Модели (типы) дистанционного обучения
Кейс-технология
В начале обучения, после сдачи предварительных тестов и составления индивидуального плана, каждый учащийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, набор мультимедиа-энциклопедий и обучающих программ на CD-ROM, аудио- и видеокассетах, а также рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания.
Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по телефону, факсу или электронной почте. По этим же каналам в учебный центр отправляются результаты тестирования и выполнения практических заданий. Два-три раза в неделю, обучающиеся по однотипным программам, собираются вместе для участия в семинарах, групповых занятиях или рубежного контроля. По окончании обучения лица, успешно сдавшие выпускные экзамены и защитившие выпускные квалификационные работы, получают соответствующие документы об образовании.
Достоинства кейс-технологии:
- проработанность методик
- большой опыт ее практического применения в дистанционном обучении
Интернет-технология
Обеспечение обучающихся учебными и учебно-методическими материалами, связь между обучающимися и обучающими, а также управление обучением осуществляются с использованием современных телекоммуникационных систем и прежде всего глобальной компьютерной сети Интернет.
Достоинства Интернет-технологии:
- не имеет ограничения по расстояниям между участниками обучения
- предоставляет каждому из них весьма широкие возможности
- в настоящее время динамично развивается.
Лекциив системе дистанционного обучения исключают непосредственное общение обучающих с обучаемым: лекции предъявляются им посредством аудио- и видеокассет, СD-RОМ-ов и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и в любом месте, оборудованном соответствующими техническими средствами.
Семинары, в системе дистанционного обучения проводятся с помощью видеоконференций. Они позволяют войти в дискуссию в любой точке ее развития, вернуться на несколько шагов назад, просмотрев и прослушав предыдущие фрагменты. При этом обучающий оценивает усвоение материала обучающимся по степени его участия в дискуссии.
Консультациив системе дистанционного обучения являются одной из основных форм руководства работой обучающихся и оказания им помощи в самостоятельной работе. Для консультаций используются телефон, обычная и электронная почта, телеконференции.
Лабораторные работыв традиционной образовательной системе требуют специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т.д. В системе дистанционного обучения для проведения лабораторных практикумов используются мультимедиа-технологии, иммитационное моделирование и т.п. Создаваемая с их помощью виртуальная реальность позволяет демонстрировать обучающимся даже такие явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.
Контроль результатовтеоретического и практического усвоения обучающимися учебного материала в системе дистанционного обучения проводится, как правило, с помощью тестов. Естественно, что последние должны обеспечивать не только контроль со стороны обучающего, но и самоконтроль.
Модель обучения
Начнем со стадии Мотивация. Очевидно, использование в дополнение к лекционным и семинарским занятиям компьютера, особенно включенного в сеть, возможность получения в дополнение к учебнику огромного объема качественно оформленной информации (например, с использованием СD-RОМ'ов и ресурсов Internet) - несомненно активизирует учебный процесс, существенно усиливает заинтересованность, мотивацию в обучении.
Но, как показывает опыт, достаточно часто при этом у обучающихся смещаются акценты и вместо усиления заинтересованности в изучении соответствующего учебного материала, увеличивается интерес к ВОЗМОЖНОСТЯМ современных компьютерных средств. Другими словами, внимание обучающихся смещается от объекта изучения к средству обучения.
Стадия Организация предполагает использование известных форм, средств, методов и приемов обучения. Так как основной формой обучения всегда считалась и считается самостоятельная работа, то, конечно же, применение современных технических средств, особенно при обучении «на расстоянии», достаточно Эффективно.
И самом деле, сегодня имеются все возможности для того, чтобы обучаюцийся, находясь на огромном расстоянии от учебного центр» (вуза, колледжа, лицея), слушал и смотрел лекции ведущих профессоров с помощью видеомагнитофона, участвовал в видеоконференциях, получал консультации, выполнял компьютерные лабораторные эксперименты с использованием ресурсов Internet.
Например, на сервере http://www.hawastsoc.org/so1аr/homepage.html содержится информация о Солнечной системе, имеется более 200 страниц соответствующего текста и около 1000 Иллюстраций; на сервере http://raven.umnh.utah.edu можно ВЫПОЛНИТЬ несложные, но оригинальные эксперименты по генетике.
Для того, чтобы убедиться в успешности обучения, любая форма учебного процесса предполагает выполнение стадии Контроль и оценка. При дистанционном обучении эта стадия в определенном смысле является центральной. В самом деле, обучающийся прежде всего должен сам убедиться том, что разобрался в изучаемой порции учебного материала, понял ее, запомнил основные положения, научился применять их на практике для решения соответствующих задач. С другой стороны, в этом же должен убедиться обучающий, причем не только убедиться, но и принять в случае необходимости решение по корректировке обучения. Если же речь идет об итоговом контроле, то обучающий должен оценить достигнутый обучающимся уровень усвоения учебного материала.
Стадия Повторение предназначена для закрепления знаний и умений, полученных обучающимся, для доведения их до уровня навыков и опыта творческой деятельности. Этой же цели, но на более высоком уровне служит стадия Обобщение.
Дистанционное обучение обладает принципиальными отличиями:
- получать образование независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности;
- обучаться без отрыва от трудовой деятельности;
- заниматься в удобное время, в удобном месте и в удобном темпе;
- не ограничивать себя регламентируемым промежутком временидля освоения образовательной программы и ее составляющих;
- формировать «образовательную траекторию», исходя из модульного принципа;
- использовать не только традиционные источники учебной информации, но и такие, как электронные библиотеки, банки данных, базы знаний и т.д.;
- пользоваться услугами образовательных структур других стран.
- получать учебную информацию, хранящуюся в памяти глобальных компьютерных сетей.
Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих:
· эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием;
· используемых при этом педагогических технологий;
· эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки и использования методов;
· эффективность обратной связи, отслеживание и контроль выполнения заданий учащимися.
Другими словами, успешность и качество дистанционного обучения в большой мере зависят от эффективной организации и педагогического качества используемых материалов, педагогического руководства, мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.
Технически решить проблему дистанционного обучения в настоящее время можно по-разному. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния, любого объема и содержания.
Пример
ЦДО ИТМО
Система дистанционного обучения включает в себя ряд элементов: аттестующие и обучающие тесты, электронные учебники, виртуальные лаборатории, электронные практикумы и информационные материалы.
В разделе "Дистанционные курсы" приведены описания дисциплин, электронные элементы которых помещены в СДО.
Для удобства навигации список дисциплин разбит на гуманитарные и социально-экономические дисциплины, естественнонаучные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины и факультативные дисциплины.
Функции
4.1. Центр дистанционного обучения:
- предоставляет услуги дистанционного обучения;
- предоставляет услуги по внедрению новых информационных и обучающих элементов в систему ДО ИТМО;
- обеспечивает совершенствование программно-технического обеспечения СДО;
- обеспечивает функционирование СДО на межвузовском уровне.
4.2. Отдел обеспечения учебного процесса:
- администрирует учебный процесс;
- осуществляет контроль текущей успеваемости;
- составляет расписания и проводит занятия в классе ЦДО.
4.3. Отдел организационно-методического обеспечения:
- подготавливает организационно-методические материалы;
- проводит методические семинары;
- консультирует авторов электронных элементов СДО;
- включает новые электронные элементы в БД СДО;
- осуществляет контроль за наполнением СДО информационными и обучающими элементами;
- осуществляет контроль за информационным наполнением Web-сайта СДО СПбГУ ИТМО;
- формирует предложения по совершенствованию программно-технического обеспечения СДО;
- формирует организационно-методическое обеспечение функционирования СДО на межвузовском уровне.
4.4. Отдел программно-технического обеспечения:
- разрабатывает систему ДО и осуществляет ее сопровождение;
- администрирует сеть ЦДО и базу данных СДО;
- разрабатывает техническую документацию;
- подготавливает технические задания;
- осуществляет техническое обслуживание ЦДО;
- осуществляет дизайн Web-сайта СДО СПбГУ ИТМО;
- осуществляет программно-аппаратное обеспечение функционирования СДО на межвузовском уровне.
(Linfar)
Подозреваю, что здесь хорошо бы упомянуть мудл, сакай и иже с ними
27. Приведите примеры применения анкетирования в профессиональном обучении: требования, условия, интерпретация.
28. Составьте анкету по теме (тема указывается на экзамене), опишите процесс анкетирования и обоснуйте результаты.
29. Найдите ошибки в предложенной анкете.
Анкета (фр. enguete - список вопросов) - методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.
Анкетирование- техническое средство социологического, демографического или другого исследования в виде составления, распространения, заполнения, сбора и анализа анкет, применяющихся при переписях, сборе первичного материала в области общественных наук.
Анкета - Методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации - средство опроса. Представляет собой набор вопросов, каждый из коих логически связан с центральной задачей исследования, и возможные варианты ответов, из коих респондент должен выбрать самые подходящие, или же по их образцу предложить собственные. Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко могут иметь разветвленную структуру: в зависимости от ответа на специальные вопросы-фильтры респондент может пропускать определенные группы вопросов. Анкеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части их, составляющих выборку представительную.
Составление анкет - процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов - сложная и трудоемкая процедура. Анкета должна обеспечить получение содержания, правдивого по отношению к опрашиваемому и значимого по отношению к проблеме. Составление научно ценной анкеты - как правило, коллективная работа.
Первый этап в разработке - определение содержания анкеты. Это может быть набор вопросов о фактах жизнедеятельности опрашиваемого (его знаниях, гражданском состоянии, его действиях в прошлом и настоящем и пр.) или же о его мотивах, оценках, отношениях. Если нужно знать также интенсивность мнения, то в формулировку вопроса включается соответственная шкала оценок. Второй этап в разработке анкеты - выбор нужного типа вопросов. Вопросы могут быть открытыми - позволяющими строить ответ согласно желаниям опрашиваемого как по содержанию, так и по форме, и закрытыми -г- допускающими обычно лишь ответы «да» или «нет». По функции вопросы могут быть основными или наводящими, контрольными или уточняющими и пр. Тип вопроса может влиять на полноту и правдивость ответа. Что касается формулировки вопросов, то фразы должны быть возможно короткими, ясными по смыслу, простыми, точными и однозначными.
Самые типичные ошибки при составлении анкет:
1) скрытая заданность ответа;
2) сверхдетализованность;
3) двусмысленность вопросов;
4) недостаточная различительная сила вопросов.
Хорошие вопросы должны удовлетворять обычным критериям надежности и валидности. Последний этап в составлении анкеты связан с определением количества и порядка задаваемых вопросов. Последовательность вопросов различна для разных типов анкетного опроса.
Содержание анкеты
1. Содержание и количество вопросов зависит от цели исследования и формы опроса с учетом продолжительности связи с информаторами.
2. В анкете следует указать вопросы для получения сведений об информаторе (пол, возраст, социальное положение и пр.), что явится базой для последующего анализа различных групп опрашиваемых.
3. В большинстве случаев важно спросить о наличии недвижимости, обеспеченности товарами длительного пользования или о том, что позволяет судить об уровне дохода информаторов.
4. Необходимо предусмотреть вопросы, контролирующие последовательность ответов информатора, понимание им исследуемой проблемы.
5. Не следует перегружать анкету малозначимыми вопросами.
6. Анкету для заочного опроса следует сопровождать инструкцией по ее заполнению.
Последовательность вопросов
1. Вопросы должны следовать в логической последовательности.
2. Первыми следует ставить вопросы, пробуждающие интерес у информатора.
3. Трудные или личные вопросы следует задавать в конце.
4. Вопросы, по которым будет осуществляться классификация информаторов, следует задавать в конце, т.к. они не интересны для опрашиваемых.
Формулировка вопросов
1. Вопросы должны быть точными. Следует избегать многословных предложений и повторов текста.
2. Вопрос должен быть легким для понимания. Надо избегать технических и профессиональных терминов.
3. Вопрос должен вызывать ответы прямые и без уверток. Вопросы, затрагивающие воспоминания, желания, авторитет, воспитание, социальную среду, не приносят хороших результатов.
30. Опишите особенности учебной и учебно-методической литературы.
Издание - документ:
- прошедший редакционно-издательскую обработку;
- полученный печатанием или тиснением;
- полиграфически самостоятельно оформленный;
- имеющий выходные сведения;
- предназначенный для распространения содержащейся в нем информации.
Учебное издание - издание:
- содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания;
- рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения.
Виды учебных изданий:
Учебник -книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определённой области на уровне современных достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы.
У. отвечает целям и задачам обучения, воспитания и развития определённых возрастных и социальных групп.
У., с одной стороны, является для подавляющей массы учащихся важным (нередко основным) источником знаний, с другой - одним из гл. средств обучения.
Через У. осуществляется организация процесса усвоения содержания образования, он призван формировать способность учащегося к накоплению личного социального опыта, формированию у него умения оценивать явления и события окружающей действительности, определять своё место в обществе.
Как средство обучения У. обладает определённой материальной формой (выраженной в сложной структуре), которая жёстко связана с содержанием образования, с процессом и результатами усвоения. Это положение предъявляет высокие требования к конструкторам У. (автор, художник, редактор), требует от них знания теории У. и закономерностей его создания
Теория У. развивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук, искусств, книговедения.
Учебные пособия- все материальные средства обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках.
К У. п. относят книги для чтения, хрестоматии, справочники, словари, адаптированные печатные тексты по иностранным языкам, сборники задач и упражнений, методические руководства для самостоятельных практических занятий, тетради на печатной основе и др
Для каждого учебного предмета разрабатывается система У.п., между которыми существуют связи, определяемые содержанием предмета, методикой преподавания, особенностями усвоения того или иного содержания и функциональными свойствами отдельных видов У.п.
Различают 3 осн. группы У.п.:
- натуральные объекты;
- изображения и отображения предметов и явлений действительности
- описания предметов и явлений мира словами и фразами естественного и искусственного языков
- технические средства обучения.
Разработку У.п. осуществляют научно-исследовательские институты, конструкторские и технологические бюро различных министерств, педагоги-специалисты по учебному оборудованию, а также отдельные учителя. Создание новых и модернизация существующих У.п. происходит на основе исследований, ведущихся в институтах РАО и др. учреждениях. Комплектование школ У.п. осуществляется в соответствии с типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, разрабатываемыми институтами РАО.
Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины или по методике воспитания. Подготовлено в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования. Пособие содержит учебный материал, вопросы для повторения, контрольный тест, вопросы для экзамена (зачета), словарь понятий, список литературы.
(Linfar)
Учебная литература, делящаяся в основном на собственно учебники и сборники задач (упражнений), имеет немало общего со справочной: как и справочная литература, учебная имеет дело с той частью знаний по тому или иному вопросу, которая считается более или менее общепризнанной. Однако назначение учебной литературы иное: изложить эту часть знаний системно и последовательно с тем, чтобы адресат текста составил о ней достаточно полное и отчётливое представление и овладел рядом востребованных в этой части знаний навыков, будь то умение решать уравнения или правильно расставлять знаки препинания. Эта прагматическая задача определяет особенности строения учебных текстов: повторы, подхваты, проверочные вопросы и задания, и т. п.
Справочная литература
Литература вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу. Основные виды справочной литературы:
- Словари, упорядочивающие информацию по основным для данной сферы знаний (или для всего языка в целом) словам и выражениям, чаще всего — в алфавитном порядке;
- Справочники, в которых информация упорядочена каким-то другим способом, в соответствии с собственной структурой данной сферы знаний (например, медицинский справочник — по локализации заболеваний или характеру симптомов);
- Энциклопедии — наиболее комплексные и системные своды информации по данной сфере знания.
В идеале справочные издания должны содержать только считающиеся объективно установленными факты и адекватно отражать существующий в данный момент уровень человеческих знаний. Однако на практике невозможно полностью отделить факты от интерпретаций и неявных, подразумеваемых допущений, поэтому та или иная доля тенденциозности в любом справочном издании присутствует. В некоторых случаях эта доля довольно велика и привносится в справочное издание целенаправленно: таковы, в частности, большинство справочных изданий советской эпохи, особенно в том, что касается гуманитарного знания, — даже короткие словарные статьи оказываются в них идеологически окрашены. Касается это и отбора материала: так, в литературных энциклопедиях, выпущенных в СССР, находилось место для сугубо второстепенных писателей социалистической и коммунистической ориентации, но отсутствовали весьма значительные авторы, известные своим негативным отношением к советскому строю. Даже спустя короткое время пользоваться такими изданиями как справочными становится невозможно: слишком много усилий приходится затрачивать на то, чтобы отделить факты от интерпретаций; однако именно эта идеологическая окраска делает справочные издания особенно интересными как историческое свидетельство, памятник своей эпохи
В свою очередь, учебно-методическая литература представлена следующими видами: программно-методическая (программы, методические указания к ним, методические письма и руководства и т.д.), обучающая (буквари, учебники и т.д.), вспомогательная (хрестоматии, практикумы, сборники заданий, атласы, рабочие тетради и т.д.). Из приведенной классификации видно, что учебно-методическую литературу можно разделить на: издания для тех, кто проходит обучение (для обучающихся) и издания для тех, кто проводит обучение (для педагогов). Учебно-методическую литературу можно классифицировать и по другим характерным признакам: 1) по периодичности издания; 2) по адресату; 3) по характеру информации; 4) по функциональному назначению; 5) по инновационному потенциалу и др.
(-Linfar)
Учебник:
Учебное пособие:
31. Приведите примеры использования наглядных средств обучения.
Средства обучения -материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимся для усвоения содержания образования (П.И. Пидкасистый) - учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др
классификация (цит. по Г.М. Коджаспировой):
1. Средства наглядности:
· Предметная наглядность – натуральные объекты или их заменители (минералы, гербарии растений, чучела животных и т.д.)
· Объемная и плоскостная изобразительная наглядность – макеты, модели, муляжи, репродукции, картины, иллюстрации и т.д.
· Символическая (условная) изобразительная наглядность – схемы, чертежи, карты, символы
2. Технические средства обучения (совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации):
· Визуальные –диафильмы, кодоскопы, фото, слайды и др.
· Аудиовизуальные
· Комбинированные – телевизионные системы, лингафонные кабинеты, компьютеры.
Слайд-комплект
Тематический набор из цветных слайдов (диапозитивов) в комплекте с методическими рекомендациями, содержащими описание иллюстраций, изложение основного содержания темы, разнообразные приемы работы с наглядностью.
Яркие и цветные изображения притягивают взгляд, создают эмоциональный фон педагогического процесса.
Слайд-комплект с электронным приложением
Слайд-комплект нового поколения. Зрительный ряд пособия размещен на 20 цветных слайдах (диапозитивах) и на альтернативном носителе — компакт-диске, который расширяет наглядно-методические возможности пособия.
Содержание компакт-диска представлено в виде электронной презентации, предназначенной для демонстрации при помощи мультимедиапроектора. Электронное приложение не только позволяет расширить изобразительный ряд пособия, но и во многих случаях содержит звуковые файлы.
Слайд-альбом
Тематический набор из цветных слайдов (диапозитивов) в комплекте с методическими материалами, охватывающий значительный объем учебного материала (например, «Экология» или «История России в XX веке»). Содержание методической брошюры отобрано в соответствии с Государственным стандартом общего образования. В ней дан материал для разных уровней усвоения, предложены технологии работы с наглядным пособием, примерные вопросы и задания.
Комплект транспарантов
Тематический набор из разного количества транспарантов . Они предназначены для проецирования на экран с помощью графопроектора (оверхед-проектора, кодоскопа). Он передает увеличенное изображение на экран в условиях незатемненной аудитории. Многие транспаранты при использовании накладываются друг на друга. Применение транспарантов позволяет наглядно демонстрировать учащимся структуру учебного материала, принципы работы конструкций, поэтапное составление схем, таблиц, графиков и т. п. и за счет этого существенно сократить время на освоение дисциплины и повысить эффективность ее преподавания
Альбом раздаточного изобразительного материала (АРИМ) с электронным приложением
Дидактический материал нового поколения. Альбом раздаточного изобразительного материала — набор карточек, содержащих иллюстрации и учебные задания для организации самостоятельной работы учащихся.
Набор репродукций
Использование репродукций является обязательным элементом в системе художественного образования и воспитания. Полноцветные репродукции художественных произведений, используемые в преподавании различных предметов по школьной программе: история, МХК, литература, музыка и др.
Комбинативное пособие
Комбинативные средства обучения — пособия, включающие наглядный материал на разных видах носителей (слайдах, транспарантах, компакт-дисках, бумаге и др.), которые используются в определенных комбинациях для достижения комплексного подхода в обучении. Комбинативный (взаимодополняющий) характер комплекта позволяет показать учебный материал, используя дидактические возможности разных видов пособий. Отметим, что входящие в состав пособия средства (слайды, транспаранты и др.), с точки зрения безопасности для здоровья выгодно отличаются от своих излучающих экранных собратьев. Примерами комбинативных пособий являются «Промыслы народов России», «Наглядный английский», «Детство без алкоголя».
32. Приведите примеры использования педагогических программных средств.
СМОТРЕТЬ В ПАПКЕ, ТАМ ФОТО
33. Приведите примеры использования метода мозгового штурма в профессиональном обучении.
Мозговая атака (от англ. Brain storming – мозговой штурм) – метод группового обсуждения и поиска решения на основе раскрытия случайных, непроизвольных идей.
Мозговая атака предложена американским морским офицером А. Осборном во время второй мировой войны. Известно, что подобный метод использовали викинги при решении своих проблем.
Мозговая атака рассматривается как методика стимулирования творческой активности и продуктивности, исходящая из предложения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений. Тормозящее влияние оказывают также боязнь неудачи, страх оказаться смешным и др. Чтобы снять действие этих факторов, проводится групповое обсуждение, когда каждый из участников высказывает на предложенную тему любые мысли, не контролируя их течение, не оценивая их, как истинные или ложные, бессмысленные или странные и т.п., стремясь при этом побуждать и других к подобным свободным ассоциациям идей. После первого тура «атаки на мозг» общая масса высказанных идей анализируется в расчете на то, что среди них окажется по меньшей мере несколько, содержащих наиболее удачные решения. Методика мозговой атаки широко применялась в 50-х гг. в таких странах, как США, Франция, преимущественно при обсуждении технологических задач, а также проблем планирования и прогнозирования.