Специфика субъектно-объектных отношений в социально-гуманитарном знании
Понятие социокультурной парадигмы. Современное понимание общественной жизни. Субъект-объектная парадигма. Субъект. Виды новоевропейского субъекта. Признаки субъекта. Разум и рациональность. Объект. Виды объекта. Признаки объекта. Иррациональность. Детерминизм. Современное состояние социокультурной парадигмы.
Практические задания:
1. Составить полимнение по термину «парадигма»:
№ Автор,
исходные | Определение изучаемой | Структура сущности |
данные | сущности | (компоненты) |
Примечание: работы не менее 3-х авторов.
2. Составить план характеристики субъект-объектной парадигмы.
Задания для самостоятельной работы (2 часа)
1. Подготовьте короткие (на 1-2 стр.) тезисы своего доклада о специфике субъектно-объектных отношений в социально-гуманитарном исследовании.
Результаты освоения темы:
- тезисы доклада о специфике субъектно-объектных отношений в социально-гуманитарном исследовании;
- план характеристики субъектно-объектной парадигмы.
Модуль №3. Философско-методологические проблемы социально-гуманитарных наук
Лекция 3 (2 часа)
Методология и философия образования: новый этап
Философия образования. Предназначение образования. Цели и содержание образования. Единица содержания образования. Тенденции развития образования. Ключевые принципы непрерывного образования.
Задания для самостоятельной работы (2 часа)
1. Найдите в лекции 5-7 цитат (ключевых фраз), которые наиболее полно отражают его содержание (смысл).
Результаты освоения темы:
- конспект по теме лекции;
- тезаурус.
Семинарские занятия
Занятие 6 (2 часа)
Проблемы развития современного образования, их методологические и философские основания
Социокультурные, экономические, духовные потребности общества и их влияние на развитие образования. Стратегии развития образования в России. Главные цели и ценности современного образования. Характеристики инновационной образовательной среды. Компетенциарный и экспериментальный подходы к обучению.
Практические задания:
1. Проведение сравнительного анализа стратегий развития образования в России по плану:
· цели модернизации образования;
· основные стратегические линии (направления);
· проблематика основных линий (проблемы);
· предлагаемые пути решения;
· выводы (содержательное сходство и различия);
· прогноз на стратегию развития образования.
Примечание: о методологии сравнительного анализа см. Приложение 1.
Задания для самостоятельной работы (2 часа)
Анализ программных документов, определяющих образовательную политику в области инновационной деятельности на федеральном и региональном уровнях (не менее 2 документов по выбору студентов).
Результаты освоения темы:
- аналитическая справка по результатам анализа стратегий развития образования.
- аналитическая записка о развитии инновационной деятельности в образовании на федеральном и региональном уровнях.
Занятие 7 (2 часа)