Потребности личности, их классификация и реализация
Потребность – явно осознаваемое ощущение нехватки чего-либо. Иметь потребность значит испытывать внутреннее состояние нужды в чем-то. В контексте изучаемой нами дисциплины потребности рассматриваются как внутренние побудительные мотивы, приводящие к их физическому воплощению в виде реальных действий.
Потребности касаются самых разных сторон человеческой жизни.
Существует множество способов классификации человеческих потребностей, опираясь на различные основания. Так, один из наиболее очевидных и важных с точки зрения психологии управления персоналом – разделение всех потребностей на первичные (физиологические) и вторичные (психологические).
Первичные потребности характеризуют человека как биологическое существо. Они определяют физиологическое функционирование человека:
• потребности в пище и питье;
• потребность в дыхании;
• потребность в защите от воздействия окружающей среды (например, жары или холода, палящих солнечных лучей и пр.);
• потребность в сне;
• сексуальные потребности; и пр.
Данные потребности заложены в человека генетически, поэтому свойственны всем без исключения. В силу физиологических особенностей лишь несколько различается их индивидуальная мера. Как правило, люди явно осознают свои потребности такого рода и стремятся удовлетворить их по мере возникновения.
Вторичные потребности выступают результатом приобретенного индивидуального опыта. Они формируются па протяжении всей жизни человека и различаются весьма значительно. ХарольдМеррей (Гарвард) предлагает список потребностей из 20 пунктов, который полностью может быть отнесен к вторичным потребностям:
1) доминантность – стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
2) агрессия – стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
3) поиск дружеских связей – стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
4) отвержение других – стремление отвергнуть попытки сближения;
5) автономия – стремление освободиться от всяких ограничений – опеки, режима, порядка и пр.;
6) пассивное повиновение – подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
7) потребность в уважении и поддержке;
8) потребность достижения – стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;
9) потребность быть в центре внимания;
10) потребность игры – предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
11) эгоизм (нарциссизм) – стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
12) социальность (социофилия) – забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
13) потребность поиска покровителя – ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
14) потребность оказания помощи;
15) потребность избежать наказания – сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
16) потребность самозащиты – трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
17) потребность преодоления поражения, неудачи – отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
18) потребность избежать опасности;
19) потребность порядка – стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
20) потребность суждения – стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность "вечными вопросами"; и пр.
Важность этого списка для тех, кто работает в сфере управления персоналом, заключается в том, что большинство этих пунктов удовлетворяется человеком на рабочем месте, в процессе сто профессиональной деятельности. Следовательно, манипулирование удовлетворением потребностей сотрудников дает возможность влиять на их мотивацию и управлять их производительностью.