Федеральные органы управления

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление как в сфере общего, профессионального и дополнительного образова­ния вцелом, так и вобласти специального образования, в част­ности, является Министерство образования Российской Федера­ции, в составе которого создано Управление специального обра­зования.

Минобразование России координирует деятельность в сфере специального образования ряда федеральных органов исполни­тельной власти и осуществляет свою деятельность во взаимодей­ствии с такими федеральными органами исполнительной власти, как Министерство труда и социального развития Российской Фе­дерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и др. Минобразо­вание России также тесно взаимодействует с органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации, органами мест­ного самоуправления, Российской академией образования, соот­ветствующими научнымиорганизациями, спортивными союза­ми, общественными инвалидными, правозащитными общества­ми, фондами, родительскими объединениями и ассоциациями.

Основными задачами Минобразования России в сфере специ­ального образования являются:

• осуществление государственной политики, обеспечивающей
необходимые условия безбарьерной среды для реализации кон­
ституционных прав лиц с ограниченными возможностями здоро­
вья на получениеобразования;

• управление и координация научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ в сфере специального образо­
вания;

• реализация государственной кадровой политики (подготов­
ка, переподготовка и повышение квалификации руководящих и
педагогических кадров);

• совершенствование организационно-экономического механиз­
ма функционирования и информатизация системы специального
образования;

• разработка и утверждение федеральных требований к содер­
жанию специального образования и создание системы оценки де­
ятельности образовательных учреждений;

• организация и развитие международного сотрудничества, вза­
имодействие в данной сфере с Содружеством Независимых Госу­
дарств.

В соответствии с возложенными задачами Минобразование России выполняет следующие функции:

• разрабатывает и реализует концепцию развития специально­
го образования, а также соответствующие положения Федераль­
ной программы развития образования, координирует и контро­
лирует в пределах своей компетенции их выполнение;

• разрабатывает (с участием других федеральных органов ис­
полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, образовательных учреждений и органи­
заций системы специального образования, общественных объ­
единений) целевые федеральные, межгосударственные и межве­
домственные программы и проекты в сфере специального образо­
вания;

• организует работу по формированию целевых программ, про­
изводству специальной учебной и реабилитационной техники и
оборудования для образовательных учреждений, формирует про­
граммы научно-исследовательских и опытно-конструкторских ра­
бот в данной области и обеспечивает их реализацию;

• обеспечивает контроль за исполнением законодательства Рос­
сийской Федерации в сфере специального образования;

• осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тен­
денций развития в сфере специального образования;

• осуществляет нормативное, правовое и научно-методическое
обеспечение деятельности органов управления образованием
субъектов Российской Федерации и специальных (коррекцион-
ных) и оздоровительных образовательных учреждений, образова­
тельных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педа­
гогической и медико-социальной помощи;

• устанавливает порядок приема лиц с ограниченными возмож­
ностями здоровья в государственные учреждения начального, сред­
него и высшего профессионального образования;

• определяет в пределах своей компетенции перечень учебной
и учебно-методической литературы для специальных (коррекци-
онных) образовательных учреждений, обеспечивающей реализа­
цию федерального компонента специальных государственных стан­
дартов общего образования, разрабатывает и утверждает долго­
срочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-
методической литературы, технических и других средств обучения;

• разрабатывает и реализует совместно с профсоюзными орга­
нами, общественными организациями, заинтересованными фе-

деральными органами исполнительной власти комплекс мер по охране труда, направленных на обеспечение здоровья и безопас­ных условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и ра­ботников сферы специального образования, а также мер по их социальной защите;

■ организует с участием заинтересованных федеральных орга­нов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе специальных (кор-рекционных) программ и методик систему работы с детьми с отклонениями в физическом и умственном развитии для получе­ния ими образования, коррекции нарушений развития, реабили­тации и социальной адаптации;

• организует проведение научных и научно- практических кон­
ференций, симпозиумов, семинаров и совещаний, выставок и
конкурсов, в том числе международных, в сфере специального
образования;

• организует разработку государственных образовательных стан­
дартов общего специального образования и утверждение их феде­
рального компонента, контролирует соблюдение специальных
государственных образовательных стандартов;

• осуществляет совместно с органами управления образовани­
ем субъектов Российской Федерации государственный контроль
за качеством специального образования;

• обеспечивает разработку на основе специальных государствен­
ных образовательных стандартов примерных специальных образо­
вательных программ и учебных планов;

• утверждает положения о государственной (итоговой) аттес­
тации выпускников специальных (коррекционных) образователь­
ных учреждений;

• разрабатывает и утверждает формы документов государствен­
ного образца об уровне специального образования и (или) квали­
фикации, устанавливает порядок их выдачи;

• организует федеральную систему подготовки и переподготовки
педагогических кадров для специальных (коррекционных), оздо­
ровительных и образовательных учреждений для детей, нуждаю­
щихся в психолого-педагогической и меди ко-социальной помо­
щи, а также соответствующих специалистов органов управления
образованием;

• устанавливает порядок аттестации педагогических работни­
ков государственных и муниципальных специальных (коррекци­
онных), оздоровительных и других образовательных учреждений
и соответствующих работников органов управления образованием;

• разрабатывает и реализует систему поощрения кадров в сфе­
ре специального образования;

• осущестапяет контроль за исполнением федеральных законов
и обобщает практику их применения в сфере специального обра-





федеральные органы управления - student2.ru кования, разрабатывает предложения по его совершенствованию;

• участвует в разработке и реализации государственной финан­
совой, инвестиционной и инновационной политики в сфере спе­
циального образования;

• разрабатывает федеральные нормативы финансирования спе­
циальных (коррекционных), оздоровительных И других образова­
тельных учреждений, осуществляет контроль за их выполнением;

• осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, ана­
лиз и представление государственной статистической отчетности
в сфере специального образования.

В целях осуществления возложенных задач и своих функций в сфере специального образования Минобразованис России:

• издает в пределах своей компетенции, в том числе совместно
с другими федер&чьными органами исполнительной власти, нор­
мативные правовые акты в виде приказов, распоряжений, пра­
вил, инструкций и положений по вопросам специального образо­
вания, обязательные для исполнения органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации; дает разъяснения по ним;

• создает в установленном порядке при Министерстве коорди­
национные, научно-методические и другие советы и комиссии,
временные научные (творческие) коллективы, экспертные и ра­
бочие группы для решения вопросов развития специального об­
разования;

• запрашивает и получаетв установленном порядке от феде­
ральных органов исполнительной власти и органов исполнитель­
ной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций (независимо от их организацион­
но-правовой формы и ведомственной принадлежности) сведения,
материалы и документы;

• инспектирует в пределах своей компетенции любые учрежде­
ния специального образования и любой орган управления обра­
зованием.

Возглавляет Минобразование России Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Рос­сийской Федерации по представлению Председателя Правитель­ства Российской Федерации.Он осуществляет руководство на ос­нове единоначалия, несет персональную ответственность за вы­полнение возложенных на Министерство задач и функций.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Феде­рации.

Министр распределяет обязанности между заместителями, один из которых, наряду с другими функциями, несет ответственность за систему специального образования.

Министр утверждает, в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности работников центрального

аппарата и фонда оплаты труда, структуру и штатное расписание, положения о подразделениях центрального аппарата Министер­ства, а также смету расходов на его содержание в пределах утвер­жденных на соответствующий период бюджетных ассигнований. Он назначает на должность и освобождает от должности в уста­новленном порядке работников центрального аппарата Министер­ства и руководителей подведомственных ему учреждений и орга­низаций.

Министр издает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации приказы, распоря­жения, дает указания, обязательные для исполнения работника­ми Министерства, подведомственными учреждениями и органи­зациями, и проверяет их исполнение.

Министр вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, представляет в установленном по­рядке работников сферы образования к государственным награ­дам и присвоению почетных званий, поощряет обучающихся, воспитанников подведомственных учреждений и организаций, осуществляет другие полномочия.

В Минобразовании России образуется Коллегия в составе Ми­нистра (председатель коллегии), его заместителей по должности, а также руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства, ведущих ученых, специалистов и обще­ственных деятелей. Члены Коллегии, за исключением лиц, входя­щих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра.

Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, в том числе специ&чьного образования. Решения Коллегии оформляются протоколами и про­водятся в жизнь, как правило, приказами Министра.

Одно из структурных подразделений Министерства — Управ­ление специального образования, которое непосредственно раз­рабатывает и осуществляет государственную политику в системе учреждений дошкольного, общего и профессионального специ­ального образования, обеспечивающую создание специальных условий для реализации конституционного права лиц с ограни­ченными возможностями здоровья в части предоставления им образовательных услуг как в специальных (коррекционных) об­разовательных учреждениях, так и в образовательных учреждени­ях интегрированного обучения с лицами, не имеющими таких ограничений, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лече­нии, центрах реабилитации, логопедических пунктах и на дому, атакже их постоянное комплексное личностно ориентированное

IL

федеральные органы управления - student2.ru федеральные органы управления - student2.ru психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение, абилитацию (реабилитацию) и адаптацию (реинтеграцию) в об­щество.

Управление непосредственно обеспечивает реализацию возло­женных на Министерство задач и функций в сфере специального образования, компенсирующего и коррекционно-развиБающего обучения, федеральных целевых программ и международных про­ектов; содействует организации системы работы постоянных пси­холого-медико-педагогических комиссий для осуществления ран­ней диагностики физических и (или) психических недостатков детей, установления их прав на специальное образование, дина­мического наблюдения за ними, а также консультирования роди­телей (иных законных представителей). Управление вносит пред­ложения руководству Министерства по вопросам своей компе­тенции.

Управление имеет в своем составе отделы. Его возглавляет на­чальник, который несет ответственность перед Министерством за деятельность структурного подразделения, подбирает начальни­ков отделов и специалистов, составляет планы работ структурно­го подразделения и утверждает планы отделов, положения об от­делах, дает ответы органам управления образованием, образова­тельным учреждениям, научным и иным организациям, предпри­ятиям, а также гражданам по вопросам, входящим в компетен­цию структурного подразделения, ведет прием посетителей.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Развитие системы образования определяется качественным улуч­шением управления, так как именно управление образованием прогнозирует пути совершенствования образовательной системы, направления ее деятельности и качество образования. Правовой основой управления образованием являются Конституция Россий­ской Федерации (ст. 72), конституции и уставы субъектов Федера­ции, Федеративный договор, международные акты («Всеобщая декларация прав человека», «Европейская конвенция о зашите прав человека и основных свобод», «Конвенция о правах ребен­ка» и др.), федеральные законы, указы и распоряжения Прези­дента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, положения об органах уп­равления образованием, типовые положения и уставы образова­тельных учреждений.

Статья 72 Конституции Российской Федерации относит воп­росы образования к совместному ведению Российской Федера-

ции и ее субъектов, что означает как совместные действия феде­ральных и региональных органов, так и распределенную ответ­ственность. Объем и пределы этих полномочий и ответственности установлены в Законе Российской Федерации «Об образовании». Основы системы государственного управления образованием в Российской Федерации определены постановлением Российской Федерации от 9 января 1992 г. В соответствии с этим постаноачени-ем в настоящее время в Российской Федерации сформирована сле­дующая система органов государственного управления образованием:

Министерство образования Российской Федерации;

министерства образования республик в составе Российской Федерации;

управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;

комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт- П етербурга.

Органы управления образованием районов, городов (округов) в городе могут быть созданы по решению органов местного само­управления.

Названная децентрализация управления образованием в Рос­сийской Федерации привела к изменениям в управляющих под­системах, в объектах воздействия, в содержании управленческих решений.

Если в прежней системе управления образованием управляю­щим был лишь федеральный уровень, на котором задавались цели, ставились задачи и контролировалось их выполнение, то в насто­ящее время в соответствии с порядком, определенным Законом Российской Федерации «Об образовании», разграничения компе­тенции федеральных органов государственной власти, федераль­ных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации происходит постепен­ное перераспределение управленческих функций между различ­ными уровнями управления образованием.

Результаты анализа взаимоотношений разных уровней управ­ления образованием свидетельствуют об изменениях их характера: с повышением уровня управления уменьшается доля прямых воз­действий управляющей системы на управляемую и увеличивается Доля косвенных.

В этом заключается основное изменение характера отношений между уровнями управления образованием в результате проведен­ной реформы децентрализации управления. Центр тяжести в уп­равлении образованием все последовательнее перемещается на Региональный и муниципальный уровни.

Это объясняется тем, что территориальные системы образова­ния формируются под воздействием процессов, результатом кото­рых является возникновение общностей населения, имеющих и

федеральные органы управления - student2.ru

федеральные органы управления - student2.ru осознающих свои интересы. Сходство условий жизнедеятельности, достаточно общее место проживания, разнообразие форм соци­альных связей объективно определяют для каждой такой общности самостоятельные и специфические образовательные интересы.

Успех в реализации этих интересов зависит от многих причин, но в первую очередь от правильно созданной структуры управле­ния образованием, подбора управленческих кадров, распределе­ния между ними соответствующих функций.

Вариантов создания структур органов управления образовани­ем может быть много. Это зависит от региональных и национ&тьных особенностей, социально-экономических условий региона, сети образовательных учреждений, многоукладности и вариативности образования.

Общим является то, что структура, штатное расписание реги­ональных органов управления образованием утверждаются поста­новлением руководителя администрации субъекта Российской Федерации. Им же определяется круг вопросов, решаемых орга­ном управления, его задачи и функции, утверждается Положение об органе управления образованием.

Перечень задач, стоящих перед региональными органами уп­равления образованием, определен Законом «Об образовании». Среди них к числу важнейших относится задача обеспечения ус­ловий, позволяющих обучающимся получать образование, не ниже предусмотренного образовательными стандартами; предоставле­ние возможностей обучающимся реализовывать свои природные задатки и способности в соответствии со своими познавательны­ми потребностями и возможностями. Последнее имеет непосред­ственное отношение к специальному образованию, актуальность которого в современных условиях чрезвычайно высока.

Это объясняется значительным ростом числа детей с пробле­мами в развитии и детей-инвалидов в частности (в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 2 млн таких детей, что составляет почти 5% от их общего числа), появлением детей со сложными, комплексными типами отклонений в развитии, с различными формами задержек психического развития, детей с аутизмом, нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д. и необходимостью создания для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекват­ные условия и равные с обычными детьми возможности для по­лучения образования в пределах специальных образовательных стандартов, а также лечение, оздоровление, коррекцию наруше­ний развития, социальную адаптацию.

Комплекс этих проблем должен найти свое решение в первую очередь на региональном уровне в форме:

• создания региональной законодательной и нормативной пра­вовой базы для функционирования специальных (коррекционных)

образовательных учреждений, системы коррекционно-развиваю-щего обучения детей с задержкой психического развития и труд­ностями в обучении, создания условий для развития данной кате­гории детей, поддержки семей, имеющих ребенка с ограничен­ными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

• целенапраатенной работы по подготовке кадров специалис­
тов для работы с детьми, имеющими тс или иные отклонения в
развитии, повышению их квалификации;

• разработки методических и организационных основ выявле­
ния детей с проблемами в развитии и на основе анализа данных
проектирования развития сети специальных {коррекционных) об­
разовательных учреждений;

• создания предпосылок для развития системы психодиагнос­
тики и профилактики нарушений в развитии детей начиная с мла­
денческого возраста (раннего вмешательства);

• управленческих решений, способствующих перемещению кор-
рекционной психолого-педагогической работы в систему дошколь­
ного образования;

• организации условий для планомерного развития системы про­
фессиональной подготовки подростков-инвалидов и подростков
с нарушениями развития, создания условий для их трудоустрой­
ства, интеграции в общество;

• контроля за качеством специального образования, содействия
развитию инновационных форм деятельности в системе специ­
ального образования, поддержки реабилитационных учреждений
нового типа, внедрения в практику работы достижений науки и
передового опыта;

• поиска и отработки моделей интегрированного обучения де­
тей с особыми нуждами в условиях массовой школы;

• привлечения к работе по решению проблем детей, имеющих
отклонения в физическом, психическом здоровье, интеллекту­
альном развитии, региональных органов управления здравоохра­
нением, социальной зашиты населения, трудоустройства и заня­
тости населения, общественных организаций.

Роль регионального уровня в управлении специальным обра­зованием чрезвычайно велика и по ряду других причин.

Во-первых, как никакая другая сфера образования, специаль­ное образование остро ощущает недостаток квалифицированных кадров (в среднем по Российской Федерации число специалис-тов-дефектологов составляет лишь 9% от их необходимого числа). Поэтому организация целевого набора на дефектологические фа­культеты педагогических вузов и университетов, организация кур­совой переподготовки кадров на базе региональных институтов повышения квалификации работников образования (ИПК) в со­ответствии с потребностями региона, создание и координация Деятельности региональных методических объединений учителей-

федеральные органы управления - student2.ru

дефектологов, оказание им помощи в подготовке и прохождении аттестации составляет значительную часть деятельности региональ­ного органа по управлению специальным образованием.

Вторая особенность состоит в следующем. Для субъектов Рос­сийской Федерации в значительной степени характерны неста­бильность и большие качественные различия в развитии и функ­ционировании сети специальных (коррекционных) образователь­ных учреждений (по видам, по размещению и т.д.)- Годами скла­дывавшиеся традиции привели к тому, что в значительном числе муниципалитетов отсутствуют образовательные учреждения для обучения детей с проблемами даже в интеллектуальном развитии. А образовательные учреждения для глухих и слабослышащих, для слепых и слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушения­ми речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата в регио­нах представлены, в лучшем случае, в единичных экземплярах. Проблема усугубляется тем, что все эти образовательные учреж­дения в последние годы потеряли статус федеральных. Мини­стерство образования Российской Федерации не решает вопросы их комплектования. В этих условиях региональный орган управле­ния образованием должен на практике обеспечить каждому ре­бенку с проблемами в развитии его право на получение доступно­го образования, своевременную коррекцию психофизиологичес­ких и познавательных процессов. Это достигается путем совершен­ствования и развития сети специальных (коррекционных) обра­зовательных учреждений, комплектования их детьми только в со­ответствии с заключением психолого-медико-педагогических ко­миссий и согласием родителей, решения вопросов обучения де­тей с проблемами в развитии за пределами региона и т.д.

Разнообразие видов специальных (коррекционных) образова­тельных учреждений (восемь видов) создает третью особенность управления специальным образованием на уровне региона. Она состоит в том, что региональные органы управления образовани­ем, институты повышения квалификации работников образова­ния становятся главными организаторами и координаторами ме­тодической работы в сфере специального образования регионов, центрами по обобщению и распространению передового опыта, реализации передовых педагогических технологий специального образования, инновационной деятельности, в том числе и ста­новления реабилитационных учреждений нового типа (постоянно действующих психолого-медико-педагогических комиссий, цент­ров психолого-педагоги ческой и медико-социальной помощи, центров раннего вмешательства и т.д.).

В этой же связи из-за отсутствия в муниципальных образова­тельных системах необходимых квалифицированных кадров (тем более научных) осложнена экспертная оценка эксперименталь­ной деятельности, реализация региональных образовательных про-

грамм и стандартов и т.д. Поэтому такую работ; -ном уровне — можно сделать целенаправленной, научно обосно­ванной и, что не менее важно, достаточно эффективной.

И последнее. Несмотря на всю специфику, система специаль­ного образования не является изолированной. Она непосредственно связана с дошкольным, общим, дополнительным, начальным профессиональным образованием. И если в первых трех случаяхсовершенствовать контакты и взаимоотношения в работе можно на разных уровнях управления, то установление постоянных парт­нерских связей между специальными (коррекционными) образо­вательными учреждениями и учреждениями начального профес­сионального образования, привлечение последних к оказанию помощи специальным (коррекционным) школам в вопросах до-профессиональной подготовки, создания условий для получения обучающимися в системе специального образования доступного им начального профессионального образования является преро­гативой регионального органа управления образованием.

Для реализации указанных задач в составе региональных орга­нов управления образованием в соответствии с их структурой со­здаются специальные отделы (управления): специального образо­вания, учреждений реабилитации, специального образования и социально-правовой зашиты детства и т.д. Положения о них, функ­циональные обязанности специалистов утверждаются приказом руководителя регионального органа управления образованием. Являясь структурным подразделением регионального органа уп­равления образованием, названные отделы (управления) в своей работе руководствуются действующим законодательством Россий­ской Федерации и субъекта Российской Федерации в области об­разования, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и администрации региона, нормативны­ми правовыми документами Министерства образования Российс­кой Федерации, положением о региональном органе управления образованием. Специалисты, занятые руководством системой спе­циального образования, должны знать и уметь применять на практике:

«Конвенцию о правах ребенка* (ООН);

Конституцию Российской Федерации;

Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федер&чьного закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ;

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи населению»;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Указы Президента Российской Федерации: «О мерах по фор­мированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»



от 02.10.92 г. № 1156; «О мерах по профессиональной реабилита­ции и обеспечению занятости инвалидов» от 25.08.93 г. № 394; «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» от 27.12.92 г. № 802; «О профилактике безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 06.09.93 г. № 1338;

Постановление Совета Министров РСФСР от 24.05.91 г. № 278 «О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитатель­ных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии»;

Постановление Совета Министров РСФСР от 20.06.92 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Типовые положения об образовательных учреждениях, утверж­денные Правительством Российской Федерации;

Нормативные правовые документы Министерства образования Российской Федерации по вопросам специального образования.

Если говорить обобщенно, то именно специалисты региональ­ного органа управления образованием, курирующие вопросы спе­циального образования, на практике реализуют четыре основных функции управления образованием вообще и специальным обра­зованием в частности. К ним относятся:

руководство — постоянная работа по поддержанию внутренних условий функционирования существующей системы специально­го образования в регионе;

организация — обеспечение постоянного соответствия системы специального образования региона изменяющимся внешним и внутренним условиям се функционирования;

администрирование — конструирование новых элементов (норм функционирования) системы специального образования региона;

управление — прогнозирование новых рамок системы специ­ального образования, изменяющих ее актуальное состояние в со­ответствии с тенденциями развития специального образования в Российской Федерации, запросами общества, спросом на те или другие специальные (коррекционные) образовательные ус­луги.

Отделы (управления) специального образования региональных органов управления образованием призваны реализовывать госу­дарственную политику в области специального образования детей с отклонениями в развитии и детей-инвалидов; обеспечивать вы­полнение федеральных и региональных целевых программ, на­правленных на социальную поддержку и реабилитацию детей и подростков, нуждающихся в помощи и защите государства; осу­ществлять развитие региональных систем социальной и психоло­го-медико-педагогической реабилитации нуждающихся в ней детей.

На практике это достигается в ходе:

разработки законодательных актов (вносятся в законодатель­ный орган администрацией региона), постановлений и распоря­жений администрации субъектов Российской Федерации, норма­тивных правовых документов регионального управления образо­вания, определяющих основные подходы к реализации целей спе­циального образования в регионе и устраняющих пробелы феде­рального законодательства в этой сфере;

осуществления постоянного контроля за исполнением законо­дательства в области специального образования объектами обра­зовательного процесса, выполнением нормативных правовых до­кументов, учебных планов, государственных образовательных стан­дартов, который реализуется при комплексном (фронтальном) изучении управленческой деятельности муниципальных органов управления образованием, аттестации специальных (коррекцион­ных) образовательных учреждений, проведении тематических проверок и другой инспекционной деятельности;

постоянной работы по анализу ситуации, связанной с удов­летворением потребностей населения региона в специальных (кор-рекциоиных) образовательных услугах на основе данных психо­лого-медико-педагогических комиссий, запросов и предложений общественных организаций (особенно тех, которые связаны с жизнедеятельностью инвалидов), родительских ассоциаций, об­ращений отдельных граждан, итогов работы специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений и других учреждений реабилитации системы образования, а также по подготовке пред­ложений для рассмотрения на коллегиях регионального управле­ния образования, совещаниях при руководителе регионального управления образования (производственных, аппаратных), сове­щаниях с руководителями муниципальных органов управления образованием, заседаниях советов руководителей учреждений спе­циального образования, научно-методических советах по спе­циальному образованию и т.д.;

оказания помощи муниципальным органам управления обра­зованием в вопросах своевременного выявления, диагностики, психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подрост­ков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, путем повышения компетенции специалистов муниципальных структур управления в вопросах специального образования, про­ведения научно-практических конференций, совещаний, семи­наров по актуальным вопросам коррекционной педагогики, вне­дрения новых форм и методов обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, дающих положительный результат;

лицензирования, аттестации (является компетенцией регио­нального управления образования), аккредитации специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

 
  федеральные органы управления - student2.ru

федеральные органы управления - student2.ru проведения работы по комплектованию государственных спе­циальных (коррекпионных) образовательных учреждений;

определения потребности в кадрах учителей-дефектологов, учи­телей-логопедов и координации на этой основе работы педагоги­ческих институтов и университетов региона, института повыше­ния квалификации работников образования по подготовке, пере­подготовке, повышению квалификации педагогов узких специ­альностей;

организации работы (совместно с ИПК) по аттестации ру­ководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учителей-дефектологов, учителей-логопедов на высшую квалификационную категорию, а при наличии госу­дарственных учреждений специального образования, отсутствии в муниципальных образованиях специалистов необходимого уровня квалификации, и на первую квалификационную кате­горию;

осуществления мероприятий, направленных на развитие служ­бы практической психологии образования, психолого-медико-педагогической и диагностической службы, создания реабилита­ционных центров для детей-инвалидов.

Особое место в деятельности региональных органов управ­ления образованием занимает контроль как одно из четырех глав­ных управленческих действий (наряду с планированием, орга­низацией, руководством). Какому бы толкованию ни подверга­лись те или иные статьи Закона Российской Федерации «Об образовании», необходимо понимать, что только контроль де­лает управление развитием специального образования б регио­не осязаемым, только контроль позволяет осуществлять необ­ходимые в работе коррекцию, координацию, регулирование. Это вытекает из теории и научно обоснованной практики управле­ния: управленческие действия представляют собой замкнутый цикл, взаимосвязанную замкнутую систему. При удалении лю­бой части из этого цикл

Наши рекомендации