Школах Свердловской области в 60-е годы ХХ века

(в абс. пок. на 10 тысяч детей школьного возраста)

Уч. год Умс. отст. Нар. зрен. Нар. слуха Нар.речи Физ. недост. всего
1960 – 1961 41,8 2,6 11,4 1,8 4,0 61,6
1969 – 1970 75,7 7,8 12,4 6,6 6,1 108,6

Приведенные в таблице 6 данные не должны вводить нас в заблуждение по поводу увеличения детей с теми или иными нарушениями. Увеличение общего количества учащихся специальных коррекционных классов и школ указывает лишь на более или менее полный охват школьным специальным образованием детей с ОВЗ.

В развитии системы специального образования Уральского региона 70—80-х гг. необходимо выделить наиболее типичные тенденции, которые, с одной стороны, носили общероссийский характер, с другой — своеобразно преломлялись в практической деятельности специальных учреждений региона. Первая тенденция связывается нами с развертыванием сети специальных школ-интернатов и сокращением сети специальных классов и специальных школ дневного пребывания для детей с ОВЗ.

Опираясь на качественный анализ результатов работы с учащимися в специальных классах общеобразовательных школ, специальных коррекционных школ дневного пребывания и специальных коррекционных школ-интернатов можно было сделать вывод о том, что наиболее эффективно работали именно последние. Об этом говорят данные о трудоустройстве выпускников, закончивших обучение в 1976 году (таблица 8), полученные нами в процессе исследования характера трудоустройства выпускников разных типов учреждений специального образования.

В ходе исследования было установлено, что дети из специальных классов не принимали участие в трудовом обучении в соответствии с существующими программами вспомогательных школ. В результате у большей части из них не сформированы общетрудовые умения, а профессиональные приемы работы отсутствуют. При обучении их в ПТУ эти недостатки, как правило, не удавалось компенсировать за столь короткий отрезок времени и при выпуске из училища они получали самый низкий разряд по избранной специальности.

Качественный анализ результатов трудоустройства показал, что более высокие результаты в устройстве среди выпускников специальных школ-интернатов. Они были обусловлены: высоким уровнем материальной базы профессионально-трудового обучения в специальных школах-интернатах, учебный процесс обеспечивали наиболее подготовленные учителя, налаженной системой профотбора и профессиональной ориентации, открытием в таких учреждениях классов, обеспечивающих производственную подготовку учащихся на завершающем этапе профессионально-трудового обучения и т.д.

В то время как в специальных классах при общеобразовательных школах и во многих специальных школах дневного пребывания детей подобные условия отсутствовали (в данном случае автор использовал материалы Всероссийского совещания по вопросам трудового обучения и воспитания учащихся вспомогательных школ Свердловской области, Свердловск, 1981 г.).

Немаловажным фактором, способствующим закрытию специальных классов являлось и то, что значительная часть родителей не могла должным образом воспитывать своих аномальных детей в связи с низким уровнем образования, неудовлетворительными материальными и социально-бытовыми условиями семьи. Это обстоятельство неоднократно отмечалось в исследованиях российских ученых [Замский; Татимов; Нигаев].

Вместе с тем статистика говорит о том, что большая часть специальных классов при общеобразовательных школах того времени не была обеспечена квалифицированными специалистами, а это, в свою очередь, существенно снижало эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми. В силу этих обстоятельств закрытие специальных классов и школ дневного пребывания детей и замена их интернатными учреждениями кажется нам логически обоснованным процессом. Однако было бы неверно полагать,что это единственный вариант решения проблемы. Хотя он, безусловно, идеально вписывался в логику принятия решений в командно-административной системе управления. Тем не менее были и другие варианты , о которых не принято было говорить в то время. Подобные решения принимались в условиях неотрегулированности взаимоотношений между обществом и государством, человеком и обществом, государством и законом.

Таблица 7

Данные

о трудоустройстве умственно отсталых школьников в Свердловской области, окончивших обучение в 1976 году во всех типах образовательных

учреждений в %

№ пп Характер устройства   Обучались в:  
Специальных классах Специальной школе дневного пребывания Специальной школе-интернате
1. Трудоустроились всего, в том числе:
  по профилю, которому обучались в школе -
  по профилю, не связанному со школьным обучением
2. Зачислены в ПТУ всего, в том числе:
  по профилю, которому обучались в школе -
  профиль, не связанный со школьным обучением труду
3. не трудоустроены в связи с инвалидностью
               

Насколько решительно претворялась в жизнь указанная тенденция, видно из таблицы 8 (в таблице использованы данные из личного архива автора, собранные им в процессе подготовки к Всероссийскому совещанию по вопросам трудового обучения и воспитания учащихся вспомогательных школ РФ).

Приведенные в таблице 8 данные говорят о единой для Уральского региона тенденции, указывающей на всеобщий характер сокращения специальных коррекционных классов для умственно отсталых детей и существенного расширения сети интернатных коррекционных образовательных учреждений для этой категории учащихся. Как видно из таблицы в Свердловской области количество коррекционных классов для умственно отсталых детей сократилось в 9 раз, Пермской – почти в 2 раза, Челябинской – почти в 5 раз.

В то же время количество интернатных коррекционных учреждений возросло в Свердловской области более чем в 2 раза, Пермской – в 10 раз, Челябинской – в 5 раз.

Таблица 8

Наши рекомендации