Муниципальное регулирование потребительского рынка
Важная составляющая муниципального управления - регулирование потребительского рынка. От его состояния, уровня цен, ассортимента предлагаемых товаров и услуг зависит повседневная жизнь населения.
Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами общественного питания,торговли и бытового обслуживания. Потребительский рынок составляет сферу непосредственного экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в обществе. Его сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров и услуг выступает необходимой составляющей оценки качества жизни населения.
Основные сферы потребительского рынка
Муниципальное регулирование основными сферами потребительского рынка на территории муниципального образования, такими как: торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения имеет свою специфику.
Социально-экономическими предпосылками развития сети торговли являются ориентация на рыночные отношения и прогнозируемый рост благосостояния населения, следствие которого - повышение платежеспособного спроса. Классификация торговых предприятий представлена на схеме 28.
Схема 28. Классификация торговой сети
Основная задача общественного питания в городах и сельских поселениях на ближайшие годы - восстановление его места в организации питания населения.
Для решения этой задачи необходимо:
1. полнее, интенсивнее использовать мощности имеющихся предприятий,
2. увеличить число самих предприятий, повысить плотность сети, равномернее распределять предприятия по территории муниципального образования, сделать их доступными для всех жителей.
В ближайшие годы необходимо направить основные усилия на создание условий для более интенсивного использования имеющейся сети, особенно предприятий закрытого типа и малозагруженных предприятий открытого типа (рестораны в низкоразрядных гостиницах, отдельные кафе, столовые и т. п.).
Особое внимание должно уделяться организации рабочего, школьного, студенческого питания, питания в сфере туризма (в том числе международного), а также на обеспечение общественным питанием малообеспеченных слоев населения, на развитие сети предприятий питания в местах отдыха и проведения досуга населения, в том числе во время спортивных мероприятий, массовых гуляний. Типы предприятий общественного питания представлены на схеме 29.
|
для граждан с высоким доходом
сеть массового обслуживания
ведомственные предприятия
Схема 29. Типы предприятий общественного питания
Основная задача органов местного самоуправлении в сфере бытового обслуживаниянаселения - содействие созданию в каждом поселении (в отдельных случаях - в муниципальном районе) полного набора предприятий по социально значимым услугам повседневного спроса на нормативном уровне:
· ремонт одежды, обуви, мебели, бытовой техники;
· ремонт и изготовление металлоизделий;
· приемные пункты химчистки и прачечных,
· парикмахерские, фотографии;
· услуги бань, саун, оздоровительных центров.
Задачи и механизмы муниципального регулирования потребительского рынка
Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка:
· обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса населения на товары и услуги;
· защита прав потребителей, интересов низкодоходных групп населения, обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка;
Поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных правовых актов.
Возможные механизмы муниципального регулирования потребительского рынка показаны на схеме 30.
Наряду с этим муниципальные органы управления могут воздействовать на частные и акционерные предприятия путем предоставления им информации, аналитических и маркетинговых данных о развитии потребительского рынка, разработки рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка.
Схема 30. Механизмы муниципального регулирования потребительского рынка
Важным и эффективным рычагом муниципального воздействия на потребительский рынок являются механизмы приватизации и регулирования процессов, связанных со сменой форм собственности предприятий.
В таблице 10. приведены в обобщенном виде формы и методы воздействия на потребительский рынок различных муниципальных и общественных структур.
Муниципальная власть воздействует на потребительский рынок также с помощью административных и контрольных механизмов. К ним относятся:
· установление правил торговли на территории муниципального образования;
· предусмотренное законодательством лицензирование торговли отдельными видами продукции;
· взаимодействие с государственными органами санитарно-эпидемического надзора, торговой и ветеринарной инспекцией;
· создание муниципальных структур по защите (в том числе судебной) прав потребителей и содействие деятельности соответствующих общественных организаций.
Таблица 10.
Формы и методы воздействия на потребительский рынок различных регулирующих структур
Регулирующие органы | Объекты регулирования | Формы и методы регулирования |
Органы местного самоуправления. | Объемы производства товаров и услуг. Уровень цен и тарифов. Степень монополизации, развитие конкуренции. Качество товаров и услуг. Уровень доходов населения, доступность товаров и услуг. | Регулирование цен и налоговых ставок в местный бюджет. Муниципальный заказ на закупки. Приватизация помещений. Финансово-кредитная поддержка. Ставки арендной платы. Административные санкции. |
Корпоративные объединения и организации производителей и предпринимателей | Технический уровень и обеспечение конкурентоспособности товаров. Качество товаров и услуг. Степень монополизации и свободы конкуренции. | Деловое консультирование Содействие в подготовке кадров, повышении качества обслуживания. Проведение экспертиз. Моральное воздействие. Финансово-кредитная поддержка. |
Союзы и объединения потребителей. | Качество товаров и услуг. Защита прав потребителей. | Независимая экспертиза. Проведение кампаний по бойкоту и антирекламе в СМИ. Обращения в судебные органы. |
В составе администрации муниципального образования обычно создается структурное подразделение по регулированию потребительского рынка, в состав которого могут входить специалисты по защите прав потребителей. В некоторых городах введена должность заместителя главы администрации по потребительскомурынку.