Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Материально-техническое обеспечениепрограммы МДОУ № 70 «Калинка» является одним из важнейших условий полноценного развития личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сфере социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Образовательный процесс обеспечен оборудованными кабинетами, объектами для проведения образовательной деятельности по Программе:
Физкультурный зал.
Оборудование: обручи пластмассовые малые, обручи пластмассовые большие, дуга для подлезания, скакалки, мячи большие, малые, маты большие, гимнастические палки, скамейки гимнастические, кольцебросы (с кольцами), дорожки массажные для ног, кегли, тоннель развивающий, мешочки для метания, контейнеры для оборудования, кубы деревянные малые, канат гладкий, стенки гимнастические, спортивный инвентарь для ОРУ и ОВД, мячи – фитболы, степ-платформы и др.
Физкультурная площадка на улице:
Оборудование: лестницы для лазания, бревно, дуги для подлезания, кольца баскетбольные, дорожки.
Кабинет педагога-психолога.
Оборудование: столы, стулья, диван детский, песочница.
Наглядно-методические пособия: настольные игры, дидактические пособия для детей, методическая литература, детская художественная литература, мягкие игрушки, мелкие игрушки для песочницы, диагностический материал, коррекционный материал для работы с детьми, информационный материал для родителей и педагогов.
Кабинет изостудии.
Оборудование: столы, стулья, мольберты.
Наглядно-методические пособия: Городецкая роспись, Полхов-Майданская роспись, Гжель, Филимоновская игрушка, Дымковская игрушка, Хохлома, изделия народных мастеров, произведения живописи различных авторов, необходимое оборудование по изобразительной деятельности и конструирования.
Музыкальный зал.
Оборудование: стулья, синтезатор, пианино, музыкальные инструменты и музыкально-дидактические игры, костюмы для театрализации, атрибуты для танцевальной деятельности и т.д.
Материально-техническое обеспечение программы отвечает требованиям определяемыми в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Территория дошкольной образовательной организации по периметру ограждена забором, имеет наружное электрическое освещение, на территории выделены игровая и хозяйственные зоны.
Зона игровой территории включает в себя групповые площадки – индивидуальные для каждой группы, оборудована площадка для занятий физической культурой.
Для защиты детей от солнца на прогулочных участках расположены теневые навесы (веранды). Для хранения игрушек, используемых на территории, колясок, санок, велосипедов выделяется специальное место.
Игровые и физкультурные площадки для детей оборудованы с учётом их росто-возрастных особенностей. Игровое оборудование изготовлено из материалов не оказывающих на детей вредного воздействия.
Ежегодно, в весенний период, на прогулочных участках проводится полная замена песка, вновь завозимый песок отвечает гигиеническим нормам.
Материально-техническое обеспечение программы отвечает требованиям определяемыми в соответствии с правилами пожарной безопасности.
Программой предусмотрено также, использование обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Материально-техническое оснащение приоритетного направления Программы
Транспортная площадка:
- разметка: две полосы движения, пешеходные переходы – «зебра», «островок безопасности», тротуары, перекрёсток,
- действующий светофор,
- знаки дорожного движения для улицы,
- детский транспорт: велосипеды, самокаты, машины, коляски,
- наглядная информация: плакаты, баннеры.
Наглядные пособия:
-наглядная агитация для родителей и детей: стенды, уголки в группах,
-макеты города, микрорайона, детского сада и близлежащих улиц с набором мелких игрушек,
-переносной механический действующий светофор,
-знаки дорожного движения,
-фланелеграф, магнитные доски, панно с набором схематических изображений предметов,
-плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации,
-светофоры, игрушки транспортные,
-конструкторы «Лего», металлические конструкторы, строительные наборы,
-раздаточный материал по теме,
-детская художественная литература,
-словесные, дидактические игры,
-настольно-печатные игры,
-подвижные игры
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов:
-жезлы, свистки, фуражки милиционера, нарукавники,
-игрушки транспортные,
-флажки для перехода улицы,
-планшеты с перекрёстком,
-нагрудные изображения с различным видом транспорта.
Дорожные знаки нагрудные и переносные:
- «Пешеходный переход» - «Телефон»
- «Движение пешехода запрещено» - «Пункт медицинской помощи»
- «Круговое движение» - «Пункт питания»
- «Остановка автобуса» - «Движение направо (налево)»
- «Осторожно - дети!» - «Движение на велосипеде»
- «Осторожно, трамвай» (разрешено, запрещено)
- «Железнодорожный переезд со - «Движение прямо»
шлагбаумом» (без шлагбаума) - «Дикие животные»
- «Движение пешехода разрешено»
- «Прочие опасности»
- «Движение направо (налево)»
Материально-техническое обеспечение программы частично отвечает требованиям к оснащённости помещений, развивающей предметно-пространственной средой (далее РППС), в соответствии с направлениями, возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Преобразование РППС происходило с учётом следующих принципов.
1.Построение РППС с учётом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
При создании РППС в каждой возрастной группе педагоги реализуют одну тему, соответствующую календарно-тематическому плану. В различных центрах группы представлены материалы, позволяющие детям в процессе соответствующей деятельности освоить содержание данной темы. Именно в её рамках решаются в единстве воспитательные, развивающие и обучающие задачи.
2. Создание РППС, обеспечивающей образовательную деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности.
В каждой группе созданы условия, позволяющие дошкольникам реализовать все виды детской деятельности (и их разновидности) в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными предпочтениями. Реализация разновидностей познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается через экспериментирование, моделирование, исследование, проектирование (со старшей группы); игровой деятельности – через творческие игры (режиссёрские, сюжетно-ролевые, игры-драматизации; театрализованные, игры со строительным материалом, игры-фантазирования, импровизационные игры-этюды) и игры с правилами (дидактические, подвижные, развивающие, музыкальные); изобразительной деятельности – через лепку, рисование, аппликацию; преобразование предметов через изменение их форм, размера, функции, строения и т.д.
3. Создание РППС, обеспечивающей решение программных образовательных задач как в совместной деятельности взрослого и детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности (возникающей по их инициативе и разворачивающейся по их замыслу).
Дети могут действовать по заданному педагогом наглядному алгоритму деятельности или сами составлять программу деятельности.
4. Создание РППС интегрированных видов деятельности детей.
Интегрированная деятельность детей определяется как деятельность, построенная на основе синтеза компонентов двух и более видов детской деятельности (или их разновидностей), объединённых одной темой и соответствующим содержанием. Например, игра-конструирование (сюжетно-ролевая игра, конструирование из подсобных материалов, коммуникативная деятельность), игра-эксперимент (коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская), (игра-моделирование (игры с правилами, моделирование, коммуникативная деятельность), игра-концерт (пение, сюжетно-ролевая игра, коммуникативная деятельность).
Специфика данной среды заключается в том, что она стимулирует проявление детьми интегративных качеств личности:
-в выборе ими способов решения предложенных задач (заданий);
-характере действий с представленными материалами и оборудованием;
-характере отношений к реализуемой деятельности, самому себе как её субъекту, взаимоотношений с партнёрами и др.
Содержательные принципы
1. Информированности, обогащённости и наукоёмкости среды – проявляется в разнообразии тематики, удовлетворении интереса ребёнка к новизне, научном характере предоставляемой информации, предоставлении объектов и средств различных видов детской деятельности, обеспечении возможности ребёнка «вычерпывать» с их помощью информацию, необходимую для постановки и решения задач реализуемой ребёнком деятельности.
2. Эмоциональной насыщенности среды – проявляется, как способность её воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка, давать разнообразные и меняющиеся впечатления, вызывающие эмоциональный отклик, предоставлять возможность прожить, выразить свои эмоции и чувства в деятельности.
3. Системности, блочности и тематичности – проявляется в целостности и взаимосвязи содержания всех представленных в среде центров и в его соответствии календарно-тематическому плану (на определённом временном промежутке), а также в направленности на решение соответствующих задач психолого-педагогической работы с детьми.
4. Оптимального соотношения процессов развития и саморазвития детей (Н.Н.Поддъяков) – проявляется как взаимосвязь между двумя типами детской активности: во-первых, собственной активности ребёнка, которую он определяет сам; во-вторых, активности ребёнка, которая стимулируется взрослым, организующим деятельность с целью получения определённого результата; предполагает наличие материала, обеспечивающих мотивацию детей (стимульный материал) и опосредованное руководство педагогом детьми (наглядные алгоритмы, программы деятельности и др.).
5. Опережающего характера содержания образования (М.Н. Полякова) – выражается в наличии материалов ориентированных на развитие, что позволяет, во-первых, обеспечить продвижение более «продвинутым» детям, во-вторых, определить степень переноса детьми уже известной информации в новые, незнакомые условия деятельности, в-третьих, открываются перспективы саморазвития, возможности накопления «неясных» знаний, воспитания стремления понять, узнать, разобраться в новом.
6. Открывающейся перспективы – проявляется в том, что в содержании всех представленных в среде центров должно стимулировать поисковую активность детей как в связи с освоением новой информации, так и в связи с поиском способов решения стоящих перед ребёнком задач (предлагаемых заданий), т.е. способствовать выдвижению гипотез, построению догадок, предположений.
7. Реализация субъектного опыта детей в различных видах детской деятельности – предполагает создание условий для проявления активности детей независимо от уровня их представлений в той или иной области знаний, умений в конкретном виде детской деятельности; выражается в наличии материалов, обеспечивающих успешность в выборе способов решения проблемы, планировании действий по их использованию и реализации намеченного плана.
8. Направленности на формирование интегративных качеств личности – проявляется в том, что совокупность всех компонентов РППС, созданных с соблюдением представленных выше принципов, стимулирует проявление всех сфер личности ребёнка в нераздельной совокупности, и, в конечном счёте, предопределяет успешность детей в осуществлении интегрированных видов деятельности.