Л Обогащение глагольного словаря. Подбор глаголов-звукоподражаний

—Сегодня в сказочном лесу мы слушали голоса птиц. Каждая птица умеет петь свою песенку, и эти песни по-разному называются. Как поет во­робей? Сорока? Ворона? Сейчас вы превратитесь в птиц, и каждая споет нам свою песенку. А мы скажем, как эта песня называется.

Воробей: ЧИК-ЧИРИК — ЧИРИКАЕТ Синица: Ц-Ц-Ц-Ц-Ц — ЦОКАЕТ Ворона: КАР-КАР — КАРКАЕТ

Сорока: ТС-ТС-ТС — СТРЕКОЧЕТ Дятел: ТУК-ТУК — СТУЧИТ Кукушка: КУ-КУ — КУКУЕТ

№ 2 Тема«Птицы» Задачи:

— закреплять представления и знания детей о зимующих птицах, об их образе жизни;

— обогащать предметный словарь названиями частей тела птиц;

— учить детей составлять описательный рассказ о птицах;

—упражнять детей в образовании и использовании в активной речи фор­мы родительного падежа существительных. Л ? Формирование представлений о зимующих птицах

— Один мальчик в выходной день ездил со своим папой за город. Когда его спросили о том, что он видел в лесу, мальчик рассказал так.

ДЕНЬ БЫЛ СОЛНЕЧНЫЙ, НО ХОЛОДНЫЙ. ДЕРЕВЬЯ СТОЯЛИ ГО­ЛЫЕ. ВОЗДУХ В ЛЕСУ БЫЛ ЧИСТЫЙ И СВЕЖИЙ. БЫЛО ОЧЕНЬ ТИХО. НЕ БЫЛО СЛЫШНО ПТИЧЬЕГО ПЕНИЯ.

— В какое время года мальчик побывал в лесу?

— Как вы догадались?

— Почему в лесу было тихо, не пели птицы?

— Почему птицы осенью улетают в теплые края?

— Все ли птицы улетают?

— Найдите среди картинок изображения тех птиц, которые остаются у нас зимовать. {Рис. 65.)

Л Обогащение глагольного словаря. Подбор глаголов-звукоподражаний - student2.ru

Рис. 65

— Как можно назвать таких птиц, которые не улетают на зиму на ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

— Давайте еще раз назовем зимующих птиц.

Кто помогает птицам пережить холодную и голодную зиму? Как люди это делают?

— А вы подкармливаете птиц зимой?

Л Р Рассматривание чучела птицы, называние частей тела пти­цы. Обогащение предметного словаря

Л Обогащение глагольного словаря. Подбор глаголов-звукоподражаний - student2.ru Давайте покажем и назо­вем части тела птицы. (Рис. 66.) Kакая это птица? (Воробей.)

- Воробей — это зимующая птицаили она улетает на юг?

— Смотрите на чучело и отвечайте на мои вопросы:

1. Как называется эта птица?

2. Она большая или маленькая?

3. Какого цвета у ней перья?

4. Какой клюв?

5. Какой хвост?

6. Какие лапки?

— Будем рассказывать о птицах. Вам помогут схемы-символы. На столе оборотной стороной вверх разложены картинки с изображения­ми птиц. Каждый ребенок берет одну из них.

Л Обогащение глагольного словаря. Подбор глаголов-звукоподражаний - student2.ru

Л Обогащение глагольного словаря. Подбор глаголов-звукоподражаний - student2.ru 1.КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПТИЦА?

2.КАКАЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ?

3. КАКИЕ ПЕРЬЯ?

4. КАКОЙ КЛЮВ?

5.КАКОЙ ХВОСТ?

6.КАКИЕ ЛАПКИ?

Л Обогащение глагольного словаря. Подбор глаголов-звукоподражаний - student2.ru

— Сейчас расскажем о тех же птицах, только по-другому. Вам снова по­могут схемы-символы.

1.КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПТИЦА?

2.КАК ВЫГЛЯДИТ?

3.ЧЕМ ПИТАЕТСЯ?

4.ГДЕ ЖИВЕТ?

5.КАК ПОДАЕТ ГОЛОС?

6.КАК ЗИМУЕТ?

7. ЧТО ЕЩЕ ТЫ ЗНАЕШЬ ОБ ЭТОЙ ПТИЦЕ? Г Образование формы родительного падежа существительных. Закрепление глаголов, образованных от звукоподражаний

— Дети повесили во дворе детского сада кормушку для птиц. Прилете­ли к кормушке птицы. Смотрите на фланелеграф и говорите, какие это птицы. Помните, что их было много. БЫЛО МНОГО ВОРОН БЫЛО МНОГО СИНИЦ и т. д.

— Птицам очень понравился обед. Они поблагодарили детей. Как?
ВОРОНЫ ЗАКАРКАЛИ ГОЛУБИ ЗАВОРКОВАЛИ
ВОРОБЬИ ЗАЧИРИКАЛИ СОРОКИ ЗАСТРЕКОТАЛИ и т. д.

№ 3 Тема «Птицы» Задачи:

— формировать у детей представления и знания о перелетных птицах, их образе жизни;

—упражнять в образовании формы родительного падежа существительных; —учить дошкольников составлять описательный рассказ с опорой на кар­тинки-символы;

—совершенствовать диалогическую речь в процессе ответов на вопросы. Л Уточнение представлений детей о птицах

— Каких птиц мы называем зимующими?

СОРОКА ВОРОНА СНЕГИРЬ ВОРОБЕЙ СИНИЦА ДЯТЕЛ ГОЛУБЬ и т. д.

— Отгадайте загадки, найдите отгадки на картинках, положите фишку на картинку-отгадку.

ВИДАЛИ ВЫ ЕГО НЕ РАЗ, ПУСТЬ Я ПТИЧКА-НЕВЕЛИЧКА,

ОН СКАЧЕТ В ДВУХ ШАГАХ ОТ ВАС. У МЕНЯ, ДРУЗЬЯ, ПРИВЫЧКА:
«ЧИК-ЧИРИК, ЧИК-ЧИРИК!» — КАК НАСТУПЯТ ХОЛОДА,

КТО К ЭТОЙ ПЕСЕНКЕ ПРИВЫК? (Воробей.) ПРЯМО С СЕВЕРА — СЮДА. (Снегирь.)

НА ГОЛОМ СУКУ СИДИТ НЕ ДРОВОСЕК, НЕ ПЛОТНИК,

НА ВЕСЬ ДВОР КРИЧИТ: А ПЕРВЫЙ В ЛЕСУ РАБОТНИК. (Дятел.)
«КАР-КАР-КАР!» (Ворона.)

КАК ТРЕЩОТКА ПТИЦА ЭТА, ОДНОГО С БЕРЕЗОЙ ЦВЕТА. (Сорока.)

— Канне из этих птиц зимующие?

— Не все птицы могут пережить холодную и голодную зиму. Многие уле­тают зимовать в теплые края. Кто знает таких птиц? Назовите. АИСТ ГРАЧ СКВОРЕЦ ЛАСТОЧКА и т. д.

— Как мы называем таких птиц? ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

— Почему им дали такое название?

— Когда перелетные птицы улетают в теплые края?

—Посмотрите на картинку. Это осень. Птицы готовятся к перелету. Они не летят поодиночке. Птицы собираются в стаи, а потом все вместе улетают на юг. Г Образование формы родительного падежа множественного числа существительных и относительных прилагательных

— Вптичьей стае всегда много птиц. И птичьих стай тоже много: в одной стае — ласточки, в другой — скворцы, в третьей — грачи. Закончите предло­жения, вставляя вместо картинки слово. (Рис. 69.)

Л Обогащение глагольного словаря. Подбор глаголов-звукоподражаний - student2.ru

Л Г Построение распространенного предложения при ответе на вопросы

— Когда перелетные птицы возвращаются к нам из жарких стран?

— Какие птицы возвращаются первыми? - Что делают перелетные птицы весной? (Вьют гнезда, высиживают птенцов.)

— Из чего они вьют гнезда? (Из пушинок, веточек, палочек и т. д.)

— Что птицы откладывают в гнезда?

- Птенцы хоть и маленькие, но очень прожорливые. Птицы-родители це­лый день ловят для своих деток жуков, мошек и других насекомых.

— Не все птицы сами делают себе гнезда. Некоторые любят селиться в гото­вых домиках. Как называется такой домик?

СКВОРЕЧНИК

— Кто его сделал?

— Какие птицы любят жить в скворечниках?

— Когда птенцы подрастают, птицы учат их летать К осени молодые птицы могут самостоятельно летать и добывать себе пищу. Они готовы ле­теть в теплые края. Р Составление описательного рассказа о перелетных птицах

—Достаньте из моей волшебной коробочки картинку. Расскажите о той птице, которую вы видите. Вам будут помогать схемы-символы. (Рис. 70.)

Л Обогащение глагольного словаря. Подбор глаголов-звукоподражаний - student2.ru

1. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПТИЦА?

2. КАК ВЫГЛЯДИТ?

3. ЗИМУЮЩАЯ ИЛИ ПЕРЕЛЕТНАЯ?

4. ГДЕ ЖИВЕТ?

5. ЧЕМ ПИТАЕТСЯ?

6. КАК ПОДАЕТ ГОЛОС?

7. ЧТО ЕЩЕ ТЫ ЗНАЕШЬ ОБ ЭТОЙ ПТИЦЕ?

— Могут ли птицы жить в домах людей? (Да, в клетке.)

— Какие это птицы? (Попугай, канарейка.) ПЕВЧИЕ ПТИЦЫ

—У кого дома живут певчие птицы? Почему они так называются? Г Употребление падежных конструкций с предлогами. Игра с мячом

—Ябуду говорить предложение и бросать вам мяч. Ловите его, если я ска­жу предложение правильно. Если в моем предложении ошибка—исправьте ее.

ГРАЧ ВЫЛЕТЕЛ НА ГНЕЗДО КОРМУШКУ ПОВЕСИЛИ ЗА ОКНО ЛАСТОЧКА СИДИТ В ДЕРЕВЕ СКВОРЕЦ УВИДЕЛ ЖУКА НА ВЕТКЕ ДЕТИ СМОТРЯТ НА ОКНО НА ПТИЦ и т. д

№ 4 Тема «Птицы» Задачи:

— активизировать представления и знания детей о птицах;

- упражнять дошкольников в подборе прилагательных и согласовании их с существительными в роде, числе и падеже;

— учить пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу;

- формировать навык образования формы множественного числа суще­ствительных и согласования числительных с существительными. Л ? Активизация представлений и знаний детей о птицах

— Какую пользу приносят птицы?

- Каких птиц вы знаете? Будем передавать друг другу палочку-выруча­лочку и называть птиц.

— Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?

— Назовите зимующих птиц. Как они приспособились переносить суро­вые зимы?

— Как называются птицы, которые улетают зимовать в теплые края?

— Назовите перелетных птиц.

— Девочка Марина решила покормить зимой птиц. Она насыпала в кор­мушку хлебных крошек, положила кусочек сала и веточку рябины. Какие из нарисованных на картинке птиц могли бы прилететь полакомиться угощени­ем, а какие — нет?

(Объяснить значение словосочетания ПОЛАКОМИТЬСЯ УГОЩЕНИЕМ.)

Л Обогащение глагольного словаря. Подбор глаголов-звукоподражаний - student2.ru

Рис. 71

— Почему?

Г Образование формы множественного числа существительных. Согласование числительных с существительными

Используется макет «Окно».

—Посмотрим в окошко и посчитаем, сколько птиц во дворе.

ДЕСЯТЬ ЛАСТОЧЕК ТРИ ЛАСТОЧКИ

ДВЕ СИНИЦЫ ЧЕТЫРЕ ГОЛУБЯ и т. д.

— Если прилетят еще ТРИ СИНИЦЫ, сколько их будет?

— Если прилетят ПЯТЬ ЛАСТОЧЕК, сколько всего их будет?

— Если прилетят ДВА ГОЛУБЯ, будет...

— ДВЕ СИНИЦЫ улетели. Сколько осталось?

— Улетел ОДИН ГОЛУБЬ. Сколько осталось? и т. д.
Все действия иллюстрируются.

Наши рекомендации