Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование группы методов | Цель, назначение использования | Формы проведения общения. |
Информационно-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Способствуют организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения и построение грамотного общения с родителями. | Проведение социологических срезов, опросов «Почтовый ящик», «Индивидуальные блокноты». |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. | Семинары-практикумы. Тренинги. Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме. Мини-собрания. Игры с педагогическим содержанием. Педагогический брифинг. Устные педагогические журналы. Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. Педагогическая библиотека для родителей. |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Обеспечивают установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. | Совместные праздники, досуги. Выставки детско-взрослых работ. Кружки, секции, клубы. |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. | Информационные проспекты. Альманахи. Журналы и газеты, издаваемые для родителей и родителями. Открытые просмотры образовательной деятельности с детьми. Стенгазеты. Фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, а также аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и др. |
Совместную деятельность педагогов и родителей желательно организовывать через:
- проектную деятельность;
- фестивали;
- акции;
- творческие гостиные;
- вечера вопросов и ответов;
- праздники;
- собрания-встречи и т.д.
Мастер-классы, экскурсии, лекции, семинары, практикумы, клубы способствуют заинтересованности родителей в воспитании детей, повышают их педагогическое образование.
Использование ИКТ в профессиональной деятельности педагога по вопросам выстраивания взаимодействия с родителями позволяют:
- оперативно взаимодействовать с родителями;
- работать с родителями в удобное для них время;
- включить родителей в деятельность по воспитанию и развитию собственных детей;
- проводить собрания во время карантина в дошкольном учреждении в период массовых эпидемий;
- организовать дискуссии и совместную деятельность на новом уровне за счет использования инновационных технологий;
- рассмотреть широкий спектр вопросов за короткий промежуток времени, сэкономить временные ресурсы;
- оперативно общаться и обсуждать вопросы до и после проведенных совместных мероприятий;
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга. Ориентация ФГОС на гуманизацию дошкольного образования исключает стереотипы традиционного педагогического мировоззрения, где главным ориентиром было проведение занятий, формирование знаний, умений и навыков, которые педагог «навязывал» ребёнку, а ребёнок должен был их продемонстрировать, «отчитаться» в том числе и перед родителями. Сущность гуманизации образовательного процесса состоит в создании таких форм, методов и средств организации образовательного процесса, которые обеспечат бережное развитие и саморазвитие индивидуальности ребёнка - его познавательных процессов, личностных и духовных качеств в активном взаимодействии со взрослыми, в том числе и с наиболее значимыми для ребенка взрослыми – его родителями. Включенность родителей в процесс подготовки и проживания ключевых событий детсадовской жизни и ежедневных моментов на основе партнерства, соучастия и сотворчества – важная задача реализации Стандарта.
На протяжении всего пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе, невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени-обучению в школе.
10. Вариативные формы дошкольного образования.
Целью образовательной политики государства в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.
Реализация поставленной цели решается в рамках следующих приоритетных направлений:
- доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования;
- развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение доступности образования и определение образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями;
- психолого-педагогическая поддержка семьи: оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье.
Вариативные формы дошкольного образования — это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.
Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
К вариативным формам дошкольного образования для детей относятся:
группа кратковременного пребывания;
центр игровой поддержки ребенка;
консультативный пункт;
служба ранней помощи;
лекотека;
семейный детский сад.
11. Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и школы.
Преемственность дошкольного образования подразумевает обеспечение плавного перехода одного этапа образования к другому. Дошкольное образование является первой ступенью системы образования в целом.
Переход из детского сада в школу является важным моментом для каждого ребёнка, ведь именно в это время деятельность воспитанника меняется и переходит на качественно новый этап – ученика, учащегося школы.
При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Педагоги дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в I классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению.
Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е. развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.
Программы между детским садом и школой имею сходства как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.
Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.
В условиях ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.
У дошкольников необходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как:
- способность действовать по образцу;
- умение слушать и выполнять инструкцию;
- умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;
- умение задавать и отвечать на вопросы;
- умение оценивать как свою работу, так и работу других детей.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.
Одним из главных, позволяющих дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности, игру на учение является принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы.
При организации деятельности воспитанников используем разнообразные формы взаимодействия. Это совместные экскурсии и праздники, конкурсы и выставки, занятия с различными специалистами.
Для качественного результата реализации программы необходимо тесное взаимодействие между педагогами детского сада и школы.
Важнейшим условием эффективности работы является:
- четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
- создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями.
• Совместное проведение родительских собраний.
• Проведение дня открытых дверей.
• Посещение уроков родителями.
• Открытые занятия для родителей ДОУ.
• Консультации воспитателя, учителя начальных классов
• Организация экскурсий в школу.
• Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований
Благодаря совместной деятельности коллектива детского сада и учителей 1-х классов, семьи, ребенок безболезненно адаптируется к школьной жизни, приобретает важные личностные качества необходимые для дальнейшей жизни в обществе.