Глава 16. особенности логопедической работы при нарушениях слуха

ГЛАВА 16. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ НАРУШЕНИЯХ СЛУХА

Логопедическое воздействие может эффективно исполь­зоваться в работе со слабослышащими детьми.

Выраженное и стойкое снижение слуха затрудняет не только восприятие речи, но и неизбежно приводит к нару­шению или недоразвитию экспрессивной речи. При этом степень нарушения (недоразвития) экспрессивной речи в каждом конкретном случае будет зависеть от степени сни­жения слуха (чем тяжелее степень, тем хуже речь), време­ни наступления тугоухости, условий развития ребенка (при­нятие специальных мер по сохранению и развитию речи обеспечивает сравнительно лучшее ее состояние).

Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью. Оно охватывает все ее сторо­ны. Однако у слабослышащих могут наблюдаться и такие формы речевой патологии, которые непосредственно не свя­заны с состоянием слуховой функции: заикание, наруше­ние темпа речи, ринолалии, оптическая дисграфия и дис­лексия, дизартрия, механическая дислалия, нарушения голоса, алалия, ранняя детская афазия.

ГЛАВА 18. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ

Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми

Значительное отставание отмечается у умственно отста­лых детей в появлении фразовой речи. При этом временной интервал между первыми словами и фразовой речью у них более длительный, чем у нормальных детей.

Особенности речевого развития умственно отсталых де­тей в психологическом аспекте изучены многими авторами (В. Г. Петрова, М. С. Певзнер, И. Карлин, М. Стразулла, К. Лонэ, С. Борель-Мезонни, Шлезингер, М. Зееман и др.). Специфика нарушений речи и их коррекция у умствен­но отсталых детей определяются особенностями их высшей нервной деятельности и психического развития.

У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхностность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регу­ляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Характерным для них является позднее развитие речи. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций. Если в норме спонтанный лепет у детей по­является в период от 4 до 8 месяцев, то у умственно отста­лых детей лепет отмечается в период от 12 до 24 месяцев (И. В. Карлин, М. Стразулла).

По мнению Касселя, Шлезингера, М. Зеемана, у умствен­но отсталых детей с дебильностью первые слова появляют­ся позднее 3 лет. Исследования И. В. Карлина и М. Стразул-лы показали, что первые слова у этих детей появляются в период от 2,5 до 5 лет. (В норме появление первых слов у детей от 10 до 18 месяцев.)

Нарушение связной речи у умственно отсталых школьников

В работах многих авторов отмечается, что становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к са­мостоятельному высказыванию у этих детей является очень трудным и во многих случаях затягивается вплоть до стар­ших классов вспомогательной школы.

Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Связные тексты часто со­стоят из отдельных фрагментов, не связанных в единое це­лое, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.

Одной из причин задержки формирования связной речи умственно отсталых детей является то, что их речевая ак­тивность очень слаба и довольно быстро истощается.

Более легко, чем самостоятельный рассказ, осуществля­ется у умственно отсталых детей пересказ.

Особенности логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя и формированию связной речи

Особенности нарушений письменной речи и их коррекция у умственно отсталых школьников

ГЛАВА 16. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ НАРУШЕНИЯХ СЛУХА

Логопедическое воздействие может эффективно исполь­зоваться в работе со слабослышащими детьми.

Выраженное и стойкое снижение слуха затрудняет не только восприятие речи, но и неизбежно приводит к нару­шению или недоразвитию экспрессивной речи. При этом степень нарушения (недоразвития) экспрессивной речи в каждом конкретном случае будет зависеть от степени сни­жения слуха (чем тяжелее степень, тем хуже речь), време­ни наступления тугоухости, условий развития ребенка (при­нятие специальных мер по сохранению и развитию речи обеспечивает сравнительно лучшее ее состояние).

Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью. Оно охватывает все ее сторо­ны. Однако у слабослышащих могут наблюдаться и такие формы речевой патологии, которые непосредственно не свя­заны с состоянием слуховой функции: заикание, наруше­ние темпа речи, ринолалии, оптическая дисграфия и дис­лексия, дизартрия, механическая дислалия, нарушения голоса, алалия, ранняя детская афазия.

Наши рекомендации