Организационно-исполнительская функция
Это особая функция во всей цепочке взаимосвязанных этапов управленческого цикла, от которой зависит качество развития объекта.
Понятие «организация» многогранно. Объектом организационной деятельности руководителя прежде всего являются члены педагогического коллектива: дети, педагоги, родители. Их практическая деятельность по выполнению плана работы дошкольного учреждения, их интересы, профессиональное мастерство, потребности — все это объекты организационной деятельности. Функция организации предполагает выполнение ряда последовательных действий: изучение состояния вопроса; постановка цели и определение конкретных задач; планирование самого дела; отбор оптимального содержания, форм, методов предстоящей деятельности; создание условий для выполнения данной работы; расстановка людей и постановка перед каждым исполнителем конкретной задачи; создание определенного настроя на работу; непосредственная помощь в процессе реализации того или иного дела; анализ хода и результатов конкретного дела. В этой последовательной цепочке элементов деятельности руководителю важно хорошо знать возможности каждого исполнителя, опираться на их сильные стороны, координировать работу.
В процессе совместной деятельности между членами коллектива устанавливаются организационные отношения с учетом закрепленных за ними определенных функций. Важнейшей задачей организационно-исполнительской функции является повышение эффективности системы этих отношений.
Руководитель должен объединить усилия для коллективной творческой работы. А такая организаторская работа предполагает три взаимосвязанных между собой этапа.
Первый этап — разработка творческими группами исполнителей моделей предстоящей работы. Модели могут быть оформлены в виде планов, памяток, схем, с обозначением действий, от которых зависит решение задач.
Второй этап — перевод разработанных моделей предстоящей деятельности в решения с четким указанием, кто и что будет делать, какими средствами и в какие сроки — т.е. распределение обязанностей.
Третий этап организаторской работы связан с мобилизацией усилий исполнителей (воспитатель, обслуживающий персонал, родители) на выполнение разработанной программы. На этом этапе важно правильно определить и использовать стимулы общественной активности исполнителей и различные методы и средства регуляции их поведения и деятельности.
Чтобы качественно обеспечить внедрение всех нововведений, необходимо преобразовать и структуру управления дошкольным образованием на всех уровнях. (См. материал лекции № 1 и приведенные там схемы 3 и 4.)
В структуре управляющей системы большинства детских садов, работающих в режиме функционирования, выделяют три уровня управления:
1-й уровень — заведующая детским садом;
2-й уровень — заместители заведующей и другие члены администрации;
3-й уровень — специалисты и воспитатели.
Руководитель дошкольного учреждения должен понимать, что выполнить привычные действия в рамках устоявшейся педагогической технологии — это одно, а выйти за эти рамки, осваивая новые методики, — нечто совершенно другое. При функционировании образовательной системы в традиционном режиме используются имеющиеся возможности: финансовые, кадровые, программно-методические, материально-технические и др. В развивающемся учреждении происходит наращивание этих возможностей и повышение эффективности их использования, идет поиск новых моделей управления, форм взаимодействия управляющей и управляемой системы.
Изменения структуры управления происходят в процессе создания в педагогическом коллективе временных творческих групп, экспертных комиссий, школ педагогического мастерства и др. Все эти создаваемые структуры должны иметь четкий статус. Построение новых организационных структур управляющей системы в дошкольном образовании — сложный процесс, требующий от руководителя знаний основных положений современной теории управления.
Организационно-исполнительская функция хранит в себе огромные резервы повышения эффективности управления дошкольным учреждением.
К основным направлениям повышения эффективности реализации данной функции относится:
1. Реализация личностно-ориентированного подхода в организации деятельности.
2. Научное и практическое обоснование, распределение функциональных обязанностей между аппаратом органов управления, руководителями ДОУ и членами педагогического коллектива.
3. Рациональная организация труда.
4. Формирование относительно автономных систем внутрисадовского управления.