Л Обогащение глагольного словаря. Подбор глаголов-звукоподражаний
—Сегодня в сказочном лесу мы слушали голоса птиц. Каждая птица умеет петь свою песенку, и эти песни по-разному называются. Как поет воробей? Сорока? Ворона? Сейчас вы превратитесь в птиц, и каждая споет нам свою песенку. А мы скажем, как эта песня называется.
Воробей: ЧИК-ЧИРИК — ЧИРИКАЕТ Синица: Ц-Ц-Ц-Ц-Ц — ЦОКАЕТ Ворона: КАР-КАР — КАРКАЕТ
Сорока: ТС-ТС-ТС — СТРЕКОЧЕТ Дятел: ТУК-ТУК — СТУЧИТ Кукушка: КУ-КУ — КУКУЕТ
№ 2 Тема«Птицы» Задачи:
— закреплять представления и знания детей о зимующих птицах, об их образе жизни;
— обогащать предметный словарь названиями частей тела птиц;
— учить детей составлять описательный рассказ о птицах;
—упражнять детей в образовании и использовании в активной речи формы родительного падежа существительных. Л ? Формирование представлений о зимующих птицах
— Один мальчик в выходной день ездил со своим папой за город. Когда его спросили о том, что он видел в лесу, мальчик рассказал так.
ДЕНЬ БЫЛ СОЛНЕЧНЫЙ, НО ХОЛОДНЫЙ. ДЕРЕВЬЯ СТОЯЛИ ГОЛЫЕ. ВОЗДУХ В ЛЕСУ БЫЛ ЧИСТЫЙ И СВЕЖИЙ. БЫЛО ОЧЕНЬ ТИХО. НЕ БЫЛО СЛЫШНО ПТИЧЬЕГО ПЕНИЯ.
— В какое время года мальчик побывал в лесу?
— Как вы догадались?
— Почему в лесу было тихо, не пели птицы?
— Почему птицы осенью улетают в теплые края?
— Все ли птицы улетают?
— Найдите среди картинок изображения тех птиц, которые остаются у нас зимовать. {Рис. 65.)
Рис. 65
— Как можно назвать таких птиц, которые не улетают на зиму на ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
— Давайте еще раз назовем зимующих птиц.
Кто помогает птицам пережить холодную и голодную зиму? Как люди это делают?
— А вы подкармливаете птиц зимой?
Л Р Рассматривание чучела птицы, называние частей тела птицы. Обогащение предметного словаря
Давайте покажем и назовем части тела птицы. (Рис. 66.) Kакая это птица? (Воробей.)
- Воробей — это зимующая птицаили она улетает на юг?
— Смотрите на чучело и отвечайте на мои вопросы:
1. Как называется эта птица?
2. Она большая или маленькая?
3. Какого цвета у ней перья?
4. Какой клюв?
5. Какой хвост?
6. Какие лапки?
— Будем рассказывать о птицах. Вам помогут схемы-символы. На столе оборотной стороной вверх разложены картинки с изображениями птиц. Каждый ребенок берет одну из них.
1.КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПТИЦА?
2.КАКАЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ?
3. КАКИЕ ПЕРЬЯ?
4. КАКОЙ КЛЮВ?
5.КАКОЙ ХВОСТ?
6.КАКИЕ ЛАПКИ?
— Сейчас расскажем о тех же птицах, только по-другому. Вам снова помогут схемы-символы.
1.КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПТИЦА?
2.КАК ВЫГЛЯДИТ?
3.ЧЕМ ПИТАЕТСЯ?
4.ГДЕ ЖИВЕТ?
5.КАК ПОДАЕТ ГОЛОС?
6.КАК ЗИМУЕТ?
7. ЧТО ЕЩЕ ТЫ ЗНАЕШЬ ОБ ЭТОЙ ПТИЦЕ? Г Образование формы родительного падежа существительных. Закрепление глаголов, образованных от звукоподражаний
— Дети повесили во дворе детского сада кормушку для птиц. Прилетели к кормушке птицы. Смотрите на фланелеграф и говорите, какие это птицы. Помните, что их было много. БЫЛО МНОГО ВОРОН БЫЛО МНОГО СИНИЦ и т. д.
— Птицам очень понравился обед. Они поблагодарили детей. Как?
ВОРОНЫ ЗАКАРКАЛИ ГОЛУБИ ЗАВОРКОВАЛИ
ВОРОБЬИ ЗАЧИРИКАЛИ СОРОКИ ЗАСТРЕКОТАЛИ и т. д.
№ 3 Тема «Птицы» Задачи:
— формировать у детей представления и знания о перелетных птицах, их образе жизни;
—упражнять в образовании формы родительного падежа существительных; —учить дошкольников составлять описательный рассказ с опорой на картинки-символы;
—совершенствовать диалогическую речь в процессе ответов на вопросы. Л Уточнение представлений детей о птицах
— Каких птиц мы называем зимующими?
СОРОКА ВОРОНА СНЕГИРЬ ВОРОБЕЙ СИНИЦА ДЯТЕЛ ГОЛУБЬ и т. д.
— Отгадайте загадки, найдите отгадки на картинках, положите фишку на картинку-отгадку.
ВИДАЛИ ВЫ ЕГО НЕ РАЗ, ПУСТЬ Я ПТИЧКА-НЕВЕЛИЧКА,
ОН СКАЧЕТ В ДВУХ ШАГАХ ОТ ВАС. У МЕНЯ, ДРУЗЬЯ, ПРИВЫЧКА:
«ЧИК-ЧИРИК, ЧИК-ЧИРИК!» — КАК НАСТУПЯТ ХОЛОДА,
КТО К ЭТОЙ ПЕСЕНКЕ ПРИВЫК? (Воробей.) ПРЯМО С СЕВЕРА — СЮДА. (Снегирь.)
НА ГОЛОМ СУКУ СИДИТ НЕ ДРОВОСЕК, НЕ ПЛОТНИК,
НА ВЕСЬ ДВОР КРИЧИТ: А ПЕРВЫЙ В ЛЕСУ РАБОТНИК. (Дятел.)
«КАР-КАР-КАР!» (Ворона.)
КАК ТРЕЩОТКА ПТИЦА ЭТА, ОДНОГО С БЕРЕЗОЙ ЦВЕТА. (Сорока.)
— Канне из этих птиц зимующие?
— Не все птицы могут пережить холодную и голодную зиму. Многие улетают зимовать в теплые края. Кто знает таких птиц? Назовите. АИСТ ГРАЧ СКВОРЕЦ ЛАСТОЧКА и т. д.
— Как мы называем таких птиц? ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
— Почему им дали такое название?
— Когда перелетные птицы улетают в теплые края?
—Посмотрите на картинку. Это осень. Птицы готовятся к перелету. Они не летят поодиночке. Птицы собираются в стаи, а потом все вместе улетают на юг. Г Образование формы родительного падежа множественного числа существительных и относительных прилагательных
— Вптичьей стае всегда много птиц. И птичьих стай тоже много: в одной стае — ласточки, в другой — скворцы, в третьей — грачи. Закончите предложения, вставляя вместо картинки слово. (Рис. 69.)
Л Г Построение распространенного предложения при ответе на вопросы
— Когда перелетные птицы возвращаются к нам из жарких стран?
— Какие птицы возвращаются первыми? - Что делают перелетные птицы весной? (Вьют гнезда, высиживают птенцов.)
— Из чего они вьют гнезда? (Из пушинок, веточек, палочек и т. д.)
— Что птицы откладывают в гнезда?
- Птенцы хоть и маленькие, но очень прожорливые. Птицы-родители целый день ловят для своих деток жуков, мошек и других насекомых.
— Не все птицы сами делают себе гнезда. Некоторые любят селиться в готовых домиках. Как называется такой домик?
СКВОРЕЧНИК
— Кто его сделал?
— Какие птицы любят жить в скворечниках?
— Когда птенцы подрастают, птицы учат их летать К осени молодые птицы могут самостоятельно летать и добывать себе пищу. Они готовы лететь в теплые края. Р Составление описательного рассказа о перелетных птицах
—Достаньте из моей волшебной коробочки картинку. Расскажите о той птице, которую вы видите. Вам будут помогать схемы-символы. (Рис. 70.)
1. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПТИЦА?
2. КАК ВЫГЛЯДИТ?
3. ЗИМУЮЩАЯ ИЛИ ПЕРЕЛЕТНАЯ?
4. ГДЕ ЖИВЕТ?
5. ЧЕМ ПИТАЕТСЯ?
6. КАК ПОДАЕТ ГОЛОС?
7. ЧТО ЕЩЕ ТЫ ЗНАЕШЬ ОБ ЭТОЙ ПТИЦЕ?
— Могут ли птицы жить в домах людей? (Да, в клетке.)
— Какие это птицы? (Попугай, канарейка.) ПЕВЧИЕ ПТИЦЫ
—У кого дома живут певчие птицы? Почему они так называются? Г Употребление падежных конструкций с предлогами. Игра с мячом
—Ябуду говорить предложение и бросать вам мяч. Ловите его, если я скажу предложение правильно. Если в моем предложении ошибка—исправьте ее.
ГРАЧ ВЫЛЕТЕЛ НА ГНЕЗДО КОРМУШКУ ПОВЕСИЛИ ЗА ОКНО ЛАСТОЧКА СИДИТ В ДЕРЕВЕ СКВОРЕЦ УВИДЕЛ ЖУКА НА ВЕТКЕ ДЕТИ СМОТРЯТ НА ОКНО НА ПТИЦ и т. д
№ 4 Тема «Птицы» Задачи:
— активизировать представления и знания детей о птицах;
- упражнять дошкольников в подборе прилагательных и согласовании их с существительными в роде, числе и падеже;
— учить пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу;
- формировать навык образования формы множественного числа существительных и согласования числительных с существительными. Л ? Активизация представлений и знаний детей о птицах
— Какую пользу приносят птицы?
- Каких птиц вы знаете? Будем передавать друг другу палочку-выручалочку и называть птиц.
— Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
— Назовите зимующих птиц. Как они приспособились переносить суровые зимы?
— Как называются птицы, которые улетают зимовать в теплые края?
— Назовите перелетных птиц.
— Девочка Марина решила покормить зимой птиц. Она насыпала в кормушку хлебных крошек, положила кусочек сала и веточку рябины. Какие из нарисованных на картинке птиц могли бы прилететь полакомиться угощением, а какие — нет?
(Объяснить значение словосочетания ПОЛАКОМИТЬСЯ УГОЩЕНИЕМ.)
Рис. 71 |
— Почему?
Г Образование формы множественного числа существительных. Согласование числительных с существительными
Используется макет «Окно».
—Посмотрим в окошко и посчитаем, сколько птиц во дворе.
ДЕСЯТЬ ЛАСТОЧЕК ТРИ ЛАСТОЧКИ
ДВЕ СИНИЦЫ ЧЕТЫРЕ ГОЛУБЯ и т. д.
— Если прилетят еще ТРИ СИНИЦЫ, сколько их будет?
— Если прилетят ПЯТЬ ЛАСТОЧЕК, сколько всего их будет?
— Если прилетят ДВА ГОЛУБЯ, будет...
— ДВЕ СИНИЦЫ улетели. Сколько осталось?
— Улетел ОДИН ГОЛУБЬ. Сколько осталось? и т. д.
Все действия иллюстрируются.