Развитие речи. Речевое общение
Обучающийся научится:
• использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирать нужные слова и выражения;
• определять цели, тему, способы и результаты общения;
• контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации;
• расширять представление о речевом общении: ролевые отношения (кто и кому говорит), содержание речи и её словесное оформление (что и как говорится), цель и мотивы общения (зачем и почему говорится);
• составлять диалоги с использованием обращений и средств речевого этикета;
• использовать формулы речевого этикета, употребляемые в устной и письменной речи, в различных сферах общения (в школе, клубе, театре, дома и т. д.);
• составлять тексты определённого типа (описание, повествование, рассуждение) с учётом цели общения;
• писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием в них элементов рассуждения и описания;
• списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты (75—80 слов) с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных, безударные личные окончания глаголов).
Обучающийся получит возможность научиться:
• определять недостатки устного речевого общения (несвязность, многословие, логическая незавершённость, шаблонность и однообразие речи и др.);
• развивать диалогическую и связную монологическую речь.
Система языка
Фонетика, графика, орфография, лексика
Обучающийся научится:
• объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека;
• понимать роль письменности в истории человечества;
• систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова);
• делать звуко-буквенный анализ слов;
• находить в слове орфограмму и определять алгоритм её проверки;
• находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, многозначные слова;
• объяснять специфику устройства слова с помощью модели слова;
• пользоваться лингвистическими словарями (толковым, орфографическим, орфоэпическим, синонимов и антонимов).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
• разбирать слова (в том числе и сложные) по составу, выделяя корень, приставку, суффикс и окончание;
• объяснять написание частей слова.
Морфология
Обучающийся научится:
• различать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог; выделять их признаки (грамматические);
• доказывать принадлежность слова к определённой части речи.
Имя существительное
Обучающийся научится:
• определять 1, 2 и 3-е склонение имён существительных;
• верно писать падежные окончания имён существительных, применяя алгоритм (кроме существительных на -ия, -ие, -ий);
• разбирать имя существительное как часть речи, т. е. определять его начальную форму, род, склонение, падеж, число.
Обучающийся получит возможность научиться:
• употреблять в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род.
Имя прилагательное
Обучающийся научится:
• выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным;
• верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя алгоритм;
• разбирать имя прилагательное как часть речи, указывая его начальную форму, род, падеж, число.
Местоимение
Обучающийся научится:
• определять лицо, число и падеж личных местоимений;
• верно образовывать падежные формы личных местоимений;
• верно писать местоимения с предлогами;
• употреблять местоимения в собственной речи.
Глагол
Обучающийся научится:
• определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм;
• грамотно писать безударные личные окончания глаголов;
• определять время и число глагола, его род в прошедшем времени и лицо в настоящем и будущем;
• изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени;
• верно ставить глагол в начальную форму;
• обосновывать написание -тся и -ться в глаголах;
• писать мягкий знак (ь) после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа;
• верно писать окончания -о, -а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени;
• разбирать глагол как часть речи, указывая начальную (неопределённую) форму, спряжение, время, число, лицо в настоящем и род в прошедшем времени.
Имя числительное
Обучающийся получит возможность научиться:
• объяснять различия функций количественных и порядковых числительных;
• употреблять числительные в речи.
Наречие
Обучающийся получит возможность научиться:
• определять грамматические особенности наречий (неизменяемость);
• находить наречия в предложении;
• распространять предложения наречиями.
Служебные части речи
Обучающийся научится:
• объяснять различия предлогов, союзов и частиц (элементарные примеры);
• верно писать их с другими частями речи.
Синтаксис
Словосочетание
Обучающийся научится:
• выделять словосочетание в предложении;
• определять связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова в словосочетании.
Обучающйся получит возможность научиться:
•составлять словосочетания разных типов;
• распространять предложения словосочетаниями.
Предложение
Обучающийся научится:
• проводить разбор предложения, выделять главные и второстепенные члены предложения;
• находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания;
• сравнивать простые и сложные предложения;
• ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях.
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить в предложении обращение, ставить знаки препинания при обращении.
Текст
Обучающийся научится:
• распознавать типы текста: повествование, рассуждение, описание;
• определять принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи;
• озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль;
• составлять план текста, делить текст на части, составлять собственные тексты разных типов.