Р Составление предложений с данными словами
№ 2 Тема «Дом, квартира» Задачи:
— формировать у детей систему представлений и знаний о жилище человека и его частях, о квартире;
— учить составлять рассказ на заданную тему с использованием картинок-символов;
— учить дошкольников подбирать прилагательные к существительным, согласовывать их в числе и роде;
— учить детей составлять предложения по двум предметным картинкам Р Развитие навыка диалога. Работа с иллюстрацией(рис. 82)—Рассмотрите картинку, ответьте на вопросы:
1. Что делают дедушка и бабушка?
2. Из чего они пьют чай?
3. Что стоит на столе?
4. Что стоит на шкафу?
5. Что делают мальчики? Л Повторение пройденного. Игра с мячом «Что есть в доме?»
—Передавайте друг другу мяч и называйте части дома. Кто задержит мяч и не назовет слово — тот проиграл.
КРЫША ПОДЪЕЗД ЛИФТ ТРУБА ОКНА ЛЕСТНИЦА ДВЕРЬ КРЫЛЬЦО
БАЛКОН СТЕНЫ ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА и т. д.
Л формирование представлений и знанийо жилище человека—Посмотрите на макет. Это квартира. В квартире живет семья. Кто это? (Папа, мама, дети.)
— Скажите, какие комнаты должны быть в квартире, чтобы семье было удобно в ней жить?
— В какой комнате мама готовит еду? В какой комнате вся семья кушает? Какэта комната называется? КУХНЯ
— Давайте посмотрим, что есть на кухне. Это... ГАЗОВАЯ ПЛИТА.
— Для чего она нужна?
— А раковина с водой для чего?
— Какая мебель есть на кухне?
— Какая посуда есть на кухне?
— В какой комнате в квартире спят? Как она называется? СПАЛЬНЯ
— Какая мебель есть в спальне?
— В какой комнате спят и играют дети? В ДЕТСКОЙ
— Расскажите, что есть в детской комнате. Для чего нужны шкаф, кровать, письменный стол?
— Почему эта комната так называется?
— В какой комнате мы моем руки, купаемся, стираем белье? В ВАННОЙ
— Назовем все, что есть в ванной комнате.
ВАННА РАКОВИНА ПОЛОЧКА ЗЕРКАЛО СУШИЛКА ДЛЯ БЕЛЬЯ
ВЕШАЛКА ДЛЯ ПОЛОТЕНЕЦ СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА и т. д.
— В ванной комнате стоит какая-нибудь мебель? Почему?
— Какая по размеру эта комната? (Маленькая.)
—Как называется еще одна маленькая комната рядом с ванной? (ТУАЛЕТ.)
—Как называется самая большая комната в квартире? (ГОСТИНАЯ или ЗАЛ.)
— Что мы делаем в этой комнате? Какая там мебель?
— Когда входишь в квартиру, то попадаешь в комнату, в которой все раздеваются, снимают обувь, причесываются.
Эта комната — ПРИХОЖАЯ.
— Покажите на макете все комнаты, о которых мы говорили. Назовите все комнаты в квартире.
- Куда ведёт дверь из комнаты? ( НА БАЛКОН)
- БАЛКОН – это комната? (нет).
– Посчитайте сколько комнат в квартире. - Гостиная, спальня, детская- это ЖИЛЫЕ КОМНАТЫ.Г Образование прилагательных от числительных и существительных—Квартира, в которой только одна жилая комната, называется так: ОДНОКОМНАТНАЯ КВАРТИРА
— Как назвать квартиру из двух комнат (из трех, из четырех комнат)?
— Я буду говорить, сколько комнат в квартире, а вы говорите, как такую квартиру можно назвать.
— Узнайте, какая комната изображена на рисунке. Р Составление рассказа «Наша квартира» по схеме (рис. 83) —Расскажите, в какой квартире вы живете. Не забудьте рассказать: сколько комнат, для чего они нужны, какая мебель в них стоит, кто живет в квартире вместе с вами. Используйте для составления рассказа схему.
1. СКОЛЬКО КОМНАТ В КВАРТИРЕ?
2. КАКИЕ КОМНАТЫ В КВАРТИРЕ?
3. КТО ЖИВЕТ В КВАРТИРЕ?
4. КАК ВЫГЛЯДИТ КУХНЯ?
5. КАК ВЫГЛЯДИТ ГОСТИНАЯ?
6. ЧТО ЕЩЕ ТЫ ХОЧЕШЬ СКАЗАТЬ О КВАРТИРЕ? Л Г Подбор прилагательных к существительным и согласование их в роде—Кто подберет больше слов, отвечающих на вопрос КАКАЯ? КАКОЙ? КАКОЕ?
КВАРТИРА — НОВАЯ, БОЛЬШАЯ, СВЕТЛАЯ, ЧИСТАЯ, УЮТНАЯ, СТАРАЯ и т. д.
ОКНО—БОЛЬШОЕ, ОТКРЫТОЕ, ЗАКРЫТОЕ, МАЛЕНЬКОЕ, РАЗБИТОЕ и т. д
ЛЕСТНИЦА — ТЕМНАЯ, КРУТАЯ, ВЫСОКАЯ, ШИРОКАЯ, СТАРАЯ, ВЕТХАЯ, СЛОМАННАЯ и т. д.
БАЛКОН—... РСоставление предложений по двум предметным картинкам
— На доске картинки. Выберите из них любые две и составьте с этими словами предложение.
ЗАНЯТИЕ «Город».
Тема«Город» Задачи:
—формировать у детей понятие «город», показать отличие города от деревни; —учить образовывать сложные прилагательные с составной частью «-этажный»;
— учить дошкольников образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.
П Развитие зрительного восприятия, наблюдательности—Посчитайте, сколько этажей в этом доме. (Рис. 84.)
— Сколько окон на каждом этаже?
— В скольких окнах на каждом этаже горит свет?
— Сколько окон темных?
Л Г Р Формирование представлений и знаний о городе
—Где мы живем? (В городе.) Как называется наш город?
— Какие еще города вы знаете? (Ответ детей.)
— Как вы думаете, наш город большой?
— Где живет ваша бабушка? (В деревне.)
— Деревня похожа на город?
— Рассмотрите картинки и догадайтесь, на какой изображен город, а на какой — деревня. Что вы видите на каждой из картинок? (Рис. 85.)
Рис. 85
— Давайте сравним город и деревню. Будем использовать картинки-символы и маленькое слово А. (Рис. 86.)
1. ДОМА. (В городе дома высокие, многоэтажные, а в деревне — одноэтажные, деревянные.)
2. ЛЮДИ. {В городе живет много людей, а в деревне — мало.)
3. ТРАНСПОРТ. (В городе на улицах много машин, автобусов, троллейбусов, а в деревне машин мало.)
4. ЖИВОТНЫЕ. {В городе кошки и собаки живут в квартире хозяина, а в деревне домашние животные живут в сарае.)
5. УЧРЕЖДЕНИЯ. {В городе много магазинов, школ, детских садов, а в деревне...)
6. ОГОРОД, САД. (В городе есть парки и скверы, а в деревне возле каждого дома есть сад и огород.) И т. д.