Программно-методическоеобеспечениеобученияи воспитания детей с нарушениемзрения

Программы Учебно-дидактическое обеспечение
Общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования По выбору школы Учебники с увеличенным шрифтом по программе «Школа России» с 1 по 4 класс.
Для разработки Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы для каждой ступени образования и адаптированной образовательной программы, включающей индивидуальный учебный план, можно использовать следующие программы и учебно-методические комплексы:
Программы специальных (коррекционных) учреждений III вида для слепых детей Программы специальных (коррекционных) учреждений III вида для слепых детей (русский язык, математика, природоведение, изобразительное искусство, черчение, музыка, физическая культура, трудовое обучение) М.: Изд-во «Просвещение», 1977. Система обозначений по математике, физике, химии и астрономии: учеб. Пособие / Всерос. О-во слепых ; сост. А. Г. Быков, М. И. Егоров и др. ; под общ. Ред. А. Г. Быкова ; отв. Ред. И. В. Проскуряков. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВОС, 1982. Смирнов, Г. А. Запись нот по системе Брайля: крат. Рук. Для зрячих музыкантов, работающих со слепыми: в 2 ч. – М.: ИПТК «Логос» ВОС,1988–2002.
3. Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей Плаксина Л. И., Бельмер В. А., Сермеев Б. Д., Денискина В. З., Кручинин В. А. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (коррекционная работа в начальной школе). Разделы "Математика", "Изобразительное искусство", "Физическое воспитание", "Трудовое обучение", "Социально-бытовая ориентировка", "Лечебная физкультура", "Ритмика".- М.: "ГороД", 1999. Денискина В.З. Формирование специальных знаний, умений и навыков у слепых и слабовидящих учащихся начальных классов на занятиях по социально-бытовой ориентировке // Система непрерывного образования - средство интеграции лиц с нарушением зрения в современное общество: материалы международной научно-практической конференции незрячих специалистов. - Нижний Новгородю-1999. Тупоногов В. К. Ознакомление с окружающим миром // Программыспециальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. - М.,1999. Тупоногов В.К. Коррекционная направленность экологического образования слепых и слабовидящих школьников // Методические рекомендации. - М.: ИКП РАО, 1999. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогическиеаспекты. Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения.- М.: Гуманит. изд. центр Владос.-1999.
Направления коррекционной работы
1. Коррекция познавательной деятельности Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: материалы к урокам для учащихся 1-4 классов. М.: Педагогическое общество России, 2000.
2. Ориентировка в пространстве Подколзина Е.Н. Ориентировка в пространстве/Программыспециальных(коррекционных) образовательных учреждений IVвида (для слабовидящих детей) (коррекционная работа в детском саду). - М.: "ГороД",1999 Подколзина Е.Н. Ориентировка в пространстве. Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений IVвида (для слабовидящих детей) (коррекционная работа в начальной школе). - М.: "ГороД",1999 Ориентировка в пространстве. Практическое пособие по обучению лиц с нарушениями зрения Феникс, 2010 Дидактические материалы: Рельефно- графическое пособие для детей по развитию речи «ЛОГОС» ВОС. М.: 1992. Азбука в картинках «ЛОГОС» ВОС, М.: 2002. Ермаков В.П., Степанов В.С. Рельефно- графическая грамота«Изобразительные средства» ВОС. М.:2002 Прибор «Ориентир» Прибор «Школьник» Прибор Семевского Наборы фигур домашних и диких животных. Конструкторы, мозаики. Наборы объёмных и плоскостных фигур Фонотека
3. Охрана и развитие остаточного зренияи развитие зрительного восприятия Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Развитие зрительного восприятия./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. и проф. образования РФ. Институт коррекционной педагогики РАО. М.Город.1999. Григорьева Л.П. Сташевский С.В. Коррекция зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Учебно-методическое пособие.- М.1990 Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М.: ВОС, 1997. Никулина, Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно- методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2002
4. Развитие мимики и пантомимики Стандарт общего образования незрячих учащихся/ под руководством Лониной В.А.С. -Пб:2000. Методические рекомендации к организации курса «Мимики и пантомимики» Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения. В.Пышма.1997. Шипицина Л.М., Воронова А.П. Программа развития ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками «Основы коммуникации». С-Пб.1995
5. Лечебная физкультура Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Лечебная физкультура./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. И проф. Образования РФ. Институт кор. пед. РАО. М. Город.1999. Л.Н. Ростомашвили Адаптивное физическое воспитание. Учебно-методическое пособие. М.2002 Сермеев Подвижные игры для детей с нарушением зрения. Мет рек. М.1995. В.С. Быков «Физическая культура и здоровье» - тетрадь для занятий. Челябинск, ЧГИФК,1995. В.Яковлев «Игры для детей». Москва, «ФиС», 1975. И.Н. Шарабарова«Упр.Со скалкой» Москва.«Советский спорт», 1991. В.А. Уваров «В поход пешком» - физкультурная библиотечка школы. Москва, «Советский спорт», 1989. С. Шарманова «Морское царство»- сюжетные занятия. Челябинск, 1996.
6. Социально-бытовая ориентировка Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Социально-бытовая ориентировка./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. И проф. Образования РФ. Институт коррекционной педагогики РАО. М.Город.1999. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах./Под ред. Л.И. Плаксиной. Калуга «Адэль».1998. Руцкая Е.Н. Организация работы по домоводству и самообслуживанию: Учебное пособие.-М:.ВОС,1988. Шибкова Д.З. Практикум «Наука быть здоровым». Челябинск, 1997. Безруких М.М. Рабочая тетрадь для школьников М.: Олма- Пресс, 2004. Демонстрационные и раздаточные материалы.Набор плакатов «Личная гигиена» Электрооборудование: электрический утюг, пылесос, электрический комбайн, миксер, соковыжималки. Спец. оборудование для детей с нарушением зрения: • приборСемевского; • рельефно-граф. пособие трансп.средств; • кухонные принадлежности:нож-дозатор, нож-овощечистка, яйцерезка, сахарница-дозатор ит.д. • Часы для слепых
7. Ритмика Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Ритмика./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. И проф. Образования РФ. Институт кор. пед. РАО. М. Город.1999. Конферов В.Н. Искусство балетмейстера: Учебно- методическое пособие. ЧГИК.1991. Ивлева Л.Д. Методика обучения хореографии в старшей возрастной группе: Учебное пособие для студентов. ЧГИК.1992. Предметы для ритмической разминки: мячи, гимнастические палки, обручи Предметы для развития чувства ритма: погремушки, трещотки, бубны.




Наши рекомендации