Сущность проблемного обучения.

Цель проблемного обучения: усвоение не только результатов на­учного познания, но и самого пути, п р о ц е с с а получения этих результатов (овладение способами познания), она включает еще и фор­мирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциона­льной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных спосо­бностей, то есть в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции г о т о в ы х выводов науки учащимся.

Проблемно-развивающее обучение - это современный уровень раз­вития дидактики и педагогической практики. Оно является эффектив­ным средством общего развития учащихся. “Проблемным оно называе­тся не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и “открытия” новых поня­тий. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса базируется на п р и н ц и п е п р о­ б л е м н о с т и, а систематическое решение учебных проблем - ха­рактерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система мето­дов при этом направлена на общее развитие школьника, развитие его индивидуальных способностей, проблемное обучение является под­линно р а з в и в а ю щ и м обучением”

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в кото­ром сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятель­ность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система ме­тодов обучения построена с учетом целеполагания и принципа проб­лемности; процесс взаимодействия учителя и учащихся ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализацию его лично­сти.

Основными понятиями проблемного обучения являются “проб­лемная ситуация” и “учебная проблема”.

Проблемная ситуация - это, по определению А.М.Матюшкина, “особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; хара­ктеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (отк­рыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или спо­собы действия. Психологическая структура проблемной ситуации включает: а) познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности, б) неизвестное достигаемое знание или способ действия, в) интеллектуальные возможности человека, включающие, его творческие способности и прошлый опыт” (А.М.Ма­тюшкин - 1972, с. 193).

Проблемная ситуация порождается учебной или практической си­туацией, которая содержит две группы элементов: данные (известные) и неданные, новые (неизвестные) элементы. “Проблемная ситуация” - означает состояние интеллектуального затруднения, при котором че­ловек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, раз­решить его. Проблемная ситуация - это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: “начало мышления - в проблемной ситуации” (С.Л.Рубинш­тейн). Поэтому проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности учащихся. Проблемная си­туация возникает наиболее часто, когда имеется несколько вариантов решения при ограниченной информации, исходных данных. Напри­мер, при изучении физики учитель создает проблемную ситуацию с помощью ряда вопросов: почему некоторые предметы тонут, а другие плавают? Учащиеся пытаются найти ответ (“не тонут легкие предме­ты”). Учитель снова ставит вопросы: почему легкие очки тонут, а тяже­лый корабль - нет? От чего зависит плавание тел? и т.д. Этот пример показывает, что учитель старается обнажить перед учащимися проти­воречие между известными им фактами, наблюдениями и необходимо­стью их объяснения.

Проблемные методы

Постановка вопросов, формулирование противоречий и рассогласований, проблематизация знания - такие же древние приемы активизации обучения, как и сам процесс учения. Чем же проблемный подход отличается от традиционных подходов? По-видимому, удельным весом и местом, отводимым проблемной ситуации в структуре учебной деятельности. Если в традиционных методах сначала (часто в догматической форме) излагается некоторая сумма знаний, а затем предлагаются тренировочные задания для их упрочения и закрепления, то во втором случае учащийся с самого начала ставится перед проблемой, а знание открывается им самостоятельно или с помощью преподавателя. Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию - таков девиз проблемного обучения. И это не просто перестановка слагаемых. Характер таким образом рожденного знания принципиально отличается от знания, получаемого в готовом виде. Оно хранит в себе в снятом виде сам способ его получения, путь движения к истине.

Мы уже отмечали в предыдущей главе, что знание, полученное с помощью проблемного обучения, не оказывает негативного влияния на творческое мышление, в отличие от знания, полученного традиционными методами. Более того, проблемные методы непосредственно стимулируют развитие творческого мышления. Фактически разрешение проблемной ситуации - это всегда творческий акт, результатом которого является не только получение данного конкретного знания, но и положительное эмоциональное переживание успеха, чувство удовлетворения. Желание вновь и вновь переживать эти чувства приводит к порождению новых и развитию существующих познавательных мотивов.

Разумеется, для понимания проблемы учащемуся необходимо опираться на уже существующее знание, которое, в свою очередь, могло быть получено как традиционными методами, так и в результате проблемного обучения. В последнем случае знание содержит внутри себя как бы зародыши нового знания, определенные векторы, задающие направления его потенциальному развитию. В этом смысле проблемное обучение называется развивающим, так как учащийся в ходе его не только получает данное конкретное знание, но усиливает свои познавательные возможности и стремление к познавательной деятельности. Как отмечает Л. С. Сержан, проблемная ситуация всегда содержит в себе некоторое новое знание, в частности "знание о незнании", т.е. знание о том, чего именно он не знает. Анализ этой проблемной ситуации должен превратить ее в проблемную задачу. Переход от одной проблемной задачи к другой составляет суть проблемного обучения [Основы... - 1986].

Основная трудность в проблемном обучении - подбор проблемных задач, которые должны удовлетворять следующим условиям: 1) должны вызывать интерес у обучаемого; 2) быть доступны его пониманию (т.е. опираться на уже имеющиеся знания); 3) лежать в "зоне ближайшего развития", т. е. быть одновременно и посильными, и не слишком тривиальными; 4) давать предметное знание в соответствии с учебными планами и программами; 5) развивать профессиональное мышление.

Преподавателю необходимо хорошо понять, что нельзя все формы обучения и все методы свести к проблемным. Это невозможно, во-первых, потому, что проблемное обучение требует гораздо больше временных и материальных затрат, и, во-вторых, потому, что оно обязательно должно сопровождаться обобщающими и систематизирующими лекциями. Обучаемый не способен сам воссоздать целостную картину современного научного знания. Общие ориентиры и системообразующие начала для него должен построить преподаватель. Но следует указать на одну форму обучения, где проблемный метод всегда должен занимать господствующее положение, - это НИРС и УИРС (научно- и учебно-исследовательская работа студентов). Во всех других организационных формах обучения проблемные методы могут присутствовать в большей или меньшей степени в зависимости от множества факторов, из которых не последним является степень готовности самого преподавателя к их использованию в учебном процессе.

Доп.мат. смотри в педагогике.

Опишите особенности организации дистанционного обучения и условия его эффективности (уровень профессионального образования).

Дать характеристику дистанционного обучения. Перечислить условия эффективности дистанционного обучения на уровне профессионального образования. Описать два-три примера организации дистанционного обучения на уровне профессионального образования. Указать особенности организации дистанционного обучения, демонстрирующие его эффективность.

Дистанционное обучение

Компьютерные технологии позволяют осуществлять так называемое дистанционное обучение- Последнее представляет собой одну из технологий получения образования, при которой обмен информацией и обратная связь между обучающим и обучающимся осуществляются не непосредственно, а с помощью современных телекоммуникационных средств.

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа обучающегося. При этом он может обучаться в любом удобном для себя месте (при условии, что оно оборудовано соответствующими техническими средствами), по индивидуальному расписанию, с возможностью контактов с обучающим по электронной и обычной почте,

телефону, а также очно. Дистанционное обучение создает условия свободного выбора обучающимся образовательных программ и предполагает наличие возможности подтверждения им определенного образовательного уровня [31].

К основным принципам дистанционного обучения относятся:

- активность обучающихся в познавательной деятельности;

- применение получаемых знаний для решения конкретных практических задач;

- регулярное взаимодействие обучающихся с обучающими и друг с другом;

- модульность построения учебного материала;

- систематичность самоконтроля обучающегося и контроля со стороны обучающего успешности обучения.

Для организации дистанционного обучения используются сетевые компьютерные и теле-коммуникационные технологии, видеотекст, лазерные диски (СО-КОМ'ы). текстовые и табличные процессоры, мультимедиа-технологии, гипертекстовые среды.

В системе дистанционного обучения фундаментальная роль принадлежит глобальной компьютерной сети Internet:. Пользователи системы дистанционного обучении присоединяют свои компьютеры к Internet через телефонную сеть посредством модемов. Из ресурсов, имеющихся в Internet, для дистанционного обучения наиболее широко используется её приложение World Wide Web (или WWW). Последнее представляет собой группу серверов, подключенных к Internet и содержащих информацию, как правило, и форме гипертекстов.

Использование в системе дистанционного обучения компьютерных технологий позволяет создавать условия, при которых обучающимся обеспечивается возможность задавить обучающим вопросы и достаточно оперативно получать на них ответы. При наличии таких условий говорят о виртуальной образовательной среде.

Как и традиционное, дистанционное обучение предполагает использование в учебном процессе таких форм, как лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, экзамены и др. Но все они в этом случае имеют существенные особенности.

Так, лекции в системе дистанционного обучения исключают непосредственное общение обучающих с обучаемым: лекции предъявляются им посредством аудио- и видеокассет, СD-RОМ-ов и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и в любом месте, оборудованном соответствующими

техническими средствами.

Семинары, в системе дистанционного обучения проводятся с помощью видеоконференций. Они позволяют войти в дискуссию в любой точке ее развития, вернуться на несколько шагов назад, просмотрев и прослушав предыдущие фрагменты. При этом обучающий оценивает усвоение материала обучающимся по степени его участия в дискуссии.

Консультации в системе дистанционного обучения являются одной из основных форм руководства работой обучающихся и оказания им помощи в самостоятельной работе. Для консультаций используются телефон, обычная и электронная почта, телеконференции. В процессе ^ консультаций обучающий имеет возможность оценивать 5У личные качества обучающихся, их интеллект, внимание, Л память, воображение, мышление и т.п.

5у Лабораторные работы в традиционной образовательной

$ч> системе требуют специального оборудования, макетов, ^д имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т.д. В системе дистанционного обучения для проведения лабораторных практикумов используются мультимедиа-технологии, иммитационное моделирование и т.п. Создаваемая с их помощью виртуальная реальность позволяет демонстрировать обучающимся даже такие явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще

невозможно.

Контроль результатов теоретического

и практического усвоения обучающимися учебного материала в системе дистанционного обучения проводится, как правило, с помощью тестов. Естественно, что последние должны обеспечивать не только контроль со стороны обучающего,

но и самоконтроль.

Поясним возможности и выявим некоторые ограничения дистанционного обучения. Для этого воспользуемся унифицированной моделью обучения, показанной на рис. 3 [34].

 
  Сущность проблемного обучения. - student2.ru

Начнем со стадии Мотивация. Очевидно, использование в дополнение к лекционным и семинарским занятиям компьютера, особенно включенного в сеть, возможность получения в дополнение к учебнику огромного объема качественно оформленной информации (например, с использованием СD-RОМ'ов и ресурсов Internet) - несомненно активизирует учебный процесс, существенно усиливает заинтересованность, мотивацию в обучении.

Но, как показывает опыт, достаточно часто при этом у обучающихся смещаются акценты и вместо усиления заинтересованности в изучении соответствующего учебного материала, увеличивается интерес к ВОЗМОЖНОСТЯМ современных компьютерных средств. Другими словами, внимание обучающихся смещается от объекта изучения к средству обучения.

Стадия Организация предполагает использование известных форм, средств, методов и приемов обучения. Так как основной формой обучения всегда считалась и считается

1 .8

самостоятельная работа, то, конечно же, применение современных технических средств, особенно при обучении «на расстоянии», достаточно Эффективно.

И самом деле, сегодня имеются все возможности для того, чтобы обучаюцийся, находясь на огромном расстоянии от учебного центр» (вуза, колледжа, лицея), слушал и смотрел лекции ведущих профессоров с помощью видеомагнитофона, участвовал в

видеоконференциях, получал консультации, выполнял

компьютерные лабораторные эксперименты с использованием ресурсов Internet.

Например, на сервере http://www.hawastsoc.org/so1аr/ homepage.html содержится информация о Солнечной системе, имеется более 200 страниц соответствующего текста и около 1000 Иллюстраций;на сервере http://raven.umnh.utah.edu можно ВЫПОЛНИТЬ несложные, но оригинальные эксперименты по генетике; на сервере кИр://■шге-ю.тпагпеациаггитп.со'т содержится информация об одном из наиболее популярных в США аттракционов - Мат Aquarium, предоставляется возможность совершить виртуальный тур по экспозиции аквариума.

Имеется некоторая опасность, состоящая в том, чтобы вместо изучения необходимой информации обучающийся не увлекся самим процессом навигации по ресурсам Internet

Для того, чтобы убедиться в успешности обучения, любая форма учебного процесса предполагает выполнение стадии Контроль и оценка. При дистанционном обучении эта стадия в определенном смысле является центральной. В самом деле, обучающийся прежде всего должен сам убедиться п том, что разобрался в изучаемой порции учебного материала, понял ее, запомнил основные положения, научился применять их на практике для решения соответствующих задач. С другой стороны, в этом же должен убедиться обучающий, причем не только убедиться, но и принять в случае необходимости решение по корректировке обучения. Если же речь идет об итоговом контроле, то обучающий должен оценить достигнутый обучающимся уровень усвоения учебного материала.

Эта стадия дистанционного обучения при итоговом контроле имеет определенную тонкость: обучающий должен быть уверен, что на другом конце технологической цепочки находится именно тот человек, который претендует на получение не только

определенных знаний, но и документа (диплома, свидетельства, удостоверения, сертификата) об освоении соответствующей образовательной программы

Известно, что даже при недистанционном обучении на стадии Контроль и оценка приходится иногда предпринимать дополнительные меры по идентификации испытуемого (например, на экзаменах при приеме в вуз). Что касается дистанционного обучения, то здесь имеются трудности, которые с высокойстепенью надежности могут быть преодолены при проведении контрольных испытаний обучающихся только и специально оборудованных учебных помещениях п присутствиилиц, находящихся в полном доверии у администрации учебного центра.

Стадия Повторение предназначена для закрепления знаний и умений, полученных обучающимся, для доведения их до уровня навыков и опыта творческой деятельности. Этой же цели, но на более высоком уровне служит стадия Обобщение.

На этих двух стадиях приходится оперативно решать вопросы, связанные не столько стем, как повторять и как обобщать, сколько с тем, что повторять и что обобщать. Другими словами, стадии Повторение и Обобщение являются для обучающегося наиболее творческими частями учебного процесса. Так как растягивание выполнения их во времени для успешности обучения крайне нежелательно,то и выполнять эти стадии лучше под непосредственным руководствомобучающего. Использование на них средств дистанционного обучения в принципе возможно, но как показывает ОПЫТ,увеличивает временные затраты, ухудшает глубину понимании и, п конечном счете, снижает качество обучения.

Таким образом, по сравнению с традиционными формами обучения дистанционное обучение обладает принципиальными отличиями. В часности, технологии дистанционного обучения позволяют:

- получать образование независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности;

- обучаться без отрыва от трудовой деятельности;

- заниматься в удобное время, в удобном месте и в удобном темпе;

- не ограничивать себя регламентируемым промежутком Временидля освоения образовательной программы и ее составляющих;

- формировать «образовательную траекторию», исходя из модульного принципа;

- использовать не только традиционные источники учебной информации, но и такие, как электронные библиотеки, банки данных, базы знаний и т.д.;

- пользоваться услугами образовательных структур других стран.

- получать учебную информацию, хранящуюся в памяти глобальных компьютерных сетей.

Традиционные же технологии обучения всех этих возможностей практически лишены. Несмотря на это, технологии дистанционного обучения имеют не только сторонников, но и противников.

Не вдаваясь в анализ аргументов каждой из сторон, заметим, что у системы дистанционного обучения свой контингент обучающихся: это - студенты заочной формы обучения, слушатели образовательных учреждений и подразделений повышения квалификации и переподготовки и т.п. Бесконтактная форма обучения (особенно в локальных сетях) может использоваться и обучающимися, которые занимаются очно, но хотели бы активизировать свою самостоятельную работу.

Принципиально важно, что использование компьютерных технологий и средств телекоммуникаций сохраняет основные фазы учебного процесса. Так, в технологии дистанционного обучения присутствуют предъявление изучаемого материала, взаимодействие преподавателя с субъектом обучения, контроль знанийи другие элементы, свойственные контактному обучению. Инфраструктура основных уровней программно-информационного обеспечения дистанционного обучения в локальных и корпоративных сетях не отличается от подобной инфраструктуры дистанционного обучения, реализованной в глобальных телекоммуникациях.

С точки зрения развития дистанционного обучения весьма важно, что за последние годы число семей, имеющих «домашние» компьютеры, постоянно растет. Существенно, что эти компьютеры, как правило, по своим параметрам намного превосходят компьютеры, установленные в школах и вузах.

26. Опишите особенности организации дистанционного обучения и условия его эффективности (уровень профессионального образования).

Дистанционное обучение - способ получения образования, при котором обмен информацией и обратная связь между обучающими и обучающимися осуществляются с использованием компьютерных сетей.

Дистанционное обучение создает условия свободного выбора обучающимся образовательных программ и предполагает наличие возможности подтверждения им определенного образовательного уровня [31].

К основным принципам дистанционного обучения относятся:

- активность обучающихся в познавательной деятельности;

- применение получаемых знаний для решения конкретных практических задач;

- регулярное взаимодействие обучающихся с обучающими и друг с другом;

- модульность построения учебного материала;

- систематичность самоконтроля обучающегося и контроля со стороны обучающего успешности обучения.

Для организации дистанционного обучения используются сетевые компьютерные и теле-коммуникационные технологии, видеотекст, лазерные диски (СО-КОМ'ы). текстовые и табличные процессоры, мультимедиа-технологии, гипертекстовые среды.

Наши рекомендации