Раздел 2. Состав и структура цены.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТОРГОВЛЕ

Учебно-методический комплекс

для бакалаврантов направления 38.03.06 «Торговое дело»

профиль «Розничная торговля и общественное питание»

всех форм обучения

Хабаровск 2016

Ценообразование в торговле : учебно-методический комплекс для бакалаврантов направления 38.03.06 «Торговое дело» профиль «Розничная торговля и общественное питание» всех форм обучения / сост. О. Г. Толканева. — Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2016. — 37 с.

  Рецензент А.В. Акиньшин генеральный директор ООО «Агротехсервис»  
  Утверждено издательско-библиотечным советом в качестве методических указаний для студентов  

Оксана Георгиевна Толканева

ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ

Учебно-методический комплекс

для бакалаврантов направления 38.03.06 «Торговое дело»

профиль «Розничная торговля и общественное питание»

всех форм обучения

ã Хабаровский государственный университет экономики и права, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………..
2. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ………………………………………………
4. ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………………….
5. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ……………………………………………….
6. БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК……………………………………..

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины является приобретение студентами знаний в области рыночного ценообразования и навыков по их использованию на практике.

Задачами дисциплины являются:

― изучение основ ценообразования в организации, структуры цены, методов ценообразования, стратегий ценообразования;

― получение навыков расчетов цены, применения методов ценообразования, определений ценовых стратегий.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. 1. Теоретические основы ценообразования

Тема 1.1 Ценообразование в системе экономических наук.

Рынок и цена - категории, обусловленной товарным производством. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий: финансов, кредита, заработной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта система стоимостных категорий активно стимулирует весь процесс воспроизводства. В системе стоимостных категорий цена занимает центральное место, отражает всю совокупность экономических отношений. Вводится специальная терминология курса. Необходимо определиться с понятиями ценовая политика фирмы, организации, предприятия; ценовая стратегия; задачи, решаемые в процессе ценообразования. Процесс немыслим без знания информации необходимой для решения задач ценообразования.

Тема 1.2 Принципы ценообразования.

Принципы ценообразования.

Тема 1.3 Теории стоимости и цены.

Дается сравнение различных концептуальных положений теории стоимости. Теория издержек производства А. Смита. Трудовая теория стоимости Карла Маркса. Концепции западных экономистов П. Самуэльсона, А. Маршалла, Э. Чемберлина, Дж. Робинсона, А. Питу и др.Теория регулярного капитализма Дж.Кейнса.

Тема 1.4 Функции цены.

Анализируются функции цены: учетно-стоимостная, стимулирующая, перераспределительная, функция учета соотношения спроса и предложения. Виды цен, классификация цен.

Тема 1.5 Система ценообразующих факторов. Факторы влияющие на установление окончательной цены.

Классификация факторов формирования цены в рыночной экономики. Факторы, влияющие на установление окончательной цены.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Ситуационные задачи

Задание: рассматриваются формы вмешательства государства в ценообразование. Анализируются методы воздействия государства на цены. Обсуждается специфика ценообразования в России. Изучается нормативно-правовая база регулирования вопросов ценообразования в России и практика Арбитражных судов. Каждому студенту предлагается индивидуальное задание из двух ситуаций.

Исполнение: Предлагается проанализировать конкретные хозяйственные ситуации и принять управленческое решение в области ценообразования товаров, работ, услуг - цены на которые регулируются государством.

Оснастка: действующее законодательство в области ценообразования: Налоговый кодекс части I и II, Постановление Правительства РФ №239 «О мерах по упорядочению регулирования цен(тарифов)»

Оценка: Принятые решения обсуждаются публично студентами группы, преподавателем дается оценка адекватности принятого управленческого решения.

Вариант 1

1. Распространяется ли действие ст.40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?

2. Предельные оптовые и розничные надбавки должны применяться к отпускным ценам отечественного .производителя лекарственных средств или к контрактной цене иностранного производителя с учетом НДС или без его включения? Что понимать под контрактной ценой иностранного производителя? Включают ли предельные отпускные цены, регистрируемые Минздравом России, НДС?

Вариант 2

1. Каков порядок государственного регулирования цен на керосин, реализуемый населению?

2. Подпадают ли тарифы на регулируемые услуги связи под действие п.2 ст.40 НК РФ или в целях налогообложения по регулируемым тарифам следует руководствоваться только п.13 этой же статьи?

Вариант 3

1. Распространяется ли действие п.13 ст.40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации в случае применения предприятиями и организациями, осуществляющими поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, гарантированных закупочных цен?

2. Каков порядок установления предельных оптовых надбавок к ценам на лекарственные средства?

Вариант 4

1. Каков порядок определения налогооблагаемой базы при реализации продукции (товаров), отклонение цен на которую в течение 1 месяца было более чем на 20% в сторону понижения от уровня применяемой цены? Следует ли нам доначислять НДС, налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы?

2. Чем следует руководствоваться для целей ценообразования до момента утверждения нового перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств?

Вариант 5

1. Как определяется налоговая база по налогу на имущество физических лиц? Возможно ли определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц на основании ст.40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации с рыночной стоимости имущества?

2. В каких случаях цены на нефтяной (попутный) газ подлежат государственному регулированию?

Вариант 6

1. Возникает ли объект налогообложения в случае реализации квартиры организацией своим сотрудникам по цене ниже рыночной, пои реализации в рассрочку

2. Организация занимается оптовой торговлей. В 2004 г. она проводила акцию. которая должна была вызвать дополнительный интерес к определенному виду продукции у покупателей и увеличить объем продаж. При продаже 10 штук товара одна штука передавалась бесплатно. Организация рассматривала ее передачу как подарок и в налоговом учете относила ее себестоимость на рекламные расходы в пределах 1% от выручки. Однако аудиторы посчитали, что акция носила не рекламный, а маркетинговый характер, связанный с увеличением объема продаж, поэтому переданный подарок носил характер скидки, а себестоимость в налоговом учете должна была приниматься в расходах в полном объеме, а не в размере 1% от выручки. Просим разъяснить, как правильно отражать расходы по предоставлению скидки в целях налогообложения прибыли?

Вариант 7

1. МУП отпускает коммунальные услуги жилищно-эксплуатационному тресту по тарифу для населения, утвержденному городской администрацией. Расчеты с населением, проживающим в домах муниципального жилого фонда, осуществляются трестом. Что является объектом налогообложения НДС по услугам, оказанным жилищным трестом для льготной категории граждан?

2. Зависит ли порядок установления предельных оптовых надбавок к ценам на лекарственные средства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 №782 от способа приобретения товара оптовой организацией?

Вариант 8

1. Следует ли величину доходов, полученных в результате реализации товаров (работ, услуг), определять исходя из цены сделки с учетом положении ст.40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации/

2. ООО является организацией, занимающейся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (производством солода), а также выпуском и реализацией пива и безалкогольной продукции – кваса, газированных напитков и минеральной воды. Основной вид деятельности ООО в соответствии с ОК 02У-2001 – производство напитков (код 13.9). В связи со спецификой производства и в целях обеспечения санитарно-гигиенических мероприятий производственного процесса некоторым работникам нашей организации, таким как солодовщик, аппаратчик процесса брожения, аппаратчик процесса дображивания, варщик пищевого сырья и машинист бродильных установок, помимо выдачи специальной одежды необходима выдача санитарной одежды, обуви и санитарных принадлежностей. Указанным работникам в соответствии с действующим трудовым законодательством, а также локальными нормативно-правовыми актами организации положена выдача специальной одежды, обуви и средств индивидуальной защиты.

В связи с вышеизложенным просим разъяснить:

1) Приравнивается ли санитарная одежда, обувь и санитарные принадлежности, предусмотренные ОСТ 10.286-2001, к специальной одежде, обуви и средствам индивидуальной защиты для целей налогового учета?

2) Каким образом можно учесть при исчислении налога на прибыль расходы на приобретение санитарной одежды, обуви и санитарных принадлежностей?

Вариант 9

1. Являются ли «взаимозависимыми лицами» организации ООО "А" и ООО "Б" косвенно через иную организацию "С", если ЗАО "С" является учредителем как ООО "А", так и ООО "Б" при вкладе в уставный капитал каждого общества более 80%?

Что понимается под «непродолжительным периодом времени» в пп.4 п.2 ст.40 Налогового кодекса РФ?

Возникают ли какие-либо последствия по Налоговому кодексу РФ для организации, которая сдает в аренду помещения сторонним организациям по разным ставкам, разница между которыми составляет более чем 20%. если общая затратная часть по объекту в целом покрывается поступающими платежами арендаторов?

2. Издательство просит разъяснить порядок учета в целях налогообложения прибыли затрат на выпуск обязательных бесплатных экземпляров. Согласно п.1 ст.6 Федерального закона от 29.12.1994 №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» затраты на подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательных бесплатных экземпляров относятся на себестоимость документов, входящих в состав обязательного бесплатного экземпляра. Можно ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль включить в состав расходов затраты, связанные с выпуском обязательных бесплатных экземпляров?

Вариант 10

1. Имеет ли обратную силу ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, можно ли применять положения этой статьи при доначислении акцизов за 1997 т.?

2. В связи с отменой абз.5 п.4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 №890 с оговоркой «в части жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» сохраняется ли право органов исполнительной власти субъектов РФ регулирования розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, не вошедшие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств?

Вариант 11

1. Организацией совершены сделки (причем сторонами сделки выступают взаимозависимые лица), по которым цены, примененные взаимозависимыми лицами, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения в пределах 20% (т.е. менее чем на 20%) от рыночной цены идентичных (однородных) товаров. Наступают ли последствия, предусмотренные п.3 ст.40 части первой НК РФ, в части вынесения налоговым органом решения о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары?

2. В соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632. устанавливается два вида базовых нормативов платы:

1) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

2) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Согласно п.7 указанного Порядка платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их – за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Имеет ли право организация отнести на себестоимость продукции платежи за выбросы, сбросы загрязняющих веществ как в пределах допустимых нормативов, так и в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов) и уменьшить на указанные платежи налогооблагаемое прибыль в соответствии с пп.7 п.1 ст. 254 НК РФ, посчитав их платежами за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду?

Вариант 12

1. Основным видом деятельности ЗАО является проведение капитального и текущего ремонта энергетического и энерготехнологического оборудования. В связи с неплатежеспособностью предприятий за оказанные услуги с ЗАО рассчитываются товаром, который ЗАО реализует через организации торговли. Как указанные операции отразить в бухгалтерском учете и как они должны быть учтены для целей налогообложения?

2. ОАО в целях подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне приобрело для своих работников материально-технические ресурсы, используемые в качестве запаса, создаваемого в целях гражданской обороны. Вправе ли организация учитывать в целях обложения налогом на прибыль организаций вышеуказанные расходы?

Вариант 13

1. Применяются ли положения пп.4 п.2 ст.40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации при реализации торговым предприятием товаров по регулируемым ценам?

2. Организация планирует в счет заработной платы рассчитаться с работниками товарами. Просим разъяснить, как в этом случае определить объект обложения ЕСН.

Вариант 14

1. В ряде случаев органами регулирования естественных монополий устанавливается не фиксированная цена, а только ее предельный уровень. Какую цену в этом случае следует принимать для целей налогообложения при реализации тепловой и электрической энергии в связи с положениями ст.40 НК РФ – указанную в договоре или установленную в виде предельного уровня?

2. Каким государственным органам предоставлено право осуществлять контроль за правильностью применения цен?

Вариант 15

1. Какой период времени можно отнести к непродолжительному в целях применения пп.4 п.2 ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации?

2. Действует ли в настоящее время Временный порядок установления и применения тарифов на перевозки грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденный Комитетом РФ по политике цен и Минтрансом России в 1993 г.?

Вариант 16

1. Подпадают ли тарифы на регулируемые услуги связи под действие п.2 ст.40 Налогового кодекса РФ или в целях налогообложения по регулируемым тарифам следует руководствоваться только п.13 этой же статьи?

2. Относится ли обязательная плата за стоимость специальных марок, взимаемая с производителей табака и табачных изделий, к федеральным сборам?

Вариант 17

1. Относятся ли на себестоимость банка взносы по добровольному медицинскому страхованию и добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней и взносы в негосударственные пенсионные фонды за работников, состоящих в штате банка, взносы по добровольному страхованию кредитных и депозитных операций, имущества, профессиональной ответственности, автотранспорта?

2. Какая цена должна указываться в протоколе согласования цены поставки при реализации жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств? От какой реестровой цены должна исчисляться оптовая надбавка: от цены иностранного изготовителя или российской фирмы-фасовщика?

Вариант 18

1. Распространяется ли действие п.13 ст.40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации в случае применения предприятиями и организациями, осуществляющими поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, гарантированных закупочных цен?

2. Относится ли на себестоимость, учитываемую для целей налогообложения прибыли, оплата услуг сторонней организации за бронирование авиабилетов для командировки сотрудника?

Вариант 1

1. Что такое функциональные скидки?

2. Опишите особенности ценообразования на олигополистическом рынке.

3. Каким образом на цены может влиять такая цель предприятия как достижение лидерства по качеству?

4. Принцип научности обоснования цен предполагает:
а) использование современных достижений науки
б) учет законов стоимости, спроса и предложения
в) динамичность процесса ценообразования
г) необходимость познания и учета в ценообразовании законов развития рыночной экономики
д) соблюдение действующего законодательства

5. Учетная функция цены предполагает:
а) связи между производством и потреблением
б) распределение и перераспределение национального дохода
в) регулирование спроса и предложения
г) познание и учет в ценообразовании законов рыночной экономики
д) учет и измерение затрат и результатов производства

6. Важнейшие принципы ценообразования в рыночных условиях:
а) научность обоснования цен
б) целевая направленность
в) непрерывность процесса ценообразования
г) партийность
д) единство процесса ценообразования и контроля за ценами

Вариант 2

1. Каким образом могут соотноситься уровни цен на основной товар и обязательные принадлежности?

2. В чем суть такого подхода к ценообразованию как использование товара-«убыточного лидера»?

3. Охарактеризуйте стратегию прочного внедрения на рынок с точки зрения вопросов ценообразования.

4. Принцип целевой направленности цен предполагает:
а) определение цен на каждом этапе жизненного цикла продукции
б) создание единой системы цен
в) контроль за наблюдением цен
г) непрерывность процесса ценообразования
д) определение целевых приоритетов

5. Регулирующая функция (функция сбалансирования) цены предполагает:
а) регулирование взаимоотношений субъектов хозяйствования
б) обеспечение эквивалентности и паритета в обмене товаров внутри страны
в) регулирование спроса и предложения
г) контроль за соблюдением государственной дисциплины цен
д) регулирование инфляционных процессов

6. Конкуренция вынуждает предпринимателя:
а) постоянно работать над совершенствованием производства
б) повышать качество продукции
в) постоянно повышать цены
г) использовать наиболее совершенные и гибкие методы ценообразования
д) стремиться к снижению собственных издержек

Вариант 3

1. Охарактеризуйте ценовую дискриминацию с учетом времени и приведите примеры.

2. Что собой представляют товарообменные зачеты?

3. Каким образом на цены может влиять такая цель предприятия как максимизация доли рынка?

4. Принцип непрерывности процесса ценообразования предполагает:
а) соблюдение государственной дисциплины цен
б) динамичность процесса ценообразования
в) разработку стратегии ценообразования
г) определение цены на каждом этапе жизненного цикла продукции
д) единство и контроль цен

5. Учетная функция цены предполагает:
а) связи между производством и потреблением
б) распределение и перераспределение национального дохода
в) регулирование спроса и предложения
г) познание и учет в ценообразовании законов рыночной экономики
д) учет и измерение затрат и результатов производства

6. Методология ценообразования представляет собой:
а) разработку концепции ценообразования
б) основные положения и правила формирования цены
в) формирование системы цен
г) управление ценообразованием
д) определение и обоснование цен

Вариант 4

1. Опишите особенности ценообразования на рынке монополистической конкуренции.

2. В чем суть стратегии «снятия сливок»?

3. Охарактеризуйте ценовую дискриминацию с учетом местонахождения и приведите примеры.

4. Распределительная функция состоит в том, что цена:
а) выступает регулятором спроса и предложения
б) измеряет затраты и результаты производства
в) осуществляет перелив капитала
г) осуществляет связь между производством и потреблением
д) участвует в распределении и перераспределении национального дохода

5. Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен предполагает:
а) динамичность процесса ценообразования
б) соблюдение государственной дисциплины цен
в) государственный и общественный контроль за уровнем цен
г) установление и регулирование цены
д) разработку методики ценообразования

Стимулирующая функция цены выражается в:
а) достижении соответствия между спросом и предложением
б) создании условия для перелива капитала
в) стимулирующем или сдерживающем воздействии на производство и потребление товаров
г) стремлении к сбалансированному рынку
д) удовлетворение потребностей потребителя

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Ценообразование в системе экономических наук.

2. Принципы ценообразования.

3. Теории стоимости и цены.

4. Функции цены.

5. Система ценообразующих факторов. Факторы, влияющие на установление окончательной цены

6. Состав и структура цены.

7. Себестоимость в составе цены.

8. Прибыль в составе цены

9. Наценки (скидки) посредников в цене товара.

10. Прямые и косвенные налоги в составе цены

11. Цели и задачи государственного регулирования цен.

12. Формы и методы воздействия государства на цены

13. Специфика государственного регулирования цен в России

14. Общая схема расчета цены.

15. Затратные методы ценообразования.

16. Рыночные методы определения цен.

17. Эконометрические методы определения цен

18. Этапы разработки ценовой стратегии.

19. Выбор типа ценовой стратегии.

20. Стратегия премиального ценообразования.

21. Стратегия ценового прорыва.

22. Нейтральная стратегия ценообразования.

БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК

Основная литература

1. Ценообразование: учебное пособие [Электронный ресурс] / В.А. Слепов, Т.Е. Николаева и др.; Под ред. В.А. Слепова; Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 144 с.: 60x88 1/16. (о) ISBN 978-5-9776-0165-8 Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=404389 (Дата обращения 23.05.2016)

2. Ценообразование: учебное пособие [Электронный ресурс] / В.В. Герасименко. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова). (п) ISBN 978-5-16-006782-7 Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=407056 (Дата обращения 23.05.2016)

3. Ценообразование в организации : практикум [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т.В. Емельянова [и др.]; под общ. ред. Т.В. Емельяновой. – 2-е изд., испр. – Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 335 с.: ил. - ISBN 978-985-06-2350-8. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=509365 (Дата обращения 23.05.2016)

4. Ценообразование: теория и практика [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.А. Косинова, Е.Н. Белкина, А.Я. Казарова; Ставропольский государственный аграрный университет. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ставрополь: АГРУС, 2012. – 160 с. - ISBN 978-5-9596-0728-9 Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=515051 (Дата обращения 23.05.2016)

Дополнительная литература

1. Тихомиров Л.В. Юридическая энциклопедия / Л.В. Тихомиров, М.Ю. Тихомиров. – М., 2015. – 526 с.

2. Агафонова М. Н. Бухучет в оптовой и розничной торговле. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Бератор, 2014. – 496 с.

3. Александров, В.Т. Ценообразование в строительстве; СПб: Питер - Москва, 2014. - 352c.

4. Ардзинов В. Д., Александров В. Т. Ценообразование в строительстве и оценка недвижимости; Питер - Москва, 2013. - 384 c.

5. Книга директора магазина : практические рекомендации / под ред. С. Сысоевой. – СПб. : Питер, 2015. – 384 с.

6. Статистика рынка товаров и услуг: учебник / И.К. Беляевксикй. – М., 2014. – 185с.

7. Ценообразование в сфере государственных закупок; Инфра-М - , 2014. - 320 c.

8. Ценообразование. Учебник и практикум; Юрайт - Москва, 2014. - 464 c.

9. Цены и ценообразование. Шпаргалка; Норматика - Москва, 2015. - 946 c.

10. Шпаргалка. Цена и ценообразование; ЭКОЛИТ - Москва, 2015. - 594 c.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТОРГОВЛЕ

Учебно-методический комплекс

для бакалаврантов направления 38.03.06 «Торговое дело»

профиль «Розничная торговля и общественное питание»

всех форм обучения

Хабаровск 2016

Ценообразование в торговле : учебно-методический комплекс для бакалаврантов направления 38.03.06 «Торговое дело» профиль «Розничная торговля и общественное питание» всех форм обучения / сост. О. Г. Толканева. — Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2016. — 37 с.

  Рецензент А.В. Акиньшин генеральный директор ООО «Агротехсервис»  
  Утверждено издательско-библиотечным советом в качестве методических указаний для студентов  

Оксана Георгиевна Толканева

ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ

Учебно-методический комплекс

для бакалаврантов направления 38.03.06 «Торговое дело»

профиль «Розничная торговля и общественное питание»

всех форм обучения

ã Хабаровский государственный университет экономики и права, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………..
2. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ………………………………………………
4. ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………………….
5. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ……………………………………………….
6. БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК……………………………………..

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины является приобретение студентами знаний в области рыночного ценообразования и навыков по их использованию на практике.

Задачами дисциплины являются:

― изучение основ ценообразования в организации, структуры цены, методов ценообразования, стратегий ценообразования;

― получение навыков расчетов цены, применения методов ценообразования, определений ценовых стратегий.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. 1. Теоретические основы ценообразования

Тема 1.1 Ценообразование в системе экономических наук.

Рынок и цена - категории, обусловленной товарным производством. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий: финансов, кредита, заработной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта система стоимостных категорий активно стимулирует весь процесс воспроизводства. В системе стоимостных категорий цена занимает центральное место, отражает всю совокупность экономических отношений. Вводится специальная терминология курса. Необходимо определиться с понятиями ценовая политика фирмы, организации, предприятия; ценовая стратегия; задачи, решаемые в процессе ценообразования. Процесс немыслим без знания информации необходимой для решения задач ценообразования.

Тема 1.2 Принципы ценообразования.

Принципы ценообразования.

Тема 1.3 Теории стоимости и цены.

Дается сравнение различных концептуальных положений теории стоимости. Теория издержек производства А. Смита. Трудовая теория стоимости Карла Маркса. Концепции западных экономистов П. Самуэльсона, А. Маршалла, Э. Чемберлина, Дж. Робинсона, А. Питу и др.Теория регулярного капитализма Дж.Кейнса.

Тема 1.4 Функции цены.

Анализируются функции цены: учетно-стоимостная, стимулирующая, перераспределительная, функция учета соотношения спроса и предложения. Виды цен, классификация цен.

Тема 1.5 Система ценообразующих факторов. Факторы влияющие на установление окончательной цены.

Классификация факторов формирования цены в рыночной экономики. Факторы, влияющие на установление окончательной цены.

Раздел 2. Состав и структура цены.

Тема 2.1 Состав и структура цены.

Под ценообразованием понимается процесс формирования уровней, структуры, динамики цен, образующих единую систему, в целях обеспечения общественного воспроизводства теми темпами и пропорциями, которые соответствуют требованиям законов развития экономики каждом конкретном периоде времени. Эта проблема решается в единстве макро- и микроуровней экономики, ибо предполагает реализацию экономических интересов всех участников воспроизводства.

Любая цена включает в себя конечное число элементов. При этом в зависимости от вида цены, состав этих элементов изменяется. Основные структурообразующие элементы цены можно проанализировать, рассчитывая следующие виды цен: оптовую цену предприятия; отпускную цену предприятия; цену реализации оптового посредника; розничную цену.

Тема 2.2 Себестоимость в составе цены.

Существуют два подхода к определению (исчислению) затрат: бухгалтерский подход и экономический (альтернативный) подход. В соответствие с бухгалтерским подходом затраты на выпуск продукции определяются как стоимость израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения. Согласно экономическому подходу, затраты определяются как стоимость других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных направлений использования тех же ресурсов. Себестоимость – это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию единицы продукции.

Тема 2.3 Прибыль в составе цены.

Помимо себестоимости другим важнейшим для предприятий элементом цены является прибыль. Прибыль – это форма дохода, полученного после того, как товар будет реализован по установленной цене. Приводится обоснование прибыли и рентабельности продукции, закладываемых в цене.

Тема 2.4 Наценки (скидки) посредников в цене товара.

Возмещение всех издержек оптовой торговли осуществляется с помощью снабженческо-сбытовых надбавок. Последние, по существу, есть цена за услуги оптового звена, поэтому, как любая цена, включает затраты и прибыль. В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также прибыль, признанная необходимой для нормальной деятельности.

Тема 2.5 Прямые и косвенные налоги в составе цены.

Налог – это принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов, решения задач социально-экономической политики без предоставления его плательщикам специального эквивалента. Налоги, реализуемые ценой, позволяют ей выполнять значительную социально-экономическую роль.

Наши рекомендации