Модуль 1. Наука как социокультурный феномен

Н.Ф. Ильина

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

учебно-методическое пособие

Красноярск 2012

ББК 74. 04(2) И-45

Печатается по решению научно-методического совета ГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»

Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева

Адольф В.А.

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий образования Сибирского федерального университета

Степанова И.Ю.

Ильина Н.Ф. Современные проблемы науки и образования:

учебно-методическое пособие. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева / ККИПК РО, 2012. 97 с.

ISBN 978-5-9979-0069-4

В данном учебно-методическом пособии представлены материалы к освоению дисциплины «Современные проблемы науки и образования» для магистрантов педагогических специальностей. В пособии раскрывается содержание курса, материалы для самостоятельной работы студентов и их работы на семинарских занятиях, требования к освоению программы. Для углубленного изучения содержания дисциплины приложены списки основной и дополнительной литературы. В приложениях дан справочный материал и тексты.

Пособие предназначено для студентов по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»).

Красноярский краевой институт повышения квалификации

ISBN 978-5-9979-0069-4работников образования, 2012.

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2012.

Ильина Н.Ф., 2012.


СОДЕРЖАНИЕ  
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И  
ОБРАЗОВАНИЯ» ........................................................................................................................
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  
ПРОГРАММЫ ...........................................................................................................................
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СОВРЕМЕННЫЕ  
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ» ........................................................................
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.............................................................................................
МОДУЛЬ 1. НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН...................................
МОДУЛЬ №2. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ  
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК..........................................................................
МОДУЛЬ №3. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ  
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК..........................................................................
МОДУЛЬ №4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБРАЗОВАНИИ.....................
МОДУЛЬ №5. РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ  
ОБРАЗОВАНИЯ ........................................................................................................................
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ......................................................................................................
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ............................................................................................................
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА..................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ВИДЫ АНАЛИЗА И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.............
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТЕКСТЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 1................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ТЕКСТЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 2................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 КАРЛ ПОППЕР ЛОГИКА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК .........................
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 П.Г. ЩЕДРОВИЦКИЙ ДИСКУССИИ О  
«ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ» КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ  
ОБЪЕКТА АНАЛИЗА В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ ........................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 СХЕМА ПО РАБОТЕ С ПРОБЛЕМАМИ...........................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 ВЫЯВЛЕНИЕ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ  
НОРМАТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..............
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 МАТЕРИАЛЫ К ДИСКУССИИ «ДОЛЖНА ЛИ  
ОГРАНИЧИВАТЬСЯ СВОБОДА ИССЛЕДОВАНИЙ» ....................................................
 

Модуль 1. Наука как социокультурный феномен - student2.ru




ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие «Современные проблемы науки и образования» предназначено для студентов 1 курса магистратуры изучающих одноимённую дисциплину, которая реализуется в рамках цикла дисциплин общепрофессиональной подготовки. При этом она ориентирована на интеграцию с дисциплинами предметной подготовки будущего магистра, осмысление потребностей формирования ключевых, базовых, специальных компетентностей в процессе его профессиональной подготовки.

Студентам для успешной реализации профессиональной деятельности в будущем, необходимо в период получения специальности изучить методологию науки и основы образовательной политики.

Особенностью данного пособия является то, что его содержание построено на основе системо мыследеятельностного подхода, являющегося базовым для федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Часть содержания имеет региональную специфику.

Пособие может быть использовано студентами, как для выполнения заданий для самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой дисциплины, так и для подготовки к семинарским занятиям.

В пособие включены тематический план дисциплины и описание образовательных целей и результатов, содержание модулей с планами лекций и компетентностно ориентированными задания для подготовки к семинарским занятиям, список основной и дополнительной литературы для подготовки к занятиям и самостоятельной работы.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»

Учет последних достижений науки и тенденций социально-экономического развития общества, в целом, и потребностей системы образования, в частности, определяют актуальность и направленность подготовки будущих педагогов. Вызванная глобализацией потребность соответствия имеющимся международным стандартам требует от работника образования готовности к постоянному обновлению профессиональных компетенций с учетом быстро меняющихся условий.

Программа «Современные проблемы науки и образования» составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»).

Программа основана на системо мыследеятельностном и компетентностном подходах, отличается гибкостью за счет модульной структуры построения.

Освоение программы создает возможности для карьерного роста будущих учителей, а также позволяет повысить уровень понимания и осознания изменений и проблем в ходе модернизации образования.

Образовательные цели программы:

1. Формирование представлений об особенностях развития науки.

2. Освоение основ образовательной политики.

3. Формирование у магистрантов знаний и способов деятельности, необходимых для проектирования и проведения самостоятельных исследований как особой формы эмпирического и теоретического познания действительности.

В программе оптимально сочетаются лекционные, семинарские и практические занятия. Соотношение различного вида занятий определяется спецификой содержания раздела, предпочтение отдается формам,

стимулирующим активность обучающихся, обеспечивающих их включенность в образовательный процесс.

Освоение содержания программы позволит обучающимся приобрести знания о философии и методологии науки, основах развития современного образования и образовательной политики, освоить методы и способы работы с программными документами, овладеть технологией выбора методологических основ (подходов) для проведения собственного исследования.

Образовательные результаты:

  Результаты   Методы учения Оценивание  
      / преподавания    
         
Теоретический Знание и - Сочетание 1.Таблица «Вклад
блок понимание:   лекций с работой философских  
  1.Особенностей в малых группах направлений в
  науки как вида (восстановление развитие науки».
  деятельности.   и понимание 2. Сиквейн по
  2.Особенностей содержания, теме  
  современного этапа оформление «Методология  
  развития науки. вопросов). научного  
  3. Основ   - Дискурсы. познания»,  
  образовательной - Изучение «Современная  
  политики.   первоисточников образовательная
  4. Нормативно- и нормативных политика».  
  правовых основ документов.    
  государственной и - Практические    
  региональной   задания, их    
  политики в обсуждение,    
  области.   отработка      
      навыков.      
               
             

Модуль 1. Наука как социокультурный феномен - student2.ru Модуль 1. Наука как социокультурный феномен - student2.ru Модуль 1. Наука как социокультурный феномен - student2.ru Модуль 1. Наука как социокультурный феномен - student2.ru Модуль 1. Наука как социокультурный феномен - student2.ru Модуль 1. Наука как социокультурный феномен - student2.ru       -      
        Индивидуальные    
        консультации.      
             
Практический Умения:   - Работа с 3.Эссе по
блок 1. Определять   кейсами.   каждому из
  теоретические и - Практические модулей курса
  философские   задания, их (письменная
  основы   обсуждение,   работа).  
  исследования.   отработка   2. Анализ
  2. Ориентироваться навыков.   учебных  
  в государственной - Практические материалов,
  и региональной занятия с нормативных и
  образовательной   использованием программных
  политике   кейсов.   документов.
  3.Работать с -   3. Оформление
  научной   Индивидуальные полимнений.
  литературой по консультации.      
  теме исследования.        

4. Аргументировать свою точку зрения.

5. Оформлять продукты и результаты собственной деятельности.

Модуль 1. Наука как социокультурный феномен - student2.ru

Магистр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образованиедолжен быть подготовлен к решению профессиональных задачв соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся общеобразовательных учреждений, различных профильных образовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания и развития;

организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям старших школьников, юношей и девушек, и отражающих специфику предметной области;

организация взаимодействия с коллегами, родителями, взаимодействие с социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров, включение во взаимодействие с социальными партнерами обучающихся;

использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества образования;

осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

в области научно-исследовательской деятельности:

анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;

проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного исследования в сфере образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий;

организация взаимодействия с коллегами, взаимодействие с

социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных исследовательских задач;

использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач;

осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе;

в области управленческой деятельности:

изучение состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

исследование, проектирование, организация, и оценка реализации управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;

организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных управленческих задач;

использование имеющихся возможностей окружения управляемой системы и проектирование путей ее обогащения и развития для обеспечения качества управления;

в области проектной деятельности:

проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;

проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;

проектирование содержания новых дисциплин и элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, а также форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных

материалов, в том числе на основе информационных технологий;

в области методической деятельности:

изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения;

исследование, проектирование, организация и оценка реализации методического сопровождения педагогов с использованием инновационных технологий;

организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных научно-методических задач;

использование имеющихся возможностей образовательной и социальной среды и проектирование новых сред, в том числе информационных, для обеспечения развития методического сопровождения деятельности педагогов;

в области культурно-просветительской деятельности:

изучение и формирование культурных потребностей и повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности;

создание просветительских программ и их реализация в целях популяризации научных знаний и культурных традиций;

использование современных информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации (СМИ) для решения культурно-просветительских задач;

формирование художественно-культурной среды, способствующей удовлетворению культурных потребностей и художественно-культурному развитию отдельных групп населения.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В результате освоения программы учебной дисциплины обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень;

готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач;

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

Выпускник должен обладать следующими профессиональными

компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках;

способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру;

в области педагогической деятельности:

способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики;

в области научно-исследовательской деятельности:

способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;

в области методической деятельности:

готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области;

в области управленческой деятельности:

готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы;

в области проектной деятельности:

готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения;

в области культурно-просветительской деятельности:

способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»

Всего Наименование темы   Аудиторные часы Час Вид  
                       
п/ п часов         лекци семина всего ы на контроля  
            и ры   с/р    
                     
                       
       
                   
  (3 кред.) 1 КУРС: базовые              
    модули №№1 - 5   экзамен  
                   
Модуль №1. Наука как социокультурный        
  феномен                  
                   
1.   Наука и ее функции в          
    жизни общества                
                     
2.   Основания науки.          
    Роль философских              
    идей и принципов в              
    развитии научного              
    знания                  
                     
3.   Методология            
    научного познания              
                       
4.   Главные              
    характеристики                
    современного этапа              
    развития науки                
                       
Модуль №2. Философско-            
методологические проблемы социально-              
гуманитарных наук                  
                     
5.   Специфика            
    социально-                
                       
                   

    гуманитарного            
    познания            
                 
6.   Методология и логика        
    социальных наук            
                 
7.   Специфика субъектно-        
    объектных отношений            
    в социально-            
    гуманитарном знании            
                 
Модуль №3. Современные проблемы      
образования              
                 
8.   Методология и        
    философия            
    образования: новый            
    этап            
                 
9.   Проблемы развития        
    современного            
    образования, их            
    методологические и            
    философские            
    основания.            
                 
10.   Научное обоснование        
    практики и общие            
    методологические            
    условия его            
    разработки            
                 
Модуль №4. Государственная политика в      
образовании              
                 
11.   Российское      
    образование и            
                 
             

    тенденции мирового          
    развития          
               
12.   Нормативно-правовые      
    основы          
    государственной          
    политики          
               
13.   Образовательная      
    система РФ:          
    приоритетные          
    направления развития          
               
Модуль №5. Региональные аспекты      
развития системы образования          
               
14.   Региональная      
    образовательная          
    политика и          
    инвестиционные          
    проекты          
    Красноярского края          
               
15.   Нормативно-правовая      
    база региональной          
    политики          
               
16.   Система образования      
    Красноярского края:          
    приоритетные          
    направления развития.          
    Краевые целевые          
    программы и проекты          
               

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Семинарские занятия

Занятие 6 (2 часа)

Проблемы развития современного образования, их методологические и философские основания

Социокультурные, экономические, духовные потребности общества и их влияние на развитие образования. Стратегии развития образования в России. Главные цели и ценности современного образования. Характеристики инновационной образовательной среды. Компетенциарный и экспериментальный подходы к обучению.

Практические задания:

1. Проведение сравнительного анализа стратегий развития образования в России по плану:

· цели модернизации образования;

· основные стратегические линии (направления);

· проблематика основных линий (проблемы);

· предлагаемые пути решения;

· выводы (содержательное сходство и различия);

· прогноз на стратегию развития образования.

Примечание: о методологии сравнительного анализа см. Приложение 1.

Наши рекомендации