Виртуальный методический кабинет как одна из современных форм методической работы
Виртуальный методический кабинет — это целостная многофункциональная информационно-образовательная среда, ориентированная на активную и немедленную методическую поддержку образовательного процесса. Виртуальный методический кабинет позволяет организовать методическое пространство для всех его участников, создает оптимальный доступ к необходимой информации, обеспечивает оперативную методическую помощь, дает возможность поделиться опытом работы.
Виртуальный методический кабинет это:
- форма интерактивного общения, где можно обменяться информацией, высказать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу;
- возможность организовать методическое пространство, которое создает оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток;
- оперативная методическая помощь;
- возможность принять активное участие в виртуальных педагогических и методических мероприятиях.
Виртуальный методический кабинет позволяет создавать педагогические сообщества для:
- организации совместной работы преподавателей по разработке образовательных ресурсов,
- организации обсуждения важных вопросов,
- коллективного поиска решения актуальных проблем,
- написания коллективных методических материалов,
- проведения сетевых мероприятий (конференций, конкурсов и пр.).
В настоящее время виртуальные методические кабинеты создаются как отдельными педагогами, так и педагогическими коллективами. Как правило, виртуальный методический кабинет включает:
- нормативные документы системы образования всех уровней;
- тексты локальных актов, созданных в данном образовательном учреждении и регламентирующих образовательный процесс;
- официальные программные материалы (образовательные стандарты, программы учебных курсов, тематические планирования и пр.);
- авторские программные материалы (рабочие программы по учебным предметам, авторские тематические планирования, поурочные разработки и сценарии и пр.);
- программы и планы текущих мероприятий;
- отчеты (текстовые и фотоотчеты) по прошедшим мероприятиям;
- блоки методической помощи:
- учащимся и воспитанникам;
- родителям;
- молодым специалистам;
- пространство для обмена мнениями, впечатлениями, опытом;
- развивающий блок, насыщенный материалами «за страницами учебников»;
- страницу ссылок на иные ресурсы сети Интернет и др.
Необходимо напомнить, что виртуальное общение, как бы насыщено оно не было, никогда не заменит живого общения. Любое виртуальное общение лишь активизирует реальное общение, готовит его, снабжает собеседников информацией, позволяет предварительно обменяться мнениями.
Методическая продукция (виды, содержание, оформление)
Методическая продукция — один из самых востребованных сегодня видов педагогической издательской продукции. В ситуации постоянно меняющихся приоритетов вопрос «как преподавать?» оказывается гораздо важнее вопроса «что преподавать?». Однако культура изданий, как общих, так и специальных, в настоящее время оставляет желать лучшего. Именно поэтому мы включили данный раздел в методические рекомендации.
Создание методической продукции обусловлено функциональными обязанностями методиста и является одним из направлений его деятельности. Но и учитель, владеющий навыками создания методической продукции, быстро становится проводником передовых педагогических идей, лидером методико-педагогического процесса в образовательном учреждении.
Виды методической продукции могут быть классифицированы:
- По периодичности: периодическая и непериодическая.
- По адресату: для взрослых (преподавателей) и для детей (учащихся, воспитанников).
- По характеру информации: текстовая, схематическая, плакатная или графическая.
- По содержанию (в зависимости от специализации учителя, методиста):
- По функциональному назначению:
- информационная (методическое описание, комментарий, аннотация, листовка, бюллетень, рецензия, газета, реферат, справочник, справка, информация, анализ, положение);
- организационно-методическая (программа, инструктивно-методическое письмо, методическая записка, памятка, инструкция, методическая рекомендация, методическая разработка, тематическая папка);
- прикладная (сценарий, картотека, каталог, график, наглядные пособия, тематическая подборка материалов, задачник, сборник упражнений).
Любой из видов методической продукции может быть представлен как типографское издание, публикация в периодическом издании, буклет, электронное издание (CD, DVD, публикация в сети Интернет) или печатный вариант рукописи методист, набранный на компьютере.
К методическим продуктам предъявляются определенные требования:
- Методический продукт должен быть актуальным, учитывать запросы и профессиональные потребности педагогов-практиков.
- Издание должно иметь конкретный адрес, точную нацеленность на определенную категорию взрослых или детей.
- Издание должно быть результатом глубокого всестороннего изучения какого-либо вопроса по научно-педагогической, методической литературе, либо специального педагогического эксперимента,либо оправдавшегосебя опыта работы коллектива, отдельного педагога.
- Название должно прямо указывать на его тему и основное содержание.
- Содержание издания должно раскрывать педагогическую сущность рассматриваемого явления, описывать методику действий педагога, коллектива.
- Если в издании использованы печатные источники, идеи и материалы других авторов, то обязательно нужно указывать источник.
Необходимо обратить внимание на культуру оформления издания, лаконичность изложения, целостность и логичность структуры.
Методическая продукция обязательно утверждается на Методическом совете (Педагогическом совете) образовательного учреждения.
Типовая структура методического издания
Титульный лист:
· название учреждения, которое издает методическое пособие;
· вид и название методической продукции;
· кому адресуется;
· составитель или автор;
· город и дата издания.
Оборот титульного листа (либо 2-я страница).
На обороте титульного листа указывается название редакционного совета, по решению которого выпускается данная продукция (например, «Печатается по решению научно-методического совета ГОУ СОШ № ____»), далее идут выходные данные, состав редакционной коллегии, рецензенты.
Для издания пишется краткая аннотация (1-2 абзаца), в которой указывается, для кого предназначена продукция, что она содержит.
Содержание должно включать:
- вступление (с какой целью подготовлено издание и о чем будет идти речь);
- основная часть (текст, разбитый на соотносимые друг с другом разделы);
- заключение (выводы, предложения);
- литература.
В зависимости от вида методической продукции издание может включать приложения (сценарии, планы, программы, схемы, рекомендуемая литература).