Тема 3.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.
Самостоятельная работа №7
Использование устаревших слов, неологизмов в речи
Цель выполнения задания:
- познакомиться со сферами употребления русской лексики;
- научиться различать исконно русскую и заимствованную лексику, активный и пассивный словарь языка.
Методические указания к выполнению задания для внеуадиторной самостоятельной работы:
1. Заполнить таблицы примерами (по 10 примеров):
С точки зрения использования:
- Общеупотребительные
- Профессиональные слова
- Фразеологизмы
С точки зрения происхождения
- Исконно русские слова
- Заимствованные слова
С точки зрения времени их употребления
-Устаревшие слова
- Неологизмы
2. Написать сочинение-миниатюру с использованием устаревших слов и неологизмов.
Рекомендуемая литература:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008.
Формы отчетности
-выполненные в тетради упражнения
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов:
- проверка тетрадей;
- слушание сочинений.
Тема 3.3. Русская фразеология
Самостоятельная работа №8. Происхождение фразеологизмов
Цель выполнения задания:
- сформировать представление о признаках, происхождении, строении, употреблении фразеологизмов;
- получить навык работы с Фразеологическим словарем русского языка.
Методические указания к выполнению задания для внеуадиторной самостоятельной работы:
1. Подготовить сообщение на любую из предложенных тем (составить тезисный план):
· «Фразеология как раздел науки о языке»;
· «Фразеологизм и его признаки»;
· «Происхождение фразеологизмов русского языка»;
· «Источники русских фразеологизмов»;
· «Употребление фразеологизмов в речи».
2. Во Фразеологическом словаре русского языка под ред. А. И. Молоткова найти фразеологизмы, имеющие отношение к вашей будущей профессии. Определить и записать их значение.
Рекомендуемая литература:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008.
3. Жуков В.П., Жуков А.В.. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: 2004.
Формы отчетности
- сообщение
- записи в тетради
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент полно раскрыл содержание материала, изложил его грамотным языком, в логической последовательности, точно используя терминологию; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их при выполнении практического задания;
- оценка «4» ставится, если в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логическское содержание ответа; допущены два-три недочета при освещении основного содержания ответа.
- оценка «3» ставится, если неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имелись затруднения в определении понятий, использовании лингвистической терминологии.
- оценка «2» ставится, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание студентом большей части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов:
- проверка тетрадей;
- заслушивание сообщений.
Тема 3.4. Словари русского языка
Самостоятельная работа №9. Работа со словарями
Цель выполнения задания:
- научиться пользоваться словарями русского языка для
выработки умения определять лексическое значение слова, предотвращения нарушения норм литературного языка в устной и письменной речи.
Методические указания к выполнению задания для внеуадиторной самостоятельной работы:
1. Выписать из Толкового словаря русского языка С. И.Ожегова 7-10 слов, имеющих не менее трех лексических значений. С любыми тремя составить предложения.
2. Выбрать из Этимологического словаря русского языка под ред. А. В. Семенова на букву «к» по 7 слов (общеславянских, восточнославянских, собственно русских). Составить предложения с двумя из каждой группы.
3. Из Словаря иностранных слов выписать по два слова из области науки, музыки, спорта, медицины. Указать, из какого языка они заимствованы; подобрать к ним (если возможно) русские слова – синонимы.
4. Пользуясь Фразеологическим словарем русского языка Л. А. Воиновой, В. П.Жукова, объяснить и записать в тетрадь значение фразеологизмов, представленных в учебном пособии Антоновой Е.С., Воителевой Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
Рекомендуемая литература:
.1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
2. Жуков В.П., Жуков А.В.. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: 2004.
3. Словарь иностранных слов
4. Этимологический словарь русского языка под ред. А. В. Семенова.
5. Толковый словарь русского языка С. И.Ожегова
Формы отчетности
-выполненные в тетради упражнения
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов:
- проверка тетрадей;
- опрос;
- тестирование.
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография