Цели и ценности изучения истории в основной школе в I концентре.
Человек в истории.
Гл. цель: заложить систему исторических знаний.
Ученик умеет выделять эпохи, характеризовать эти эпохи по основным признакам, сравнивать явления в рамках одной эпохи, овлад. Понятийным аппаратом.
5 основных исторических умений.
Вопрос 17.
Развитие личности в старшем школьном возрасте. Учет особенностей личностной и познавательной сфер старшего школьника в образовательном процессе. Цели и ценности изучения истории в основной школе во II концентре.
(ИДЕАЛЬНЫЙ ОТВЕТ)
В старшем школьном возрасте идет укрепление и совершенствование того, что складывается у подростка.
Устанавливается прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Например: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В юношеской субкультуре проявляется и реализуется чрезвычайно важное для формирующейся личности чувство принадлежности: чтобы быть “своим”, надо выглядеть “как все” и разделять общие увлечения.
Реально можно выделить 4 основные жизненные ориентации в молодежной среде:
1.потребительская;
2.гиперсоциальная (это очень правильные молодые люди);
3.эскапистская ориентация (от анг. “escape”- бегство, уход от чего-то);
4.социально-творческая (держится на подлинной самореализации).
Все, что связано с молодежью этого периода, направлено на идентификацию, самовыражение, приобретение статуса в новой среде (мода, сленг, симпатии). Спонтанные группы можно встретить всегда и везде, в зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованного коллектива, так и их антиподом.
По характеру спонтанные группы можно разделить на:
1. просоциальные (социально положительные);
2. асоциальные (в стороне от социальных проблем);
3. антисоциальные (социально отрицательные).
Рассмотрим особенности субкультуры старшеклассника с трех позиций.
Отношение к себе:Важнейший процесс - становление самосознания и устойчивости образа “Я”. Это связано с тем, что старшеклассник уже активно начинает управлять своей жизнедеятельностью; открытие своего внутреннего мира, с которым связано чувство одиночества, отсюда желание быть принятым всеми, потребность в общении, образ “Я” включает в себя самопознание, отношение к себе, самоуправление (внешность, самоуважение, самоуправление).
Отношение к другим людям и к жизни:Потребность в общении у старшеклассников очень велика и оно тесно связано с юношеской субкультурой. Возникают дружба, любовь. Общество сверстников это информационный канал, межличностные отношения, специфический вид эмоционального контакта.
Отношение к миру:Внешний мир для юношеского возраста - это возможность субъективного опыта, средоточением которого является он сам. В связи с формированием мировоззрения. Основной вопрос на котором фокусируется все внимание старшеклассника – смысл жизни, вероятно в связи с этим существует проблема раннего суицида, уход в религиозные течения, поиск смыла жизни необходим для построения дальнейших жизненных планов, самоопределения.
Основные черты психологии старшего школьника: 1.Интеллектуальная зрелость. 2.Готовность ребят ставить и решать жизненные задачи, в том числе и нравственно-мировоззренческие. 3. Развитость форм мужского и женского поведения. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях. 4.Самоопределение в будущей профессии. Складываются, хотя и не у всех окончательно, профессиональные предпочтения. 5.Завершение формирования системы социальных установок. В ранней юности процесс формирования личности еще не завершен, но многое из того, что он приобретает в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет судьбу.
Центральные новообразования
Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение.
Выбор профессии -- это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого (Л.С. Выготский). В старших классах существует тесная взаимосвязь профессиональных намерений школьников и их межличностных взаимоотношений: переформировываются подгруппы среди учащихся класса по принципу одинаковой или сходней будущей профессии (Психология развивающейся личности /Под редакцией А.В. Петровского, М., 1987).
Под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей девушка и юноша начинают осмысливать в общих нравственных категориях и свой опыт и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды мораль. Они становятся более свободными от императивности как внешних воздействий, так и собственных не посредственных внутренних побуждений, и действуют соответствии с сознательно поставленными целями и сознательно принятыми решениями. Из человека, подчиненного обстоятельствам, они постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека, который часто сам создает среду и активно ее преобразует.
У старшеклассников , по сравнению с подростками, интерес к учению повышается. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными. Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие социальные мотивы, как стремление стать полноценным членом общества, приносить пользу людям, Родине, убежденность в практической значимости науки для общества. Сохраняют свою силу и мотивы, лежащие в самой деятельности , интерес к содержанию и процессу учения. Наряду с интересом к фактам, что характерно и для подросткового возраста, у старшего школьника проявляется интерес к теоретическим проблемам, методам научного исследования, самостоятельной поисковой деятельности по решению сложных, в том числе в настоящее время и коммерческих, задач. Такая познавательная мотивация может распространяться на все предметы, на цикл каких-либо предметов или на отдельный предмет.
Избирательность познавательных интересов старшеклассников очень часто связана с жизненными планами, профессиональными намерениями, которые, в свою очередь, способствуют формированию учебных интересов, изменяют отношение к учебной деятельности . Итак, для мотивационной сферы старшеклассника характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе. В старшем школьном возрасте на первый план выдвигается произвольная мотивация, т.е. все чаще ученик руководствуется сознательно поставленной целью, своими намерениями.
Старшеклассники лучше осознают свое отношение к учению, причины, побуждающие их учиться. В связи с высоким уровнем самокритичности они, анализируя условия, мешающие учиться, указывают на проявление у них таких отрицательных черт характера, как безволие, неусидчивость, неумение организовать свое время и самоконтроль, настроение. Отношение к школе в целом характеризуется большей сознательностью и одновременным вырастанием из школы. Учеба, приобретение знаний становятся прежде всего средством подготовки к будущей деятельности . Но это не всегда так и далеко не у всех. Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе формируется из целой системы отношений — к школе как к учреждению, процессу обучения и знаниям, учителям, одноклассникам.
Качественное своеобразие познавательной деятельности подростков и старшеклассников заключается в следующем. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старшие школьники стремятся разобраться в разных точках зрения на этот вопрос и составить собственное мнение. Они всегда хотят установить истину. Им становится скучно, если нет интересных задач для ума. Дать старшекласснику такие задачи — вот вопрос, который должен волновать учителя.
Если подростка больше интересуют конкретные сведения, то старших школьников сам ход анализа, способы доказательства привлекают не меньше, чем конкретные сведения. Многим из них нравится, когда преподаватель заставляет их выбирать между различными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью, вступают в спор и упорно защищают свою позицию.
Дискуссия — не только средство познания, но и средство самовыражения, условие формирования убеждений. Самостоятельность мысли, взглядов формируется в процессе аргументации своей точки зрения. Дискуссия не исключает роли хорошего объяснения учителя — объяснения, которое заставляет думать. Из характеристики познавательной деятельности старших школьников видно, что они готовы к тому, чтобы проникать в сущность явлений, раскрывать причины, делать выводы. Это - проявление исследовательского отношения к предмету. Процесс их обучения должен все время рассматриваться с точки зрения того, насколько ученик готов к самообразованию. Если в младших классах стояла задача учить учиться, то в подростковом возрасте начинается обучение технике самообразования, а в старших классах установка на то, чтобы учить учиться самостоятельно, формировать рациональные приемы работы с учебным материалом (конспектирование, пользование справочными материалами, работа с книгой, написание реферата, тезисов). Очень важно учить старшеклассников планировать свою работу, выбирать индивидуальный оптимальный режим дня, рационально использовать свое время, с учетом общей установки на коммерциализацию жизни и деятельности в условиях частной собственности и рыночных отношений. Как сохранить в этих условиях коллективизм, гуманизм и другие общечеловеческие ценности - вопрос во многом новый и требует в каждом конкретном случае творческого решения. Не исключается и ваше участие в такой фундаментальной работе.