Лесное и лесопарковое хозяйство»
Лесное и лесопарковое хозяйство»
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Повар, кондитер»
Автомеханик»
Брантова Н.Н., преподаватель
Русского языка и литературы
Устюжна – 2017
Рассмотрено на заседании ПЦК
Протокол №__ от «____» ___________ 201_ г.
Аннотация
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» предназначены для студентов СПО, а также для преподавателей при организации самостоятельной работы студентов.
Понимая задачу образования в том, чтобы научить человека умению и потребности учиться, автор предлагает задания для самостоятельных работ студентов, определяя тематику, цели и порядок выполнения заданий с указанием литературы и форм контроля по каждой теме.
Выполнение самостоятельной работы позволит студентам овладеть навыками правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. При этом виде деятельности определяются механизмы саморазвития личности студента, включение его в активную самостоятельную познавательную деятельность
Содержание
Введение……………………………………………………5
Раздел I. Введение
Самостоятельная работа №1
Язык и его функции. Русский язык в современном мире……………………………..………..……….…….… ….7
Самостоятельная работа №2
Стилистика и синонимические средства языка .…………...8
Самостоятельная работа №3
Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу
и стилю………………………………………………………..9
Раздел II. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Самостоятельная работа №4
Происхождение русского алфавита», «Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности ……...….….……10
Самостоятельная работа №5
Изучение орфоэпического минимума……………………..12
Раздел III. Лексика и фразеология
Самостоятельная работа №6
Изучение вопроса о контекстуальных синонимах и антонимах..……..……...….…………………………………13
Самостоятельная работа №7
Использование устаревших слов, неологизмов в речи ….15
Самостоятельная работа №8
Происхождение фразеологизмов ……….…........................16
Самостоятельная работа №9
Работа со словарями………………………………………..18
Раздел IV. Морфемика, словообразование, орфография
Самостоятельная работа №10
Морфемный разбор слов………………….……..………….19
Самостоятельная работа №11
Словообразовательный разбор, выразительные словообразовательные средства русского языка………….20
Раздел V. Морфология и орфография
Самостоятельная работа №12
Самостоятельные и служебные части речи .……...……..21
Самостоятельная работа №13
Морфологический разбор, составление словарного диктанта с орфограммами в местоимениях..…….............22
Самостоятельная работа №14
Морфологический разбор глагола, причастия, деепричастия……………………………………………….24
Самостоятельная работа №15
Составление словарного диктанта с орфограммами в наречиях…………………………………………………….25
Самостоятельная работа №16
Составление словарного диктанта на правописание производных предлогов……………………………………26.
Самостоятельная работа №17
Составление обобщающей таблицы………………………28
Самостоятельная работа №18
Составление словарного диктанта на правописание
частиц………………………………………………………29
Раздел VI. Синтаксис и пунктуация
Самостоятельная работа №19
Синтаксический разбор словосочетаний, изучение темы «Классификация предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске …………..…..……………………31
Самостоятельная работа №20
Конструирование и анализ односоставных предложений разных видов………………………………………………..32
Самостоятельная работа №21
Обособленные члены предложения……………………….33
Самостоятельная работа №22
Обращение…………………………………………………..34
Самостоятельная работа №23
Осложненное списывание текста………………………….36
Библиографический список………………………………..38
Введение
В современном российском образовании система получения знаний основана на организационной роли преподавателя и большой доли самостоятельности студентов.
Под самостоятельной работой следует понимать деятельность студентов как в процессе обучения, так и во внеаудиторное время. Задания выполняются студентами без непосредственного участия преподавателя, но под его руководством.
В учебных планах самостоятельная работа стала обязательной частью максимальной учебной нагрузки и соответствует 57 для профессий и 39 час для специальностей.
Цель данных методических рекомендаций – обеспечить эффективность самостоятельной работы студентов в получении навыков грамотной устной и письменной речи.
Задачи методических рекомендаций:
- активизация самостоятельной работы студентов;
- содействие развитию творческого отношения к искусству грамотной речи;
- расширение общегуманитарного кругозора будущих специалистов;
- выработка навыков пользования словарями и справочниками по русскому языку;
- расширение и обогащение активного словаря, необходимого для повседневного общения;
- обеспечение содействия, управления и контроля в осуществлении самостоятельной работы.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» могут быть:
- работа с текстом;
- работа со словарями;
- составление таблиц;
- составление словарных диктантов;
- подготовка сообщений, докладов;
- создание мультимедийных презентаций.
Перечень самостоятельных работ соответствует тематическому плану по дисциплине «Русский язык».
Выполняя задания по самостоятельной работе, студент должен знать особенности употребления в речи основных единиц языка, изобразительно-выразительные возможности русского языка, орфоэпические, лексические, синтаксические, грамматические нормы языка, функционально-стилистическую дифференциацию литературного языка.
Студентам необходимо внимательно изучить предложенную литературу. Затем в соответствии с указанным порядком работы выполнить задание. Заключительным этапом работы является либо ответ на контрольные вопросы, либо: проверка тетрадей, тестирование, опрос, заслушивание сообщений, просмотр мультимедийных презентаций.
Рекомендации к выполнению заданий по темам, разделам, видам деятельности учебной дисциплины «Русский язык»
Раздел 1. Введение
Самостоятельная работа №1. Подготовить сообщение на тему «Язык и его функции. Русский язык в современном мире»
Цель выполнения задания:
- составить представление о развитии русского языка;
- определить функции, роль и место русского языка в современном обществе;
- выработать умение составления тезисного плана по заданной теме.
Методические указания к выполнению задания для внеуадиторной самостоятельной работы.
1. Подобрать и записать в тетрадь афоризмы о языке или высказывания русских писателей на вопросы языка и культуры речи.
2. Подготовить сообщение по данному плану.
3. В тетради составить связный рассказ (сочинение-миниатюру) на тему: «Русский язык в современном мире»; «Происхождение языка» (на выбор студента).
Рекомендуемая литература.
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008..
Формы отчетности.
-тезисный план в тетради
-сообщение
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов:
- проверка тетрадей;
- заслушивание сообщений (рассказов, сочинений-миниатюр).
Самостоятельная работа №2. Реферат на тему «Стилистика и синонимические средства языка».
Цель выполнения задания:
- познакомиться с особенностями разных стилей речи;
- выработать умение различать тексты по их принадлежностям к стилю;
- выработать умение находить в текстах разных стилей характерные для них грамматические и лексические языковые единицы, знать определения этих единиц.
Методические указания к выполнению задания для внеуадиторной самостоятельной работы:
1. Подготовить реферат на тему: «Стилистика и синонимические средства языка».
2. Привести примеры научного стиля, используя данные любой изучаемой вами дисциплины, и других стилей (записать в тетрадь).
Рекомендуемая литература.
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008..
Формы отчетности.
-примеры текстов разных стилей
-реферат
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент полно раскрыл содержание материала, изложил его грамотным языком, в логической последовательности, точно используя терминологию; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их при выполнении практического задания;
- оценка «4» ставится, если в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логическское содержание ответа; допущены два-три недочета при освещении основного содержания ответа.
- оценка «3» ставится, если неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имелись затруднения в определении понятий, использовании лингвистической терминологии.
- оценка «2» ставится, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание студентом большей части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов:
- проверка тетрадей;
- заслушивание сообщений.
Самостоятельная работа №3.Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю
Цель выполнения задания:
- познакомиться с особенностями функционально-смысловых типов речи;
- выработать умение различать тексты разных типов речи;
- выработать умение создавать тексты любого типа речи, соблюдая их структурные особенности.
Методические указания к выполнению задания для внеуадиторной самостоятельной работы:
1. Приготовить сообщение по теме: «Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю».
2. Составить в тетради обобщающую таблицу «Строение текста».
Рекомендуемая литература.
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008..
Формы отчетности
-обобщающая таблица в тетради
-сообщение
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент полно раскрыл содержание материала, изложил его грамотным языком, в логической последовательности, точно используя терминологию; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их при выполнении практического задания;
- оценка «4» ставится, если в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логическское содержание ответа; допущены два-три недочета при освещении основного содержания ответа.
- оценка «3» ставится, если неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имелись затруднения в определении понятий, использовании лингвистической терминологии.
- оценка «2» ставится, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание студентом большей части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов
- проверка тетрадей;
- заслушивание сообщений.
Самостоятельная работа №4.Происхождение русского алфавита», «Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности
Цель выполнения задания:
- познакомиться с происхождением русского алфавита и его создателями.
Методические указания к выполнению задания для внеуадиторной самостоятельной работы:
1. Приготовить сообщение по темам: «Происхождение русского алфавита», «Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности» (по выбору студента).
2. Подготовить мультимедийную презентацию.
Рекомендуемая литература:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008.
3. Интернет-ресурсы.
Формы отчетности:
- сообщения
- презентации.
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент полно раскрыл содержание материала, изложил его грамотным языком, в логической последовательности, точно используя терминологию; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их при выполнении практического задания;
- оценка «4» ставится, если в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логическское содержание ответа; допущены два-три недочета при освещении основного содержания ответа.
- оценка «3» ставится, если неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имелись затруднения в определении понятий, использовании лингвистической терминологии.
- оценка «2» ставится, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание студентом большей части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов
- просмотр презентаций;
- заслушивание сообщений.
Самостоятельная работа №5.Изучение орфоэпического минимума.
Цель выполнения задания:
- познакомиться с особенностями русского ударения и произношения;
- изучить орфоэпические нормы; уметь находить орфоэпические ошибки в своей речи.
Методические указания к выполнению задания для внеуадиторной самостоятельной работы:
1. Выписать из Орфоэпического словаря русского языка под ред. Р. И. Аванесова. – М., 1985 10-15 слов с вариантным ударением.
2. Выписать 15-20 слов, относящихся к будущей профессиональной деятельности. Расставить ударения, запомнить место ударения в этих словах.
3. Поставить и записать глаголы в прошедшем времени, указать в них ударение. Проверить себя по словарю.
4. Выписать отрывок из любого стихотворения, указать в нём средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерацию.
5. Записать по 10 заимствованных слов, в которых:
· согласные перед «е» произносится твердо;
· согласные перед «е» произносятся мягко.
Рекомендуемая литература:
1. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008
2. Орфоэпический словарь русского языка под ред. Р. И. Аванесова. – М., 1985
Формы отчетности
-выполненные в тетради упражнения
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов:
- проверка тетрадей;
- тестирование.
Самостоятельная работа №6. Изучение вопроса о контекстуальных синонимах и антонимах.
Цель выполнения задания:
- познакомиться с контекстуальными синонимами и антонимами;
- выработать умение находить их в тексте.
Методические указания к выполнению задания для внеуадиторной самостоятельной работы:
1. Изучить материал учебника по данной теме.
2. Привести примеры в тетради.
3. Подготовить сообщение.
Рекомендуемая литература:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008.
3. Интернет-ресурсы.
Формы отчетности:
- записи в тетради
-сообщение
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент полно раскрыл содержание материала, изложил его грамотным языком, в логической последовательности, точно используя терминологию; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их при выполнении практического задания;
- оценка «4» ставится, если в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логическское содержание ответа; допущены два-три недочета при освещении основного содержания ответа.
- оценка «3» ставится, если неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имелись затруднения в определении понятий, использовании лингвистической терминологии.
- оценка «2» ставится, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание студентом большей части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов
- проверка тетрадей
- опрос
Самостоятельная работа №7
Формы отчетности
-выполненные в тетради упражнения
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов:
- проверка тетрадей;
- слушание сочинений.
Самостоятельная работа №8. Происхождение фразеологизмов
Цель выполнения задания:
- сформировать представление о признаках, происхождении, строении, употреблении фразеологизмов;
- получить навык работы с Фразеологическим словарем русского языка.
Методические указания к выполнению задания для внеуадиторной самостоятельной работы:
1. Подготовить сообщение на любую из предложенных тем (составить тезисный план):
· «Фразеология как раздел науки о языке»;
· «Фразеологизм и его признаки»;
· «Происхождение фразеологизмов русского языка»;
· «Источники русских фразеологизмов»;
· «Употребление фразеологизмов в речи».
2. Во Фразеологическом словаре русского языка под ред. А. И. Молоткова найти фразеологизмы, имеющие отношение к вашей будущей профессии. Определить и записать их значение.
Рекомендуемая литература:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008.
3. Жуков В.П., Жуков А.В.. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: 2004.
Формы отчетности
- сообщение
- записи в тетради
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент полно раскрыл содержание материала, изложил его грамотным языком, в логической последовательности, точно используя терминологию; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их при выполнении практического задания;
- оценка «4» ставится, если в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логическское содержание ответа; допущены два-три недочета при освещении основного содержания ответа.
- оценка «3» ставится, если неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имелись затруднения в определении понятий, использовании лингвистической терминологии.
- оценка «2» ставится, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание студентом большей части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов:
- проверка тетрадей;
- заслушивание сообщений.
Самостоятельная работа №9. Работа со словарями
Цель выполнения задания:
- научиться пользоваться словарями русского языка для
выработки умения определять лексическое значение слова, предотвращения нарушения норм литературного языка в устной и письменной речи.
Методические указания к выполнению задания для внеуадиторной самостоятельной работы:
1. Выписать из Толкового словаря русского языка С. И.Ожегова 7-10 слов, имеющих не менее трех лексических значений. С любыми тремя составить предложения.
2. Выбрать из Этимологического словаря русского языка под ред. А. В. Семенова на букву «к» по 7 слов (общеславянских, восточнославянских, собственно русских). Составить предложения с двумя из каждой группы.
3. Из Словаря иностранных слов выписать по два слова из области науки, музыки, спорта, медицины. Указать, из какого языка они заимствованы; подобрать к ним (если возможно) русские слова – синонимы.
4. Пользуясь Фразеологическим словарем русского языка Л. А. Воиновой, В. П.Жукова, объяснить и записать в тетрадь значение фразеологизмов, представленных в учебном пособии Антоновой Е.С., Воителевой Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
Рекомендуемая литература:
.1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
2. Жуков В.П., Жуков А.В.. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: 2004.
3. Словарь иностранных слов
4. Этимологический словарь русского языка под ред. А. В. Семенова.
5. Толковый словарь русского языка С. И.Ожегова
Формы отчетности
-выполненные в тетради упражнения
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов:
- проверка тетрадей;
- опрос;
- тестирование.
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография
Самостоятельная работа №10. Морфемный разбор слов
Цель выполнения задания:
- повторить морфемный состав слов в русском языке;
- закрепить навык выполнения морфемного разбора слов.
Методические указания к выполнению задания для внеуадиторной самостоятельной работы:
1. Выделите основу и окончание. Волчий, хороший, делегаций, премий, герой, гроздей, кафе, делая, далеко, срочно, акция, медвежий, синий, издавна, играя, змей, семеро.
2. Произведите морфемный разбор слов.
По-хорошему, доброта, втроем, красиво, сладковатый, по-нашему, красота, издавна, забежал, синеватый.
Рекомендуемая литература:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
2. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – М.: 2004.
Формы отчетности
- записи в тетради
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов:
- проверка тетрадей.
Тема 4.2. Способы образования слов. Орфография.
Самостоятельная работа №11. Словообразовательный разбор, выразительные словообразовательные средства русского языка
Цель выполнения задания:
- повторить способы образования слов в русском языке;
- познакомиться с выразительными средствами словообразования.
Методические указания к выполнению задания для внеуадиторной самостоятельной работы:
1. Подобрать по 3-4 примера, демонстрирующих все способы словообразования.
2. Выписать из художественной литературы текст или предложения, содержащие слова с суффиксами субъективной оценки.
3. Составить и записать тексты:
а) научного стиля;
б) разговорного стиля, используя слова (отражающие специфику вашей будущей профессии) образованные с помощью эмоционально-экспрессивных приставок и суффиксов, отражающие специфику вашей будущей профессии.
Рекомендуемая литература:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008
3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – М.: 2004.
Формы отчетности
- записи в тетради
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов:
- проверка тетрадей.
Самостоятельная работа №12. Самостоятельные и служебные части речи
Цель выполнения задания:
- изучение особенностей грамматических признаков знаменательных и служебных частей речи.
Порядок выполнения работы:
1. Составить таблицу грамматических признаков частей речи русского языка:
Часть речи | Общее значе-ние | Постоянные грамматичес-кие признаки | Непостоянные грамматичес-кие признаки | Синтаксичес-кая роль в предложении |
2. Составить предложения с различными частями речи.
Рекомендуемая литература:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008
Формы отчетности
- таблица в тетради
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов:
- проверка тетрадей;
- опрос.
Самостоятельная работа №13. Морфологический разбор, составление словарного диктанта с орфограммами в местоимениях.
Цель выполнения задания:
- отработать умение выполнять морфологический разбор разных частей речи;
- отработка правописания орфограмм в местоимениях.
Порядок выполнения работы:
1. Выполните морфологический разбор указанных слов:
С красноватым3 чешуйчатым цветом.
Цвет сосновый, смолою3 дыша,
Был не слишком приманчив для взгляда.
Но сказал3 я сосне: «Хороша3!»
2.Выделите в тексте местоимения и определите их разряды по значению.
Когда увидела мать, что уже и сыны ее сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности: она схватила его за стремя, она прильнула к седлу его и с отчаянием в глазах не выпускала его из рук своих. Два дюжих казака взяли ее бережно и унесли в хату. (Н. Гоголь).
3. Составьте словарный диктант (15-20 слов) на правописание не и ни с местоимениями, слитное, раздельное и дефисное написание местоимений.
Рекомендуемая литература:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008
Формы отчетности
- упражнения в тетради
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов:
- проверка тетрадей;
- опрос.
Самостоятельная работа №14. Морфологический разбор глагола, причастия, деепричастия
Цель выполнения задания:
- отработать умение выполнять морфологический разбор глагола, причастия, деепричастия.
Порядок выполнения работы:
1.Произведите морфологический разбор глаголов, причастий, деепричастий из данных предложений.
1)Солнце светит золотое, блещут озера струи… 2) Не смейся над пророческой тоскою… 3) Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется… 4) И скрылся день, клубясь, туманы одели темные поляны широкой белой пеленой.
Рекомендуемая литература:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008
Формы отчетности
- упражнения в тетради
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов:
- проверка тетрадей;
- опрос.
Самостоятельная работа №15
Формы отчетности
- упражнения в тетради
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов:
- проверка тетрадей;
- опрос.
Самостоятельная работа №16. Составление словарного диктанта на правописание производных предлогов.
Цель выполнения задания:
- отработать умение различать непроизводные и производные предлоги, их написание
Порядок выполнения работы:
1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
(В)продолжени.. трех часов, вопреки сводке погоды, небо так( же) хмурилось, как и накануне. Воздух был насыщен влагой в вид.. микроскопических серебристых капелек. (С)начал.. мы не придавали значения этому не совсем приятному обстоятельству и так бодро шли, что встречные люди завидовали нам. (За)тем, когда дорога совсем размокла, мы сбавили темп. В то(же) время дождь усилился, и вскоре мы намокли (в)следстви.. того, что вместо плащей с капюшонами надели стеганые куртки. За(то) ноги оставались сухими благодаря непромокаемым резиновым сапогам. Я основательно продрог, мой приятель жаловался на то(же). Спички наши то(же) отсырели, (по)этому разжечь костер нам никак не удавалось. Приятель полагал, что дождь к обеду прекратится, на то(же) рассчитывал и я. Теперь (на)встречу нам не попадалось н.. души.
Часов в одиннадцать стали подумывать (на)счет привала, чтобы немного отдохнуть и обсохнуть. Я имел (в) виду заброшенную лесную сторожку, товарищ так(же) помнил о ней.
Итак, немного посовещавшись, мы быстрыми шагами двинулись к этой сторожке. Велико было разочарование, когда вместо ветхого домика взорам нашим предстала мокрая груда развалин. (В) течени.. нескольких минут мы молчали. «Что (бы) теперь предпринять?» - этот вопрос, казалось, напрашивался сам собой.
2. Составьте словарный диктант (15-20 слов) на правописание предлогов.
Рекомендуемая литература:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008
Формы отчетности
- упражнения в тетради
Критерии оценки:
- оценка «5» выставляется студенту за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки;
- оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок;
- оценка «3» выставляется при наличии 4 орфографических и 4 пунктуационных, 3 орфографических и 5 пунктуационных, 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.
- оценка «2» выставляется при наличии 7 орфографических и 7 пунктуационных, 6 орфографических и 8 пунктуационных, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
Виды контроля самостоятельной работы студентов:
- проверка тетрадей;
- опрос.
Самостоятельная работа №17. Составление обобщающей таблицы.
Цель выполнения задания:
- изучение особенностей производных и непроизводных частей речи.
Порядок выполнения работы:
1. Составить таблицу различения производных и непроизводных предлогов и союзов частей речи русского языка:
Предлоги | Союзы | ||
Непроизводные | Производные | Непроизводные | Производные |
2. Составьте предложения с использованием данных частей речи.
Рекомендуемая литература:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М., Академия», 2013.
2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. А. И.Власенков, Л. М.Рыбченкова. – М., 2008
Формы отчетности
- таблица в тетради
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если студент выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Виды контроля самостоятельной работы студентов:
- проверка тетрадей;
- опрос.
Самостоятельная работа №18. Составление словарного диктанта на правописание частиц
Цель выполнения задания:
- отработать умение слитного, раздельного и дефисного правописания частиц.
Порядок выполнения работы:
1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Кто н.. боится дождя и холода, пусть идет в лес ноябрьским утром. М<