Психологические особенности учебной деятельности школьников разного возраста

Эти особенности обусловлены ведущим видом деятельности в рассматриваемых периодах.

Младший школьник (7-11).

Ведущий - учение. Основные проблемы адаптационного периода: включение в новую деятельность, вхождение в новую систему отношений, привыкание к непривычному режиму дня и работы, появление новых обязанностей, необходимость проявления:таких качеств личности^ как дисгщплинировашюсть, ответственность, настойчивость, усидчивость, работоспособность и трудолюбие. Дополнительное моральное стимулирование ребенка за успехи. Формирование у него основных компонентов учебной деятельности: учебных действий, действий по контролю и оценке результатов работы. Групповые формжорганюаникзанятий в первые месяцыюбучения в школе.

Особое значение домашней учебной работы с первоклассниками. Формирование самостоятельной учебной деятельности. Совершенствование теоретического и практического мышления. Труд как инициативная, самостоятельная и творческая работа. Развитие у ребенка сгюеобносдж правильного понимания и принятия чужой точки зрения. Необходимость чтения как средства совершенствования речевого мышления. Символическое кодирование и когнитивная организация материала с целью улучшения памяти.

Подросток (11-15).

Ведущий - общение. Оформление системы научных понятий и внутреннего плана действий через умственное планирование и проверку хода решения задач. Развитие основных элементов практического интеллекта. Становление потребности в самостоятельной, продуктивной, творческой работе.

Ранняя юность (15-17).

Ведущий - учение и профессионализация. Самостоятельное определение научных понятий. Необходимость комплексного совершенствования теоретического интеллекта по всем основным направлениям его развития. Профессионализация трудовых умении и навыков. Организация обучения с дополнительной учебной нагрузкой, необходимость постепенного приближения этой нагрузки к повседневной загруженности интеллектуальной деятельностью взрослых.

  • А.К. Маркова:
    • рассматривает научение как приобретение индивидуального опыта, но прежде всего обращает внимание на автоматизированный уровень навыков;
    • обучение трактует с общепринятой точки зрения - как совместную деятельность учителя и ученика, обеспечивающую усвоение школьниками знаний и овладение способами приобретения знаний;
    • учение представляет как деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний (Маркова А.К., 1990; аннотация).

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

Учебная задача - Конкретная задача, при решении которой школьники как бы решают все задачи данного класса, является учебной задачей, требующей мыслительного анализа и теоретического (или содержательного) обобщения. Школьники первоначально, естественно, не умеют самостоятельно формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению. До поры до времени им помогает в этом учитель, но постепенно соответствующие умения приобретают сами ученики. Именно в этом процессе у них формируется самостоятельно осуществляемая учебная деятельность, умение учиться.

Учебные действия -- это основной структурный компонент учебной деятельности. Учебные действия образуют целостную систему. При усвоении научных понятий центральное место в ней занимают специфические преобразования предмета, направленные на выявление в нем определенных отношений, составляющих содержание понятия, и построение предметной или знаковой модели, фиксирующей это отношение и позволяющей изучать его свойства в "чистом" виде. Специфическим видом учебных действий являются действия контроля. Предметом контроля является при этом не столько конечный результат деятельности, сколько способы его получения. Он осуществляется главным образом на основе предполагаемых результатов прочих учебных действий, т. е. приобретает характер упреждающего контроля, опирающегося на развитый внутренний план действий и их рефлексию. С контролем тесно связано учебное действие оценки, функция которого состоит в фиксации соответствия фактического результата учебной деятельности ее конечной цели. Положительная оценка санкционирует переход к новым учебным задачам, отрицательная побуждает вернуться к учебным действиям и их контролю.

Билет 19.

Наши рекомендации