Классификация древнерусских и славянских имен.
Мы представили общую картину разнообразного состава русских личных имен. Теперь следует непосредственно перейти к изучению славянских и древнерусских антропонимов.
Традиционно выделяют три группы имен в зависимости от особенностей их образования:
1) сложные,
2) производные (сокращенные),
3) одноосновные (апеллятивные).
Указанной классификации придерживаются в своих работах. Н.В.Подольская, С.Роспонд, А.В.Суперанская.
Необходимо отметить, что внутри этой классификации встречаются имена, которые исследователи относят к разным типам.
Например, имя Нерад и подобные С.Роспонд включает в группу сложных имен, а А.В.Суперанская считает, что «префиксальные имена представляется более целесообразным рассматривать как производные»[10].
Обратимся к каждой из групп в отдельности.
Сложные личные имена состоят из основ двух слов, которые находятся между собой в определенных смысловых и синтаксических отношениях. Эти имена называют также специальным термином композита (от лат.compositio – составление, соединение). Как указывает С.Роспонд, в пределах этой группы имеются очень древние образования, относящиеся еще к праиндоевропейским моделям имен. Так, антропоним Мирослав включает в себя два корня индоевропейских по происхождению слов мир (и.-е. * mei) и слава (и.-е. * k leu).
Среди двучленных славянских имен встречаются такие, как Воислав, Сновид, Тихомир, Радислав, Мстибог. В целом состав компонентов имен-композита ограничен в количественном отношении.
Производные имена собственные образуются от одноосновных и сложных имен с помощью аффиксальных формантов. Они представляют собой всевозможные антропонимы. Например, имя Гришак возникает из христианского Гриша (Григорий) добавлением суффикса -ак, Беззуб – из апеллятивного Зуб и префикса без-, Путята – из сокращения сложного Путислав и суффикса -ят(а). Н.В. Подольская отмечает, что эта группа имен представлена как самая многочисленная в новгородских берестяных грамотах[11].
Различные по времени возникновения славянские и древнерусские производные имена мы условно поделим на:
1) суффиксальные,
2) префиксальные,
3) префиксально - суффиксальные.
Среди суффиксальных имен были гипокористики, или сокращенные от двучленных (Добрило, Путша, Твердиша, Станята – от Доброслав, Путимир, Твердислав, Станислав соответственно), и образованные от апеллятивных (Кисляк, Глазун, Лобан). Также встречались имена, имеющие одну полную основу вместо двуосновных (Слава, Бога, Гостя).
Префиксальные имена определяют по значению приставки: негативные (Невер, Ненаш, Нелюб, Немира) и все остальные (Перемил, Нажир, Безнос, Завид).
И, наконец, существовали префиксально - суффиксальные имена, в числе которых Возгреша, Прибыша, Неудачка, Бесстужко и другие.
Трудные случаи в выделении производных личных имен связаны с тем, что многие из них могли восприниматься как разного рода апеллятивные (так их выделяет А.В.Суперанская). Иногда возникают сомнения при установлении факта славянское или неславянское имя лежит в основе сокращенной формы. Например, Данила, Даньша, Данилка могли быть образованы и от славянского имени Даньслав, и от христианского имени Даниил. Ведь календарные имена под влиянием языческих получили те же суффиксы, которые бытовали среди имен славянских.
Неоднозначно определяют возникновение производных имен Борис и Вадим. Большинство ученых склоняются к тому, что Борис – это усечение славянского имени Борислав. В доказательство этой версии А.М.Селищев приводит свидетельство из списка Ипатьевской летописи: «Изяслав посла Петра Борисовича», а несколько ниже тоже лицо названо по отчеству Бориславичем: «Изяслав посла Петра Бориславича»[12]. Другими вариантами служат либо тюркское происхождение имени Борис от протоболгарского Богорис, либо из персидского «варес» – наследник.
По одной из версий Вадим представляет собой сокращенную форму славянского имени Вадимир, по другой - принадлежит к древнерусскому слову вадить (манить, привлекать, клеветать, сеять смуту).
Третью группу имен составляют апеллятивные (непроизводные) имена. Польский ученый С. Роспонд называет их первичными образованиями от имен нарицательных с «прозвищной» функцией. Это, например, имена Мал, Комар, Щука, Стук. «До сих пор славянская антропонимия продолжает вращаться в кругу домыслов и догадок, является ли Мил, Яр сокращением соответствующего сложения Милослав, Ярослав или же это нарицательное определение мил, яр »[13].
Н.В.Подольская считает, что имена, представляющие чистую основу, являются наиболее древним типом имен. Доказательством того, что эти имена образовались не путем сокращения двухкомпонентных имен, по ее мнению, служат два обстоятельства:
1) в известных именах-композита первичные основы не участвуют, кроме основ Мал- (ср. Malovar) и Сул- (ср. Sulislav, Sulimir);
2) обычно сокращение сложных имен в славянских языках сопровождалось добавлением уменьшительных и ласкательных суффиксов[14].
С. Роспонд, в отличие от данной точки зрения утверждает, что пожелательные двучленные (Богумил – пусть будет мил богу) и «прозвищные» первичные (Жук) «первоначально были широко распространены, со временем же они социально и стилистически дифференцировались»[15]. Исследователь подчеркивает праиндоевропейскую принадлежность обеих групп имен.