Федеральные органы управления в сфере культуры

Управление в сфере культуры[7] (см. Таблицу 1. Органы управления культурой) подразумевает государственную координацию в сфере сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, правовое обеспечение культурной деятельности. Соответственно правовое упорядочивание в различных объемах простирается на книгоиздание и библиотечное дело, телерадиовещание, кинематограф, остальные виды искусства. Не стоит забывать, что важная часть государственно-управленческой деятельности – создавать возможности для независимого развития культурной деятельности, ее поощрения и, конечно, для ее защиты от проникновения в сферу культуры несвойственной общественной нравственности веяний.

Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) – совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. В данном контексте она используется действующим российским законодательством, в частности — Законом Российской федерации от 9 октября 1992 года «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»[8].

Культура имеет в себе материальный элемент, что даёт возможность государству её регулировать, в отличие от сферы чисто духовных интересов. Однако и в том и в другом случае государственное регулирование имеет весьма узкий и индивидуальный характер. Оно сводится в основном к заботе о развитии духовно-интеллектуальной жизни, созданию государством подходящих условий, поддержке прогрессивных направлений, не вмешиваясь в творческий процесс художественных, народных и иных коллективов, в творческий труд художника, музыканта, поэта.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)[9] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности.

Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре занимается рассмотрением следующих вопросов: государственной политики в сфере культуры, охраны объектов культурного наследия народов РФ, деятельности учреждений культуры и искусства, библиотечного дела и др.[10]

Комитет Государственной Думы по культуре[11] работает по двум основным направлениям: разработка национальной политики и расширение и усовершенствование законодательства в области культуры и искусства. Комитет занимается вопросами нравственного и военно-патриотического воспитания молодежи и военнослужащих, обеспечение доступа наших бывших сограждан в зарубежных странах к российской культуре. Члены Комитета пытаются всеми силами изменить непростую нынешнюю ситуацию с финансированием культуры, искусства и кинематографии, а именно выделять бюджет и держать его на определенном уровне.

Значительная роль в реализации государственной политики в области культуры и искусства принадлежит Президенту РФ. В целях более эффективной ее реализации он своим Указом от 30 августа 2004 г. № 1132 (в ред. 14.12.2013) утвердил Положение о Совете при Президенте РФ по культуре и искусству[12]. Данный орган является консультативным. Он создан для информирования Президента РФ о положении дел в области культуры и искусства, обеспечения его взаимодействия с творческими союзами, организациями культуры и искусства, представителями творческой интеллигенции, выработки предложений Президенту РФ по актуальным вопросам государственной политики в области культуры и искусства.

Правительство РФ обеспечивает государственную поддержку и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов РФ, проведение единой государственной политики в области культуры; осуществляет регулирование и государственный контроль в области международного культурного сотрудничества и т.д.

Важное место в системе органов управления культурой занимает Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России). Министерство, возглавляемое Владимиром Ростиславовичем Мединским, осуществляет функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных нрав, а также по нормативно-правовому регулированию в названных сферах, за исключением сферы охраны культурного наследия, контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав. Минкультуры имеет определенную управленческую структуру. (см. Схему 2. Структура Министерства культуры РФ)

Министерство культуры, реализовывая государственную политику в в своей сфере, обеспечивает тем самым необходимые условия для реализации гражданами РФ их конституционных прав на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа к культурным ценностям. Министерство обладает определенными полномочиями, к ним относятся разработка и реализация федеральных целевых программ развития культуры, искусства и кинематографии. Оно принимает участие в разработке и реализации различных федеральных целевых и межгосударственных программ по вопросам его компетенции.

Минкультуры России подведомственна деятельность Федерального архивного агентства, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.

Федеральное архивное агентство (Росархив) осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела. В своей деятельности оно руководствуется ФЗ от 22 октября 2004 г. «Об архивном деле в РФ», Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 17 июня 2004 г., другими правовыми актами.

По вопросам своей компетенции Министерство координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти. Приказом Министерства культуры Российской Федерации № 943 от 30.08.2012 г.[13] утверждено положение о Координационном совете по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации. Совет координирует деятельность органов исполнительной власти в сфере культуры по реализации основных направлений государственной политики.

Общественный совет по культуре при Министерстве культуры РФ[14] - консультативный орган при Президенте Российской Федерации, созданный для информирования главы государства о положении дел в сфере культуры и искусства, обеспечения его взаимодействия с творческими объединениями, организациями культуры и искусства, представителями творческой интеллигенции, выработки предложений Президенту Российской Федерации по актуальным вопросам государственной политики в области культуры и искусства.

Общественный совет по детской культуре при Министерстве культуры РФ создан в целях[15] обеспечения взаимодействия Министерства культуры Российской Федерации с деятелями культуры и искусства, с творческими союзами и общественными организациями для привлечения детей и юношества к культуре, их эстетического воспитания, качественного улучшения работы с талантливыми детьми.

Государственная политика также реализуется путем применения программно-целевого метода.

Государственные программы, реализуемые в сфере культуры[16]:

· Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)», в качестве государственного заказчика-координатора которой выступает Министерство культуры России, а госзаказчиков – Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Федеральное архивное агентство.

· «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом. Реализуется с 2007 года.

Вопросы поддержки и развития сферы культуры затрагивают функции и других органов государственного управления на всех уровнях как федерального, так и регионального, местного.

Наши рекомендации