Периодизации психического развития ребенка в онтогенезе.

Возрастная периодизация — периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Л.С. Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы).

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Л.С. Выготским и Д.Б.Элькониным.

Возрастные особенности - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые отличают данного человека от других. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях (своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности).

Возрастная периодизация (педагогическая):

1) младенчество (до года);

2) преддошкольный (от 1 до 3 лет);

3) дошкольный (от 3 до 6 лет);

4) младший школьный (6 - 10 лет);

5) средний школьный (10 - 14 лет); 6) старший школьный (14 - 17 лет).

Основу данной периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, - с другой.

Если объективно существуют этапы биологического созревания организма, его нервной системы, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно организованное воспитание должно основываться на возрастных особенностях детей. Я.А.Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей.

Каждая стадия развития человека характеризуется определенным типом ведущей деятельности; переход от одной стадии к другой обусловлен изменением типа ведущей деятельности. Смена ведущей деятельности обусловлена возникновением новых потребностей и мотивов, изменением положения ребенка в системе его отношений с другими людьми.

Духовное развитие людей протекает неравномерно, что обусловлено врожденными предпосылками, характером внутренних психических процессов, степенью активности личности, направленной на самосовершенствование, особенностями воздействия внешних факторов.

Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обусловливают выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития:

- в молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее, а по мере того как человек становится старше, темп развития замедляется;

- физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды - быстрее, в другие - медленнее.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей:

- между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития;

- с возрастом темп духовного развития замедляется;

- духовное развитие людей протекает неравномерно; существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств;

- по мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации.

Развитие личности ребенка составляет внутреннее содержание объективно-закономерного процесса воспитания. Формирование воспитуемого должно осуществляться согласно его возможностям, одаренности, имеющемуся потенциалу.

Педагог должен знать:

- структуру личности человека: его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства и качества;

- движущие силы и закономерности развития человека и формирования его личности;

- возрастные и индивидуальные особенности детей, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития;

- внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах.

Педагог должен уметь:

- осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности, педагогически целесообразно использовать методы исследования;

- определять цели, задачи, перспективы деятельности, направленной на создание условий для гармоничного развития личности;

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития человека при определении содержания, форм, методов, средств организации деятельности и общения;

- анализировать характер и степень воздействия на формирование личности как каждого фактора в отдельности, так и их совокупности;

- координировать, корректировать и компенсировать в интересах развития личности формирующее влияние различных факторов (деятельности, общения, семьи, коллектива и др.), опираясь на их совокупный потенциал и возможности воспитания.

Периодизация по Выготскому – Эльконину

Период Возрастной кризис Ведущая деятельность Объект познавательной деятельности Какая сфера психики преимущественно развивается Психологические новообразования Социальная ситуация развития
Младенчество 0-1 год Рождения, 1 года Непосредственно эмоциональное общение со взрослыми Отношения Личностная (мотивационно-потребностная) Потребность в общении Акты хватания и подражания Зачатки самосознания Освоение взаимооотношений между людьми
Ранний возраст 1-3 года 3-х лет Предметно-манипулятивная Предметы, окружающий мир Познавательные процессы (ощущение, восприятие, моторика) Речь Наглядно-действенное мышление Внешнее «Я сам» Усвоение способов действия с предметами
Дошкольный возраст 3-7 лет 7 лет Игровая,сюжетно-ролевая игра Отношения Личностная (мотивационно-потребностная) Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности Произвольность психических процессов Воображение как предпосылка мышление Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми
Младший школьный возраст 7-11 лет 11-12 лет Учебная Начала наук Интеллектуально-познавательная Произвольность всех психических процессов: этические нормы, мотивы, поведение, самооценка; внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия Освоение знаний, развитите интеллектуально-познавательной деятельности

Ведущая деятельность — такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности; в рамках ВД формируются психологические новообразования. Она не обязательно занимает все свободное время в жизни ребенка, однако определяет его развитие на данном возрастном этапе.

Психологические новообразования – это психологические приобретения (свойства, черты, особенности), которые появляются у человека за определенный период времени, как правило, периодами являются возрастные ступени развития.

Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возраста система отношений ребёнка с окружающим миром. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребёнка и наряду с психологическими новообразованиями сознания и личности развития является структурным компонентом психологического возраста. В периоды возрастных кризисов социальная ситуация развития перестраивается и тем самым задаёт новое направление развитию ребёнка. Специфика социальной ситуации развития состоит в содержании задач, противоречий, которые необходимо разрешить ребёнку для преодоления кризисного периода и дальнейшего развития.

Наши рекомендации