Познавательные универсальные учебные действия.

На основе предлагаемых заданий школьник научится:

· ориентироваться в тетради, учебниках, словарях с целью извлечения нужной информации;

· самостоятельно или с помощью учителя выделять и формулировать познавательную цель;

· выделять необходимую информацию, представленную в разных формах; определять основное и второстепенное для выполнения заданий;

· использовать знаково-символические средства, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, схему, таблицу);

· осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

· осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения, классификации;

· устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

На основе предлагаемых заданий школьник научится:

· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

· владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; использовать письмо как средство коммуникации;

· слушать своих сверстников и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

· планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

· уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

· договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

· работать в парах и малых группах;

· понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.

Основные методы работы:

· Наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание);

· Словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа);

· Практические (упражнения, моделирование, игры).

Принципы работы:

Корркционно-развивающая работа базируется на общедидактических принципах обучения и специальных принципах логопедии:

· принцип комплексности;

· принцип системности;

· патогенетический принцип;

· принцип учета структуры речевого дефекта;

· принцип дифференцированного подхода в обучении;

· принцип поэтапного формирования умственных действий;

· принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;

· принцип использования обходных путей.

Формы организации коррекционных занятий

· Групповые (фронтальные)

Содержание программы

Весь материал, представленный в программе, рассчитан на три года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: в 1 классе – 87 часов (3 часа в неделю), во 2 - 3 классах – по 60 часов (2 часа в неделю), всего 207 часов. Занятия проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая. Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей обучающихся, их психофизиологических особенностей, состояния интеллекта, регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала. Коррекционная работа состоит из трёх этапов: I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (1 класс - 87 занятий – 3 раза в неделю, 2 класс – 60 занятий - 2 раза в неделю). II этап - восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи(3 класс – 45 занятий - 2 раза в неделю). III этап- восполнение пробелов в формировании связной речи (3 класс – 15 занятий - 2 раза в неделю).

Содержание коррекционной работы на первом этапе

Основным содержанием логопедической работы на I этапе является восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. На первом этапе коррекционно-развивающего обучения осуществляется своевременная и целенаправленная подготовка к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи.

Поэтому необходимо сформировать:

-полноценные фонематические процессы;

-представления о звукобуквенном составе слова;

-навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

-готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

- скоррегировать дефекты произношения.

В ходе занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Кроме того, методом устного опережения, осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций, то есть создаётся база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концетрации внимания и усилий учителя-логопеда и детей на решении основной задачи первого этапа.

Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей, обучающихся в классах с ОВЗ, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим

методом устного опережения в занятия I этапа избирательно включаются элементы работы по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи.

На первом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Работу над мягкими и твёрдыми согласными связывают с дифференциацией гласных I-II ряда. Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Работа на первом этапе завершается дифференциацией букв, имеющих кинетическое сходство по количеству элементов (л-м, п-т, и-ш), либо попространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч,г-р), либо поналичию или отсутствию элементов данных букв(у-д-з, о-а, н-ю, л-я,и-у,х-ж, ш-щ, а-д).

При завершении I этапа коррекционно-развивающего обучения у учащихся должны быть:

-сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;

-восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

-уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований-поставлены и отдифференцированы все звуки;

-уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

-введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение.

Таким образом, в течение I этапа должны быть устранены дефекты произношения и различения оппозиционных звуков, сформированы навыки анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова, что создаёт необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.

Тематическое планирование

организованной образовательной деятельности

Наши рекомендации