый предмет.

b) Коннотативные семы (КС)

  • Аллосема –оценка (положит/отрицат отношения говорящего)
  • Аллосема-эмоция(эмоц. отношение говорящего: ласкательное, пренебрежительное, бранное, шутливое)

Функ.-стил.хар-ка.

Межстилевые – нейтральные – могут употребляться во всех стилях: держать слово, под открытым небом.

Разговорные и просторечные исп-ся в разговорно-бытовой сфере общения: заморить червячка, черта с два.

Книжные – в книжной речи: глас вопиющего в пустыне.

Вопрос 15. Имя существительное как часть речи в современном русском языке. Типы склонения имен существительных в древнерусском языке. Образование современной системы склонения имен существительных. Принципы изучения морфологии в школе.

Имя сущ– это знам ч.речи, обозначающая предмет и выражающая это значение в словоизменительных категриях числа и падежа и внесловоизменит-ой категории рода.Частеречное значение – знач. предметности.

Синтаксич.признаки – в предлож. сущ. явл. одним из важнейшим компонентов, формирующих его предикат-ую основу.Чаще всего–ф-ция подлежащего и дополнения.Может выступать в ф-ии несогласован. опред-ия, обстоят-ва, именной части сказ-го (ученик (подл.) пишет, мой брат- студент, ученики собрались в классе,он смеется над своим товарищем. Грам. категории рода, числа, падежа – это морфолог-ие призн. сущ-го как ч/речи.

Деревационные признаки(с/образоват-ые)–подуктивные сп-бы с/образ-ния,при кот. образ-ся сущ.:

суффиксация, в т.ч. нулевая,

сп-б сложения- снегозадержание от снег задержание,

сложение с суф-ей- мореплаватель образовано от море, плавать + суф. –эль-,

аббревиация (БТИ- бюро технической инвентаризации, СГУ.

Префиксальный суффиксальный способ – антигриппин - анти+грипп+ин

Префиксальный способ- пригород- город при

Морфолого-синтаксический- заведующий -образ. от прич.

Лексико-грам-ие разряды – это подклассы данной ч/речи, кот. обладают общим семантич-м признаком, влияющим на спос-ть слов выражать те или иные морфолог-ие значения или вступать в противопоставления в пределах грам-их категорий. Некск-ко групп:

а)собственные и нарицат-ые,

б)конкретные, собират-ые, абстрактные, вещественные,

в)одуш-ые и неодуш-ые.

А) Имена нариц-ые служат обобщенными наименованиями однордных предметов, ( тарелка, телевизор, озеро), большая часть нариц-х сущ. имеют соотносит-ые формы числа (рука-руки).

Б) Имена собственные-ИС служат названиями единичных предметов, выделенных из ряда однородных (Россия, Альпы).Отличиесобств-х от нарицат-х:

1)ИС обычно не раскрывает признаки или св-во предметов (подснежник –под снегом),

2)для ИС хар-но полная или относительная произвольность первонач-го выбора,

3)для ИС хар-на непереводимость на др.яз. (фонетич. и морфолог-ие приспособления к языку)

4)ИС как правило не имеют антонимов

2 разряда ИС. 1р-д– имена, фамилия, прозвища, примыкают клички животных. 2р-д–географ. названия, примыкают названия улиц, площадей и т.д. Многие ИС образовались от ИН (виктории от победа, Белгоро от белый город). ИН преходят в ИС и могут становиться названиями отд-х предметов (г. Орел- птица орел). Грам-ой особенностью ИС явл-ся то, что они употребляются в форме какого-то одного числа: ед. или мн.(Урал, Жигули, Карпаты). Однако, если речь идет о ряде лиц или предметов с тождественными собств-ми именами, то изменения по числам имеет место (семья Ивановых). СИ всегда конкретны.

Слова женского рода

* а — продуктивное

*i — продуктивное

*u — непродуктивное

на согласный *r — непродуктивное.

Слова мужского рода

*o — продуктивное

*a — непродуктивное

*u — непродуктивное

*i — непродуктивное

на согласный *n — непродуктивное.

Слова среднего рода

*o — продуктивное

на согласный *n, *s, *t — непродуктивное

В современном русском литературном языке существует три продуктивных склонения – первое, второе, третье, которые объединили следующие бывшие типы склонений:

В I склонение входят слова с бывшей основой на *a (вода, девица Tc) и *u (буква);

во II склонение – с бывшей основой на *o (волк, отец, окно, море), *u (сын), *i (гость) и на согласный *n (камень), *s (чудо), *t (теленок);

в III склонение – с бывшей основой на *i (ночь), *u (церковь), *r (дочь).

В отдельных случаях слова не сразу переходили из непродуктивного в продуктивное склонение, а имели промежуточную ступень в своей истории. Так, слово день первоначально находилось в склонении на согласный * n. Это единственное существительное мужского рода, в словоформах которого не только в литературном языке, но и в диалектной речи долго удерживались старые окончания (ср. Р.–М. пад. дьне). Данное слово очень рано приобретает форму на –ень и совпадает по фонетическому облику и морфологической структуре со словами мужского рода с бывшей основой на *i, а потом вместе с этими словами перешло в основу на *o.

Давая характеристику того или иного существительного, для каждой словоформы нужно указывать, исконная ли она или новая. В исконных формах сохраняется окончание, бывшее в древнерусском языке изначально или пережившее фонетическое изменение (например, звук [h] совпал с [e]). Новыми называются формы, пережившие грамматические изменения.

Глагольные признаки

1-лексико -семантич. значения(имеет значение действия- улыбающийся ребенок; имеет общее с глаг. значение -делать, делающий;

2-словообраз-ый(образ-ся только на базе глаг. от тех же основ, что и спрягаемые формы –читать, читавший, читанный;

3-морфологич. (выражает признак перех-ти, неперех-ти- читать книгу - читающий книгу (переход-ть/неперех-ть сохраняется только в действит.прич., все страдат.причастия явл. неперех-ми ,обладает категориями вида, залога, времени, м.б. возвратными и невозвр.(обучающий, обучающийся).

4-синтаксич.(сп-бны сочет-ся с наречием- бегущий быстро; действит.причастие имеет один. с глаг. управление (рисующий картину), управл. страдат. причастий более узкое-они не м. иметь дополнений в форме В.п. без предлога (исполняющий песню =действит., исполненная песня = страдательное).

Признаки прилагательных

1. лексико -семантич. признаки: выражает значение динамического признака(лежащий больной, лежачий камень).

2. морфологич. (обладает категориями рода, числа, падежа; склоняется как прилагательное; м. иметь крат. форму -построен)

3. синтаксич.

а) вып-т синтакс-ую ф-цию определения и сказуемого в крат.форме: прочитанная книга -книга прочитана;

б) согласуется в роде, числе и падеже с сущ., к котор.отн-ся - сидеть у открытого окна- Р.п.,ед.ч., ср.р).

Категория времени:причастие имеет только 2 временные формы: настоящего и прошедшего. Формы времени связаны с видом глаголов.

Причастие НВ имеет обе формы: читающий, читавший. Причастие НВ обозначает действие как признак, совершающийся в настоящем: я вижу бегущего мальчика.

Причастие прош времени обозначает действие как признак, кот совершился в прошлом: студент, выступивший на конференции.

Временные значения причастных форм:

Причастия м. иметь как абсолютное, так и относительное время.

Абсолютное время: процесс – признак выражен в отношении к моменту речи. По мнению Шанского, Тихонова, причастные формы, находясь в оппозиции др. с др., обозначают абсолютное время, а выступая в отношениях с личным глаголом – относительное время.

1. Причастие наст времени выр-т одновременность по отношению к действию, кот выражено глаголом: Я видел студента Иванова, сдающего экзамен.

2. Причастие прош времени м. выражать:

А) прич-е СВ, значение предшествования (действие, назв-е в причаст. Произошло раньше др действия), н-р, По дорогам медленно двигалась группа отставших бойцов.

Б) прич-е НСВ выр-т как зн-е предшествования, так и значение одновременности, н-р, Вспомнились ему читанные(предшеств) в каком-то журнале стихи. Он смотрел на выступавшего (одновременности) оратора.

3. Времен-е значение краткого причастия выр-ся связкой. Небо (пропущена связка) покрыто тучами (было, будет).

Образование причастий Дел-ся на 2 разряда: - действительное и страдательное.

Действит. прич. называет активный признак по действию который производит сам предмет. (рисующий мальчик, пропавшая книга).

Страдат. прич. называет пассивный признак по действию, который испыт – т предмет(книга, читаемая учеником).

Состав причастных форм определяется видовым значением и переходности/непереходности гл.

Непереходность глагола не обр-т страдательных причастий, а гл СВ не образуют причастий наст.времени.

Образование причастий (таблица):

  1. Действит причастие наст времени обр-ся от гл НСВ, переходных; от гл НСВ, непереходных.
  2. Дейсвительные прич про вр – НСВ переходных, непереходных; СВ перех/неперех.
  3. Страдат прич наст времени – гл НСВ переходных (не от всех)
  4. Страд прич прош времени – гл НСВ переходных (не от всех) и СВ переходных.

Действ.прич.наст.врем.образ. от основы наст./буд вр.глаг. при помощи суф. -ущ- для 1 спряж, -ащ- для 2 спряж. От изобилующих глаг.возможно образ-ние вариантных

Наши рекомендации