Федеральные органы управления
Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление как в сфере общего, профессионального и дополнительного образования вцелом, так и вобласти специального образования, в частности, является Министерство образования Российской Федерации, в составе которого создано Управление специального образования.
Минобразование России координирует деятельность в сфере специального образования ряда федеральных органов исполнительной власти и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с такими федеральными органами исполнительной власти, как Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и др. Минобразование России также тесно взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Российской академией образования, соответствующими научнымиорганизациями, спортивными союзами, общественными инвалидными, правозащитными обществами, фондами, родительскими объединениями и ассоциациями.
Основными задачами Минобразования России в сфере специального образования являются:
• осуществление государственной политики, обеспечивающей
необходимые условия безбарьерной среды для реализации кон
ституционных прав лиц с ограниченными возможностями здоро
вья на получениеобразования;
• управление и координация научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ в сфере специального образо
вания;
• реализация государственной кадровой политики (подготов
ка, переподготовка и повышение квалификации руководящих и
педагогических кадров);
• совершенствование организационно-экономического механиз
ма функционирования и информатизация системы специального
образования;
• разработка и утверждение федеральных требований к содер
жанию специального образования и создание системы оценки де
ятельности образовательных учреждений;
• организация и развитие международного сотрудничества, вза
имодействие в данной сфере с Содружеством Независимых Госу
дарств.
В соответствии с возложенными задачами Минобразование России выполняет следующие функции:
• разрабатывает и реализует концепцию развития специально
го образования, а также соответствующие положения Федераль
ной программы развития образования, координирует и контро
лирует в пределах своей компетенции их выполнение;
• разрабатывает (с участием других федеральных органов ис
полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, образовательных учреждений и органи
заций системы специального образования, общественных объ
единений) целевые федеральные, межгосударственные и межве
домственные программы и проекты в сфере специального образо
вания;
• организует работу по формированию целевых программ, про
изводству специальной учебной и реабилитационной техники и
оборудования для образовательных учреждений, формирует про
граммы научно-исследовательских и опытно-конструкторских ра
бот в данной области и обеспечивает их реализацию;
• обеспечивает контроль за исполнением законодательства Рос
сийской Федерации в сфере специального образования;
• осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тен
денций развития в сфере специального образования;
• осуществляет нормативное, правовое и научно-методическое
обеспечение деятельности органов управления образованием
субъектов Российской Федерации и специальных (коррекцион-
ных) и оздоровительных образовательных учреждений, образова
тельных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педа
гогической и медико-социальной помощи;
• устанавливает порядок приема лиц с ограниченными возмож
ностями здоровья в государственные учреждения начального, сред
него и высшего профессионального образования;
• определяет в пределах своей компетенции перечень учебной
и учебно-методической литературы для специальных (коррекци-
онных) образовательных учреждений, обеспечивающей реализа
цию федерального компонента специальных государственных стан
дартов общего образования, разрабатывает и утверждает долго
срочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-
методической литературы, технических и других средств обучения;
• разрабатывает и реализует совместно с профсоюзными орга
нами, общественными организациями, заинтересованными фе-
деральными органами исполнительной власти комплекс мер по охране труда, направленных на обеспечение здоровья и безопасных условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и работников сферы специального образования, а также мер по их социальной защите;
■ организует с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе специальных (кор-рекционных) программ и методик систему работы с детьми с отклонениями в физическом и умственном развитии для получения ими образования, коррекции нарушений развития, реабилитации и социальной адаптации;
• организует проведение научных и научно- практических кон
ференций, симпозиумов, семинаров и совещаний, выставок и
конкурсов, в том числе международных, в сфере специального
образования;
• организует разработку государственных образовательных стан
дартов общего специального образования и утверждение их феде
рального компонента, контролирует соблюдение специальных
государственных образовательных стандартов;
• осуществляет совместно с органами управления образовани
ем субъектов Российской Федерации государственный контроль
за качеством специального образования;
• обеспечивает разработку на основе специальных государствен
ных образовательных стандартов примерных специальных образо
вательных программ и учебных планов;
• утверждает положения о государственной (итоговой) аттес
тации выпускников специальных (коррекционных) образователь
ных учреждений;
• разрабатывает и утверждает формы документов государствен
ного образца об уровне специального образования и (или) квали
фикации, устанавливает порядок их выдачи;
• организует федеральную систему подготовки и переподготовки
педагогических кадров для специальных (коррекционных), оздо
ровительных и образовательных учреждений для детей, нуждаю
щихся в психолого-педагогической и меди ко-социальной помо
щи, а также соответствующих специалистов органов управления
образованием;
• устанавливает порядок аттестации педагогических работни
ков государственных и муниципальных специальных (коррекци
онных), оздоровительных и других образовательных учреждений
и соответствующих работников органов управления образованием;
• разрабатывает и реализует систему поощрения кадров в сфе
ре специального образования;
• осущестапяет контроль за исполнением федеральных законов
и обобщает практику их применения в сфере специального обра-
кования, разрабатывает предложения по его совершенствованию;
• участвует в разработке и реализации государственной финан
совой, инвестиционной и инновационной политики в сфере спе
циального образования;
• разрабатывает федеральные нормативы финансирования спе
циальных (коррекционных), оздоровительных И других образова
тельных учреждений, осуществляет контроль за их выполнением;
• осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, ана
лиз и представление государственной статистической отчетности
в сфере специального образования.
В целях осуществления возложенных задач и своих функций в сфере специального образования Минобразованис России:
• издает в пределах своей компетенции, в том числе совместно
с другими федер&чьными органами исполнительной власти, нор
мативные правовые акты в виде приказов, распоряжений, пра
вил, инструкций и положений по вопросам специального образо
вания, обязательные для исполнения органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации; дает разъяснения по ним;
• создает в установленном порядке при Министерстве коорди
национные, научно-методические и другие советы и комиссии,
временные научные (творческие) коллективы, экспертные и ра
бочие группы для решения вопросов развития специального об
разования;
• запрашивает и получаетв установленном порядке от феде
ральных органов исполнительной власти и органов исполнитель
ной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций (независимо от их организацион
но-правовой формы и ведомственной принадлежности) сведения,
материалы и документы;
• инспектирует в пределах своей компетенции любые учрежде
ния специального образования и любой орган управления обра
зованием.
Возглавляет Минобразование России Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.Он осуществляет руководство на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
Министр распределяет обязанности между заместителями, один из которых, наряду с другими функциями, несет ответственность за систему специального образования.
Министр утверждает, в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности работников центрального
аппарата и фонда оплаты труда, структуру и штатное расписание, положения о подразделениях центрального аппарата Министерства, а также смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований. Он назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата Министерства и руководителей подведомственных ему учреждений и организаций.
Министр издает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения работниками Министерства, подведомственными учреждениями и организациями, и проверяет их исполнение.
Министр вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, представляет в установленном порядке работников сферы образования к государственным наградам и присвоению почетных званий, поощряет обучающихся, воспитанников подведомственных учреждений и организаций, осуществляет другие полномочия.
В Минобразовании России образуется Коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, а также руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства, ведущих ученых, специалистов и общественных деятелей. Члены Коллегии, за исключением лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра.
Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, в том числе специ&чьного образования. Решения Коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра.
Одно из структурных подразделений Министерства — Управление специального образования, которое непосредственно разрабатывает и осуществляет государственную политику в системе учреждений дошкольного, общего и профессионального специального образования, обеспечивающую создание специальных условий для реализации конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья в части предоставления им образовательных услуг как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в образовательных учреждениях интегрированного обучения с лицами, не имеющими таких ограничений, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, центрах реабилитации, логопедических пунктах и на дому, атакже их постоянное комплексное личностно ориентированное
IL
психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение, абилитацию (реабилитацию) и адаптацию (реинтеграцию) в общество.
Управление непосредственно обеспечивает реализацию возложенных на Министерство задач и функций в сфере специального образования, компенсирующего и коррекционно-развиБающего обучения, федеральных целевых программ и международных проектов; содействует организации системы работы постоянных психолого-медико-педагогических комиссий для осуществления ранней диагностики физических и (или) психических недостатков детей, установления их прав на специальное образование, динамического наблюдения за ними, а также консультирования родителей (иных законных представителей). Управление вносит предложения руководству Министерства по вопросам своей компетенции.
Управление имеет в своем составе отделы. Его возглавляет начальник, который несет ответственность перед Министерством за деятельность структурного подразделения, подбирает начальников отделов и специалистов, составляет планы работ структурного подразделения и утверждает планы отделов, положения об отделах, дает ответы органам управления образованием, образовательным учреждениям, научным и иным организациям, предприятиям, а также гражданам по вопросам, входящим в компетенцию структурного подразделения, ведет прием посетителей.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Развитие системы образования определяется качественным улучшением управления, так как именно управление образованием прогнозирует пути совершенствования образовательной системы, направления ее деятельности и качество образования. Правовой основой управления образованием являются Конституция Российской Федерации (ст. 72), конституции и уставы субъектов Федерации, Федеративный договор, международные акты («Всеобщая декларация прав человека», «Европейская конвенция о зашите прав человека и основных свобод», «Конвенция о правах ребенка» и др.), федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, положения об органах управления образованием, типовые положения и уставы образовательных учреждений.
Статья 72 Конституции Российской Федерации относит вопросы образования к совместному ведению Российской Федера-
ции и ее субъектов, что означает как совместные действия федеральных и региональных органов, так и распределенную ответственность. Объем и пределы этих полномочий и ответственности установлены в Законе Российской Федерации «Об образовании». Основы системы государственного управления образованием в Российской Федерации определены постановлением Российской Федерации от 9 января 1992 г. В соответствии с этим постаноачени-ем в настоящее время в Российской Федерации сформирована следующая система органов государственного управления образованием:
Министерство образования Российской Федерации;
министерства образования республик в составе Российской Федерации;
управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;
комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт- П етербурга.
Органы управления образованием районов, городов (округов) в городе могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.
Названная децентрализация управления образованием в Российской Федерации привела к изменениям в управляющих подсистемах, в объектах воздействия, в содержании управленческих решений.
Если в прежней системе управления образованием управляющим был лишь федеральный уровень, на котором задавались цели, ставились задачи и контролировалось их выполнение, то в настоящее время в соответствии с порядком, определенным Законом Российской Федерации «Об образовании», разграничения компетенции федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации происходит постепенное перераспределение управленческих функций между различными уровнями управления образованием.
Результаты анализа взаимоотношений разных уровней управления образованием свидетельствуют об изменениях их характера: с повышением уровня управления уменьшается доля прямых воздействий управляющей системы на управляемую и увеличивается Доля косвенных.
В этом заключается основное изменение характера отношений между уровнями управления образованием в результате проведенной реформы децентрализации управления. Центр тяжести в управлении образованием все последовательнее перемещается на Региональный и муниципальный уровни.
Это объясняется тем, что территориальные системы образования формируются под воздействием процессов, результатом которых является возникновение общностей населения, имеющих и
осознающих свои интересы. Сходство условий жизнедеятельности, достаточно общее место проживания, разнообразие форм социальных связей объективно определяют для каждой такой общности самостоятельные и специфические образовательные интересы.
Успех в реализации этих интересов зависит от многих причин, но в первую очередь от правильно созданной структуры управления образованием, подбора управленческих кадров, распределения между ними соответствующих функций.
Вариантов создания структур органов управления образованием может быть много. Это зависит от региональных и национ&тьных особенностей, социально-экономических условий региона, сети образовательных учреждений, многоукладности и вариативности образования.
Общим является то, что структура, штатное расписание региональных органов управления образованием утверждаются постановлением руководителя администрации субъекта Российской Федерации. Им же определяется круг вопросов, решаемых органом управления, его задачи и функции, утверждается Положение об органе управления образованием.
Перечень задач, стоящих перед региональными органами управления образованием, определен Законом «Об образовании». Среди них к числу важнейших относится задача обеспечения условий, позволяющих обучающимся получать образование, не ниже предусмотренного образовательными стандартами; предоставление возможностей обучающимся реализовывать свои природные задатки и способности в соответствии со своими познавательными потребностями и возможностями. Последнее имеет непосредственное отношение к специальному образованию, актуальность которого в современных условиях чрезвычайно высока.
Это объясняется значительным ростом числа детей с проблемами в развитии и детей-инвалидов в частности (в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 2 млн таких детей, что составляет почти 5% от их общего числа), появлением детей со сложными, комплексными типами отклонений в развитии, с различными формами задержек психического развития, детей с аутизмом, нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д. и необходимостью создания для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, а также лечение, оздоровление, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Комплекс этих проблем должен найти свое решение в первую очередь на региональном уровне в форме:
• создания региональной законодательной и нормативной правовой базы для функционирования специальных (коррекционных)
образовательных учреждений, системы коррекционно-развиваю-щего обучения детей с задержкой психического развития и трудностями в обучении, создания условий для развития данной категории детей, поддержки семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
• целенапраатенной работы по подготовке кадров специалис
тов для работы с детьми, имеющими тс или иные отклонения в
развитии, повышению их квалификации;
• разработки методических и организационных основ выявле
ния детей с проблемами в развитии и на основе анализа данных
проектирования развития сети специальных {коррекционных) об
разовательных учреждений;
• создания предпосылок для развития системы психодиагнос
тики и профилактики нарушений в развитии детей начиная с мла
денческого возраста (раннего вмешательства);
• управленческих решений, способствующих перемещению кор-
рекционной психолого-педагогической работы в систему дошколь
ного образования;
• организации условий для планомерного развития системы про
фессиональной подготовки подростков-инвалидов и подростков
с нарушениями развития, создания условий для их трудоустрой
ства, интеграции в общество;
• контроля за качеством специального образования, содействия
развитию инновационных форм деятельности в системе специ
ального образования, поддержки реабилитационных учреждений
нового типа, внедрения в практику работы достижений науки и
передового опыта;
• поиска и отработки моделей интегрированного обучения де
тей с особыми нуждами в условиях массовой школы;
• привлечения к работе по решению проблем детей, имеющих
отклонения в физическом, психическом здоровье, интеллекту
альном развитии, региональных органов управления здравоохра
нением, социальной зашиты населения, трудоустройства и заня
тости населения, общественных организаций.
Роль регионального уровня в управлении специальным образованием чрезвычайно велика и по ряду других причин.
Во-первых, как никакая другая сфера образования, специальное образование остро ощущает недостаток квалифицированных кадров (в среднем по Российской Федерации число специалис-тов-дефектологов составляет лишь 9% от их необходимого числа). Поэтому организация целевого набора на дефектологические факультеты педагогических вузов и университетов, организация курсовой переподготовки кадров на базе региональных институтов повышения квалификации работников образования (ИПК) в соответствии с потребностями региона, создание и координация Деятельности региональных методических объединений учителей-
дефектологов, оказание им помощи в подготовке и прохождении аттестации составляет значительную часть деятельности регионального органа по управлению специальным образованием.
Вторая особенность состоит в следующем. Для субъектов Российской Федерации в значительной степени характерны нестабильность и большие качественные различия в развитии и функционировании сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений (по видам, по размещению и т.д.)- Годами складывавшиеся традиции привели к тому, что в значительном числе муниципалитетов отсутствуют образовательные учреждения для обучения детей с проблемами даже в интеллектуальном развитии. А образовательные учреждения для глухих и слабослышащих, для слепых и слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата в регионах представлены, в лучшем случае, в единичных экземплярах. Проблема усугубляется тем, что все эти образовательные учреждения в последние годы потеряли статус федеральных. Министерство образования Российской Федерации не решает вопросы их комплектования. В этих условиях региональный орган управления образованием должен на практике обеспечить каждому ребенку с проблемами в развитии его право на получение доступного образования, своевременную коррекцию психофизиологических и познавательных процессов. Это достигается путем совершенствования и развития сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, комплектования их детьми только в соответствии с заключением психолого-медико-педагогических комиссий и согласием родителей, решения вопросов обучения детей с проблемами в развитии за пределами региона и т.д.
Разнообразие видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (восемь видов) создает третью особенность управления специальным образованием на уровне региона. Она состоит в том, что региональные органы управления образованием, институты повышения квалификации работников образования становятся главными организаторами и координаторами методической работы в сфере специального образования регионов, центрами по обобщению и распространению передового опыта, реализации передовых педагогических технологий специального образования, инновационной деятельности, в том числе и становления реабилитационных учреждений нового типа (постоянно действующих психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педагоги ческой и медико-социальной помощи, центров раннего вмешательства и т.д.).
В этой же связи из-за отсутствия в муниципальных образовательных системах необходимых квалифицированных кадров (тем более научных) осложнена экспертная оценка экспериментальной деятельности, реализация региональных образовательных про-
грамм и стандартов и т.д. Поэтому такую работ; -ном уровне — можно сделать целенаправленной, научно обоснованной и, что не менее важно, достаточно эффективной.
И последнее. Несмотря на всю специфику, система специального образования не является изолированной. Она непосредственно связана с дошкольным, общим, дополнительным, начальным профессиональным образованием. И если в первых трех случаяхсовершенствовать контакты и взаимоотношения в работе можно на разных уровнях управления, то установление постоянных партнерских связей между специальными (коррекционными) образовательными учреждениями и учреждениями начального профессионального образования, привлечение последних к оказанию помощи специальным (коррекционным) школам в вопросах до-профессиональной подготовки, создания условий для получения обучающимися в системе специального образования доступного им начального профессионального образования является прерогативой регионального органа управления образованием.
Для реализации указанных задач в составе региональных органов управления образованием в соответствии с их структурой создаются специальные отделы (управления): специального образования, учреждений реабилитации, специального образования и социально-правовой зашиты детства и т.д. Положения о них, функциональные обязанности специалистов утверждаются приказом руководителя регионального органа управления образованием. Являясь структурным подразделением регионального органа управления образованием, названные отделы (управления) в своей работе руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области образования, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и администрации региона, нормативными правовыми документами Министерства образования Российской Федерации, положением о региональном органе управления образованием. Специалисты, занятые руководством системой специального образования, должны знать и уметь применять на практике:
«Конвенцию о правах ребенка* (ООН);
Конституцию Российской Федерации;
Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федер&чьного закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ;
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи населению»;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Указы Президента Российской Федерации: «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»
от 02.10.92 г. № 1156; «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25.08.93 г. № 394; «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» от 27.12.92 г. № 802; «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 06.09.93 г. № 1338;
Постановление Совета Министров РСФСР от 24.05.91 г. № 278 «О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии»;
Постановление Совета Министров РСФСР от 20.06.92 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Типовые положения об образовательных учреждениях, утвержденные Правительством Российской Федерации;
Нормативные правовые документы Министерства образования Российской Федерации по вопросам специального образования.
Если говорить обобщенно, то именно специалисты регионального органа управления образованием, курирующие вопросы специального образования, на практике реализуют четыре основных функции управления образованием вообще и специальным образованием в частности. К ним относятся:
руководство — постоянная работа по поддержанию внутренних условий функционирования существующей системы специального образования в регионе;
организация — обеспечение постоянного соответствия системы специального образования региона изменяющимся внешним и внутренним условиям се функционирования;
администрирование — конструирование новых элементов (норм функционирования) системы специального образования региона;
управление — прогнозирование новых рамок системы специального образования, изменяющих ее актуальное состояние в соответствии с тенденциями развития специального образования в Российской Федерации, запросами общества, спросом на те или другие специальные (коррекционные) образовательные услуги.
Отделы (управления) специального образования региональных органов управления образованием призваны реализовывать государственную политику в области специального образования детей с отклонениями в развитии и детей-инвалидов; обеспечивать выполнение федеральных и региональных целевых программ, направленных на социальную поддержку и реабилитацию детей и подростков, нуждающихся в помощи и защите государства; осуществлять развитие региональных систем социальной и психолого-медико-педагогической реабилитации нуждающихся в ней детей.
На практике это достигается в ходе:
разработки законодательных актов (вносятся в законодательный орган администрацией региона), постановлений и распоряжений администрации субъектов Российской Федерации, нормативных правовых документов регионального управления образования, определяющих основные подходы к реализации целей специального образования в регионе и устраняющих пробелы федерального законодательства в этой сфере;
осуществления постоянного контроля за исполнением законодательства в области специального образования объектами образовательного процесса, выполнением нормативных правовых документов, учебных планов, государственных образовательных стандартов, который реализуется при комплексном (фронтальном) изучении управленческой деятельности муниципальных органов управления образованием, аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений, проведении тематических проверок и другой инспекционной деятельности;
постоянной работы по анализу ситуации, связанной с удовлетворением потребностей населения региона в специальных (кор-рекциоиных) образовательных услугах на основе данных психолого-медико-педагогических комиссий, запросов и предложений общественных организаций (особенно тех, которые связаны с жизнедеятельностью инвалидов), родительских ассоциаций, обращений отдельных граждан, итогов работы специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений и других учреждений реабилитации системы образования, а также по подготовке предложений для рассмотрения на коллегиях регионального управления образования, совещаниях при руководителе регионального управления образования (производственных, аппаратных), совещаниях с руководителями муниципальных органов управления образованием, заседаниях советов руководителей учреждений специального образования, научно-методических советах по специальному образованию и т.д.;
оказания помощи муниципальным органам управления образованием в вопросах своевременного выявления, диагностики, психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, путем повышения компетенции специалистов муниципальных структур управления в вопросах специального образования, проведения научно-практических конференций, совещаний, семинаров по актуальным вопросам коррекционной педагогики, внедрения новых форм и методов обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, дающих положительный результат;
лицензирования, аттестации (является компетенцией регионального управления образования), аккредитации специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
проведения работы по комплектованию государственных специальных (коррекпионных) образовательных учреждений;
определения потребности в кадрах учителей-дефектологов, учителей-логопедов и координации на этой основе работы педагогических институтов и университетов региона, института повышения квалификации работников образования по подготовке, переподготовке, повышению квалификации педагогов узких специальностей;
организации работы (совместно с ИПК) по аттестации руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учителей-дефектологов, учителей-логопедов на высшую квалификационную категорию, а при наличии государственных учреждений специального образования, отсутствии в муниципальных образованиях специалистов необходимого уровня квалификации, и на первую квалификационную категорию;
осуществления мероприятий, направленных на развитие службы практической психологии образования, психолого-медико-педагогической и диагностической службы, создания реабилитационных центров для детей-инвалидов.
Особое место в деятельности региональных органов управления образованием занимает контроль как одно из четырех главных управленческих действий (наряду с планированием, организацией, руководством). Какому бы толкованию ни подвергались те или иные статьи Закона Российской Федерации «Об образовании», необходимо понимать, что только контроль делает управление развитием специального образования б регионе осязаемым, только контроль позволяет осуществлять необходимые в работе коррекцию, координацию, регулирование. Это вытекает из теории и научно обоснованной практики управления: управленческие действия представляют собой замкнутый цикл, взаимосвязанную замкнутую систему. При удалении любой части из этого цикл