Муниципальное управление в сфере культуры и досуга
Государственная и муниципальная политика в сфере культуры
Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, которое определяет комфортность проживания населения на муниципальной территории.
Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируются Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.
Культурная деятельность -деятельность по сохранению культурного наследия, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ.
Состав сферы культуры показан на схеме 49.
|
|
|
Схема 49. Состав сферы культуры
На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются особые целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства.
Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики. Федеральный закон 2003г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).
Организация управления и финансирование культуры
в муниципальном образовании
Органы местного самоуправления осуществляют строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий. В собственности муниципальных образований могут находиться имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы, иные объекты культуры (музеи, галереи, библиотеки).
Финансирование сферы культуры осуществляется за счет бюджетных средств и оказания платных услуг. Общественные объединения предприятия, организации и граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для финансирования культурной деятельности. В качестве соучредителей фондов также могут выступать и органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе приостанавливать предпринимательскую деятельность организации культуры, до решения суда по данному делу, если она наносит ущерб уставной деятельности. Осуществляя контрольные функции в сфере культуры, органы местного самоуправления осуществляют охрану памятниковприроды, культуры, истории, находящихся в их ведении.
Организация сферы досуга в муниципальном образовании
Кобъектам досуга на территории муниципального образования относятся: городские леса и парки, скверы, пляжи, детские городки, аттракционы, иные развлекательные сооружения. Федеральный закон 2003 г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для организации досуга и массового отдыха жителей, организацию благоустройства мест массового отдыха. Содержание этих объектов возлагается на муниципальные органы культуры и финансируется через них.
На выбор вида досуговой деятельности влияют факторы образовательного, социального, экономического характера, а также состояние материально-технической базы учреждений культуры как основы социального досуга. Все эти факторы отражаются на статусе, типологии и функциональных особенностях самих учреждений культуры и досуга.
Муниципальные органы культуры
Схема 50. Функции муниципального органа управления культурой