Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Созданная в группе развивающая предметно-пространственная среда отвечает следующим характеристикам:

1. Содержательная насыщенность - обеспечивается наличием в группе средств обучения и воспитания, материалов, в том числе расходных игровых, спортивных, оздоровительного оборудования, инвентаря, соответствующих возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

2. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3. Полифункциональность материалов обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих предметной среды, в том числе детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. Кроме того, в группе присутствуют предметы, не обладающих жёстко закреплённым способом употребления, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4. Вариативность среды обеспечивается наличием различных в группах (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, дополняется новыми предметами, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступность среды определяет возможность свободного доступа для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Необходимым условием является исправность и сохранность материалов и оборудования.

6. Безопасность предметно-пространственной среды определяется соответствием всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

В состав групповой ячейки входят:

1. Раздевальная (приемная) – предназначена для приема детей и хранения верхней одежды. Раздевальная оборудована шкафами для верхней одежды детей. Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется.

Также в приемной расположены информационные уголки для родителей, выполненные в едином стиле («Советы родителям», «Охрана прав ребенка», «Меню», «Информация для родителей», «ФГОС ДО»), папки-передвижки («Адаптация ребенка к детскому саду», «Неспецефическая профилактика гриппа»), куда помещается информационный материал для родителей, консультации, рекомендации специалистов.

2. Групповая - предназначена для проведения игр, занятий и приема пищи.

В групповой установлены столы и стулья по числу детей в группе. Стулья и столы одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей. Групповая оснащена мебелью для размещения игрового развивающего материала и для организации различных видов деятельности детей. Также в групповой находятся учебные доски. Игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеют документы, подтверждающие безопасность, могут быть подвергнуты влажной обработке и дезинфекции.

В группе имеются оборудование, дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература, необходимые для организации разных видов деятельности детей.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе осуществляется с учётом основных направлений развития младшего дошкольника.

Обстановка в группе создана таким образом, чтобы предоставить ребёнку возможность самостоятельно делать выбор. Содержание развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек.

В группе созданы следующие центры детской активности:

- Книжный уголок.

Основные задачи книжного уголка: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем мире.

- Уголок природы.

Основные задачи уголка природы: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами.

- Уголок строительных игр.

Основные задачи уголка строительных игр: развитие мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развитие воображения, логического и образного мышления.

- Уголок ролевых игр.

Задачи уголка сюжетно-ролевых игр: обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками.

- Музыкальный уголок.

Задачи музыкального уголка: формирование интереса к музыке, знакомство с музыкальными инструментами.

- Уголок театрализации.

Задачи уголка театрализации: формирование интереса к миру театра, театрализованным играм, обогащение игрового опыта детей, развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной сферы.

- Уголок детского творчества.

Задачи уголка детского творчества: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

- Уголок занимательной математики.

Задачи уголка занимательной математики: формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления, памяти, смекалки, интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами и т.д.

- Уголок безопасности.

Задачи уголка безопасности: знакомство с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в природе; формирование предпосылок к осознанному соблюдению детьми правил безопасного поведения.

- Уголок уединения.

Задачи уголка уединения: обеспечение возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным.

Физкультурно-оздоровительный уголок вынесен в раздевальную (приемную).

Задачи физкультурно-оздоровительного уголка: развитие двигательной активности и физических качеств детей

3. Спальня – предназначена для организации дневного сна детей. В спальне расставлены кровати. Дети обеспечены индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены.

Имеют не менее 2 комплектов постельного белья. Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка.

4. Буфетная - предназначена для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды.

5. Туалетная совмещенная с умывальной - здесь установлены умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, рядом с умывальниками установлены вешалки для детских полотенец, кроме того в туалетной установлены душевой поддон-шкаф для уборочного инвентаря. В туалетной для детей раннего возраста оборудованы шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков, слив для их обработки.

Детская мебель и оборудование для помещений изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и имеют документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.

Музыкальный и физкультурный зал.

6. Музыкальный и физкультурный зал совмещены и предназначен для проведения музыкальных занятий и индивидуальной работы, праздников, развлечений, спектаклей, для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, физкультурных досугов, соревнований.

В зале в достаточном количестве имеются музыкальные игрушки, инструменты, дидактические пособия. Представленное наличие театральных костюмов и атрибутов позволяет организовывать различные виды музыкально-художественной деятельности.

Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям: оснащение музыкального зала: пианино, музыкальный центр, проектором, интерактивной доской. Созданная развивающая музыкально-предметная среда не только позволяет успешно реализовать программу музыкального воспитания дошкольников, но и способствует реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей.

Оборудование для физкультурных занятий: разнообразный спортивный инвентарь и спортивные атрибуты для физического развития детей.

7. Прогулочная площадка оборудована малыми игровыми формами в соответствии с возрастом: песочницей, горкой, домиком.

Таким образом, созданная в помещении группы и на участке развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает не только условия для реализации Рабочей программы, но и возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Наши рекомендации